ПАЛИМПСЕ́СТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛИМПСЕ́СТ (греч. παλίμψηστον , от πάλιν – опять, вновь и ψηστός – соскобленный), пергамен (реже папирус) с рукописным текстом, нанесённым поверх ранее написанного и удалённого (стёртого, смытого или вытравленного) текста. П. возникли на Ближнем Востоке и были широко распространены в средние века (особенно в 7–12 вв.); их появление было обусловлено дороговизной писчего материала. Попытки восстановления первоначального текста П. предпринимались с 17 в., однако из-за несовершенства технич. средств нередко приводили к утрате обоих текстов. Благодаря обработке П. при помощи совр. методов (включая рентгеновское, УФ- и ИК-излучения, томографию) удалось восстановить некоторые сочинения античных авторов (Софокла, Еврипида, Цицерона, Плавта, Тита Ливия; учебник римского права – «Институции» Гая). Среди наиболее известных образцов П. – обнаруженный в 19 в. в Константинополе «Палимпсест Архимеда» (нанесённый в 13 в. поверх рукописи 10 в. литургич. текст; полностью не расшифрован; ныне в Худож. музее Уолтерса, Балтимор, США), включавший в т. ч. и неизвестные ранее труды учёного. «Ефремов Кодекс» (хранится в Нац. б-ке Франции), представляющий собой текст проповедей прп. Ефрема Сирина, записанный в 12 в. поверх созданного в 5 в. греч. манускрипта, содержавшего, вероятно, полный текст Библии. В «Нитрийском кодексе» (6 в.; хранится в Брит. б-ке) поверх текста Евангелия от Луки в 8 или 9 в. был нанесён трактат Севира Антиохийского. Особая разновидность П. – «гиперпалимпсест» (термин А. А. Зализняка, применённый им по отношению к обнаруженному в 2000 Новгородскому кодексу, где под осн. текстом выявляется множество скрытых).
В расширительном (метафорическом) смысле под П. понимают культурный текст (в лит-ре, архитектуре, кинематографе, театре, музыке), созданный на руинах ранее существовавшего и вобравший в себя некоторые его приметы; в эстетике постмодернизма (в т. ч. в интерпретации Ж. Женетта) П. фактически выступает как синоним транстекстуальности (любых форм взаимодействия текста с семиотич. культурной средой).