Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЙО́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Тсен-таинте (Белый Конь), вождь (топотоки) кайова.

КАЙО́ВА (от са­мо­на­зва­ния груп­пы кой­гу), ин­дей­ский на­род в США. Чис­лен­ность св. 8,3 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), со­глас­но дан­ным Бю­ро по де­лам ин­дей­цев – 12,5 тыс. чел. (2000); поч­ти по­ло­ви­на про­жи­ва­ет в шта­те Ок­ла­хо­ма. Го­во­рят в осн. на англ. яз., ок. 1 тыс. чел. (в осн. стар­ше­го по­ко­ле­ния) – на язы­ке кай­о­ва, об­ра­зую­щем ветвь кай­о­ва-та­но­ан­ских язы­ков. В со­став К. отд. об­щи­ной вхо­дит груп­па степ­ных апа­чи – кай­о­ва-апа­чи (са­мо­на­зва­ние на­дий­ша-де­на – на­ши лю­ди). Чис­лен­ность 1,3 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). Ве­рую­щие в осн. при­вер­жен­цы Ту­зем­ной амер. церк­ви Сев. Аме­ри­ки (пей­о­ти­сты), есть ме­то­ди­сты и приверженцы тра­диц. куль­тов.

Со­глас­но пре­да­нию, К. при­шли на Ве­ли­кие рав­ни­ны с вер­ховь­ев р. Йел­ло­устон. По­сте­пен­но про­дви­га­ясь на юго-вос­ток, дос­тиг­ли рай­она Блэк-Хилс и ус­та­но­вили дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния с кроу. Пред­по­ло­жи­тель­но в нач. 18 в. к К. при­сое­ди­ни­лась часть степ­ных апа­чи (кай­о­ва-апа­чи); ве­ро­ят­но, от апа­чи К. за­им­ст­во­ва­ли ло­шадь. В нач. 19 в. жи­ли в рай­оне р. Норт-Платт. Со­юз с ко­ман­ча­ми 1806 по­зво­лил К. охо­тить­ся на ог­ром­ной тер­ри­то­рии юга Ве­ли­ких рав­нин (за­пад шта­та Кан­зас и совр. штат Ок­ла­хо­ма, вос­ток шта­та Ко­ло­ра­до, се­вер шта­та Те­хас). В 1-й пол. 19 в. от­тес­не­ны чей­ен­на­ми и да­ко­та на юг, за р. Ар­кан­зас.

Женщины кайова. Фото У. С. Суля. Форт-Силл, 1869–72. Смитсоновский институт (Вашингтон).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Осн. за­ня­тия – кон­ная охо­та на би­зо­нов и на­бе­ги за лошадь­ми. Вы­де­ля­лись со­ци­аль­ные слои: он­де­ки он­гоп (бо­га­чи, выс­шие) – наи­бо­лее зна­чи­мые во­ж­ди об­щин, хра­ни­те­ли свя­тынь; он­де­гу­пай (сле­дую­щие за выс­ши­ми) – во­ж­ди, вои­ны, ша­ма­ны, не­ко­то­рые удач­ли­вые мо­ло­дые вои­ны; ко­он (ти­хие, вы­зы­ваю­щие жа­лость) – без­ло­шад­ные ин­дей­цы, обыч­но не уча­ст­вую­щие в на­бе­гах; до­пом (ни­кто) – от­ще­пен­цы, пре­ступ­ни­ки. Би­ла­те­раль­ные родств. груп­пы со­став­ля­ли ко­че­вую об­щи­ну (то­по­то­го) во гла­ве с во­ж­дём (то­по­то­ки). Ко­че­вые об­щи­ны объ­е­ди­ня­лись в пле­мен­ные под­раз­де­ле­ния, раз­ме­щав­шие­ся в пле­мен­ном ла­ге­ре в оп­ре­де­лён­ном по­ряд­ке по кругу: ка­та (Ку­са­чие – по назв. ари­ка­ра, на­ро­да груп­пы кэд­до); ко­гуи (Ло­си); кой­гу, или соб­ст­вен­но К.; ки­неп (Боль­шие Щи­ты); се­мат (Во­ры), или кай­о­ва-апа­чи; кон­та­луй (Чёр­ные Маль­чи­ки); куа­то (Вы­та­щен­ные; ис­треб­ле­ны да­ко­та в 1780). Кай­о­ва-апа­чи от­ли­ча­лись от дру­гих К. мат­ри­ло­каль­но­стью брач­но­го по­се­ле­ния и обы­чая­ми из­бе­га­ния. Су­ще­ст­во­ва­ли муж­ские воз­рас­тные и вне­воз­ра­ст­ные сою­зы. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная в 1-м вос­хо­дя­щем и нис­хо­дя­щем по­ко­ле­ни­ях и ге­не­ра­ци­он­ная в по­ко­ле­нии Эго. За­фик­си­ро­ва­но слия­ние аль­тер­на­тив­ных по­ко­ле­ний (вза­им­ная тер­ми­но­ло­гия, об­щие тер­ми­ны для де­дов, вну­ков, пра­вну­ков и сиб­лин­гов); сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Бы­ла рас­про­ст­ра­не­на со­ро­раль­ная по­ли­га­мия, крос­ску­зен­ные бра­ки бы­ли за­пре­ще­ны. Тра­диц. ре­ли­гия ос­но­ва­на на ве­ре в су­ще­ст­во­ва­ние свя­щен­ной си­лы (дой). Ри­ту­аль­ные спе­циа­ли­сты (дой­ом­ки) из­го­тов­ля­ли свя­щен­ные пред­ме­ты с пик­то­грам­ма­ми (бое­вые щи­ты, т. н. ге­раль­дич. ти­пи, и др.). Они мог­ли пе­ре­да­вать­ся по на­след­ст­ву, да­рить­ся, про­да­вать­ся; их вла­дель­цы об­ра­зо­вы­ва­ли сою­зы (напр., сою­зы Щи­тов тай­ме, Ор­ли­ных щи­тов, Би­зонь­их щи­тов, Со­ви­ных щи­тов, Пя­ти щи­тов и др.). Осн. це­ре­мо­ни­ей бы­ла лет­няя Пля­ска Солн­ца (Ко­то), где гл. куль­то­вым пред­ме­том бы­ла ка­мен­ная ан­тро­по­морф­ная фи­гур­ка (тай­ме). Су­ще­ст­во­ва­ло пик­то­гра­фич. ле­то­пи­са­ние (см. «Пе­реч­ни зим»). Был раз­вит культ 10 «свя­щен­ных свя­зок» (та­ли­дой), в ко­то­рые, по пре­да­нию, пре­вра­тил­ся один из ми­фо­ло­гич. близ­не­цов (Та­ли, букв. – маль­чи­ки). Ми­фы о близ­не­цах и их ба­буш­ке Ста­ру­хе-пау­чи­хе доз­во­ля­лось рас­ска­зы­вать толь­ко хра­ни­те­лям «свя­щен­ных свя­зок» и толь­ко ле­том. Дру­гой ми­фо­ло­гич. цикл свя­зан с трик­сте­ром, де­ми­ур­гом и куль­тур­ным ге­ро­ем Сен­де, о чьих по­хо­ж­де­ни­ях слу­ша­ли толь­ко зи­мой.

До­го­вор­ные от­но­ше­ния с аме­ри­кан­ца­ми с 1837. В 1867 К. вместе с команча­ми бы­ла пре­дос­тав­ле­на ре­зер­ва­ция на Ин­дей­ской тер­ри­то­рии (в рай­оне совр. г. Форт-Силл). В нач. 1870-х гг. К. рас­ко­ло­лись на «мир­ных», ос­тав­ших­ся в ре­зер­ва­ции, и «вра­ж­деб­ных», бе­жав­ших в сте­пи. В 1874–75 уча­ст­во­ва­ли в Вой­не на Ред-Ривере. По­ра­же­ния в борь­бе с аме­ри­кан­ца­ми убе­ди­ли мн. К. от­ка­зать­ся от тра­диц. куль­тов. Пля­ска Солн­ца бы­ла про­ве­де­на в по­след­ний раз в 1887. Сре­ди К. рас­про­ст­ра­нил­ся пей­о­тизм, в 1890 они уча­ст­во­ва­ли в дви­же­нии Пля­ска Ду­ха. В 1901 ре­зер­ва­ция бы­ла раз­де­ле­на на ча­ст­ные на­де­лы, б. ч. её про­да­на бе­лым ко­ло­ни­стам.

Совр. К. силь­но ме­ти­си­ро­ва­ны; за­ня­ты в с. х-ве, мел­ком пред­при­ни­ма­тель­ст­ве. Есть вра­чи, ин­же­не­ры, пи­са­те­ли (в т. ч. лау­ре­ат Пу­лит­це­ров­ской пр. по ли­те­ра­ту­ре в 1969 Н. С. Мо­ма­дей), ху­дож­ни­ки (в т. ч. «Пя­тёр­ка кай­о­ва»: С. Аза, Дж. Очия, Дж. Хо­кеа, С. Мо­по­пе и М. Тса­то­ке, а так­же Л. Тса­то­ке, Г. Топ­па и др.).

Лит.: Mooney J. Calendar history of the Kiowa Indians // 17th annual report of the Bureau of American ethnology. Wash., 1898; Mar­riott A. L. The ten grandmothers. Norman, 1945; Mishkin B. Rank and warfare among the plains Indians. Lineoln, 1992; Levy J. E. Kiowa // Handbook of North American Indians. 2001. Vol. 13. Pt. 2.

Вернуться к началу