Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛИМПСЕ́СТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов

ПАЛИМПСЕ́СТ (греч. παλμψηστον , от πλιν – опять, вновь и ψηστός – со­скоб­лен­ный), пер­га­мен (ре­же па­пи­рус) с ру­ко­пис­ным тек­стом, на­не­сён­ным по­верх ра­нее на­пи­сан­но­го и уда­лён­но­го (стёр­то­го, смы­то­го или вы­трав­лен­но­го) тек­ста. П. воз­ник­ли на Ближ­нем Вос­то­ке и бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в сред­ние ве­ка (осо­бен­но в 7–12 вв.); их по­яв­ле­ние бы­ло обус­лов­ле­но до­ро­го­виз­ной пис­че­го ма­те­риа­ла. По­пыт­ки вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­но­го тек­ста П. пред­при­ни­ма­лись с 17 в., од­на­ко из-за не­со­вер­шен­ст­ва тех­нич. средств не­ред­ко при­во­ди­ли к ут­ра­те обо­их тек­стов. Бла­го­да­ря об­ра­бот­ке П. при по­мо­щи совр. ме­то­дов (вклю­чая рент­ге­нов­ское, УФ- и ИК-из­лу­че­ния, то­мо­гра­фию) уда­лось вос­ста­но­вить не­ко­то­рые со­чи­не­ния ан­тич­ных ав­то­ров (Со­фок­ла, Ев­ри­пи­да, Ци­це­ро­на, Плав­та, Ти­та Ли­вия; учеб­ник рим­ско­го пра­ва – «Ин­сти­ту­ции» Гая). Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных об­раз­цов П. – об­нару­жен­ный в 19 в. в Кон­стан­ти­но­по­ле «Па­лим­псест Ар­хи­ме­да» (на­не­сён­ный в 13 в. по­верх ру­ко­пи­си 10 в. ли­тур­гич. текст; пол­но­стью не рас­шиф­ро­ван; ны­не в Ху­дож. му­зее Уол­тер­са, Бал­ти­мор, США), вклю­чав­ший в т. ч. и не­из­вест­ные ра­нее тру­ды учё­но­го. «Еф­ре­мов Ко­декс» (хра­нит­ся в Нац. б-ке Фран­ции), пред­став­ляю­щий со­бой текст про­по­ве­дей прп. Еф­ре­ма Си­ри­на, за­пи­сан­ный в 12 в. по­верх соз­дан­но­го в 5 в. греч. ма­ну­ск­рип­та, со­дер­жав­ше­го, ве­ро­ят­но, пол­ный текст Биб­лии. В «Нит­рий­ском ко­дек­се» (6 в.; хра­нит­ся в Брит. б-ке) по­верх тек­ста Еван­ге­лия от Лу­ки в 8 или 9 в. был на­не­сён трак­тат Се­ви­ра Ан­ти­охий­ско­го. Осо­бая раз­но­вид­ность П. – «ги­пер­па­лим­псест» (тер­мин А. А. За­лиз­ня­ка, при­ме­нён­ный им по от­но­ше­нию к об­на­ру­жен­но­му в 2000 Нов­го­род­ско­му ко­дек­су, где под осн. тек­стом вы­яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во скры­тых).

В рас­ши­ри­тель­ном (ме­та­фо­ри­че­ском) смыс­ле под П. по­ни­ма­ют куль­тур­ный текст (в лит-ре, ар­хи­тек­ту­ре, ки­не­ма­то­гра­фе, те­ат­ре, му­зы­ке), соз­дан­ный на руи­нах ра­нее су­ще­ст­во­вав­ше­го и во­брав­ший в се­бя не­ко­то­рые его при­ме­ты; в эс­те­ти­ке по­стмо­дер­низ­ма (в т. ч. в ин­тер­пре­та­ции Ж. Же­нет­та) П. фак­ти­че­ски вы­сту­па­ет как си­но­ним транс­тек­сту­аль­но­сти (лю­бых форм взаи­мо­дей­ст­вия тек­ста с се­мио­тич. куль­тур­ной сре­дой).

Лит.: Genette G. Palimpsestes: la littérature au second degré. P., 1992; Кус­ков С. И. Па­лим­псест по­стмо­дер­низ­ма как «со­хра­не­ние сле­дов тра­ди­ции» // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1993. № 2–3; El palimpsesto grecolatino como fenómeno librario y textual. Zaragoza, 2006; Palimpsestes épiques. P., 2006; Libri palinsesti greci: conservazione, restauro digitale, studio. Roma, 2008; Palimpsestes et éditions de textes, les textes littéraires. Louvain; P., 2009.

Вернуться к началу