И́ЗБРАННАЯ РА́ДА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́ЗБРАННАЯ РА́ДА, термин, которым в историографии традиционно обозначают правящий кружок («правительство») при царе Иване IV Васильевиче Грозном (кон. 1540-х гг. – весна 1560). Понятие ввёл в оборот кн. А. М. Курбский в «Истории о великом князе московском». Согласно Курбскому, Раду собрали вокруг царя А. Ф. Адашев и Сильвестр, гонения и опалы на этих двух лиц означали конец деятельности И. р. Хотя понятие «И. р.» отсутствует в переписке Ивана IV с Курбским, оба оппонента отмечали в письмах ведущую роль Адашева, Сильвестра и близких к ним «советников» с противоположными оценками: уничижительно отрицательной у царя и возвышенно позитивной у князя-эмигранта.
В многолетней дискуссии о сроках деятельности и значении И. р. одни исследователи (С. Ф. Платонов, отчасти А. Е. Пресняков) видели в И. р. «частный» кружок, созданный временщиками при царе и обладавший широкими властными полномочиями, но не ставший особым учреждением. Другие расценивали И. р. как институт, соответствовавший или наличному составу Боярской думы (В. О. Ключевский), или Ближней думе (С. В. Бахрушин, А. А. Зимин, с рядом особенностей – И. И. Смирнов и Р. Г. Скрынников). Третьи определили И. р. по статусу и функциям как правительство, отделённое от Думы с её сугубо совещательными прерогативами, аристократич. составом и, в отличие от неё, действующее в интересах рядового дворянства и посадского населения (Д. Н. Альшиц). Деятельность И. р. трактовалась в итоге как пробоярская (С. М. Соловьёв) и продворянская (И. И. Смирнов). Некоторые исследователи (С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков, С. В. Бахрушин, А. А. Зимин, С. О. Шмидт и др.) подчёркивали компромиссный характер её внутриполитич. курса и проведённых преобразований. В совр. историографии благодаря комплексному изучению внутр. и внешней политики Рус. гос-ва 1550-х гг. сформировался взгляд на И. р. на основе более детального анализа процессов, в которых взаимодействовали и оказывали друг на друга влияние монарх и разл. круги знати и дворцово-приказной верхушки, верховная светская и духовная власть, светская и церковная элита и широкие слои дворянства и посадских людей (Е. Н. Носов, С. М. Каштанов, Р. Г. Скрынников, А. П. Павлов, Б. Н. Флоря, В. Д. Назаров, А. И. Филюшкин, М. М. Кром и др.).
В соответствии со сложившимися к сер. 16 в. порядками функционирования верховной власти И. р. следует считать Ближнюю думу Ивана IV. В своём первоначальном виде она сложилась в 1547–1549 под воздействием мн. противоречивых факторов: формальное укрепление авторитета и личной власти юного монарха (венчание на царство в январе и женитьба в февр. 1547) происходило на фоне углублявшегося кризиса в политич. элите (казни бояр и юных аристократов в июле 1546 и янв. 1547 в связи с интригами князей Глинских); Московского восстания 1547; неудачи Казанского похода 1547–48; отсутствия достаточных средств в казне. Обострилось и приобрело всеобщий характер недовольство уездного дворянства, горожан, черносошных крестьян адм. и судебными решениями наместников и волостелей, их злоупотреблениями, «насилиями» со стороны знати в поземельных и др. спорах. Начальная программа преобразований была сформулирована к т. н. Собору примирения в февр. 1549 (традиционно считается в историографии первым земским собором), более пространный вариант реформ был рассмотрен на Стоглавом соборе 1551. Проекты вырабатывались в рамках деятельности И. р., а также Боярской думы в целом при активном участии митр. Макария, Сильвестра и др. духовных лиц.
Состав И. р. по сохранившимся источникам точно не определяется. Она была заметно больше по численности и представительству родовых кланов, чем Ближняя дума вел. кн. московского Василия III Ивановича в 1520–30-х гг. Часть членов И. р. находилась в окружении царя в его первых поездках и походах, а др. члены И. р. оставались в Москве в составе боярских комиссий. В своей деятельности члены И. р. опирались на приказных людей, прежде всего царской казны, но также и дворцовых ведомств. Включение в «большую политику» незнатных молодых фаворитов или же молодых представителей знати происходило путём внеочередных пожалований должностей и думных чинов (родственники царицы А. Р. Захарьиной-Юрьевой из клана Захарьиных-Кошкиных) или же врем. установления нового статусного чина («стряпчие в думе» А. Ф. Адашев и И. М. Вешняков в 1551). В рамках «политики примирения» принципиально изменился характер соперничества разл. «партий»: после отстранения их лидеров от гл. рычагов гос. управления прекратились казни, опалы с конфискацией имущества и вотчин, лишение думных чинов и репрессии против родственников.
Историю И. р. исследователи традиционно делят на 2 периода: с кон. 1547 до рубежа 1554 и 1555, с нач. 1555 до весны 1560. В 1-й период в рамках И. р. и Боярской думы в целом активно себя проявляли «кланы» Гедиминовичей (князья Бельские, И. Ф. Мстиславский, Булгаковы-Голицыны и Щенятевы), князей Воротынских, Оболенских (во главе с Д. И. Курлятевым), Захарьиных-Кошкиных (Захарьины-Юрьевы, Захарьины-Яковли), Морозовых, Воронцовых и др. Одним из гл. координаторов вост. дипломатии и воен. политики стал А. Ф. Адашев. Во время 2-го периода работы И. р. при сохранении в ней нескольких «групп влияния» Адашев стал гл. координатором всей правительств. деятельности. При этом заметную роль в И. р. играли и др. фигуры (кн. Ф. А. Булгаков-Куракин, кн. Д. И. Курлятев, М. Я. Морозов, Ф. И. Умной-Колычев, И. В. Большой Шереметев и др.), а также представители верхушки приказного аппарата (казначей Ф. И. Сукин, дьяки И. Е. Цыплятев, И. М. Висковатый, Ю. Сидоров, С. М. Митрофанов-Нечаев), обеспечивавшего проведение реформ и реальное функционирование гос. управления.
Главным образом благодаря деятельности И. р. был составлен Судебник 1550 (см. Судебники 15–16 вв.), приняты новые законы, затрагивавшие осн. проблемы жизни общества, сформирована сеть приказов, проведены реформы 1550-х гг., в т. ч. 2-й этап губной реформы 1530–1550-х гг., земская реформа 1555–56, отменены кормления, преобразована налогово-финансовая система, сформулированы правила местничества при воеводских назначениях (1550) и процедуры местнического суда, унифицированы нормы воен. службы знати и всех слоёв дворянства в соответствии с размерами земельных владений и денежными выплатами (1556), создано стрелецкое войско.
Кардинальный просчёт А. Ф. Адашева в определении гл. внешнеполитич. целей и соотношения сил, а также усиливавшееся с кон. 1550-х гг. стремление царя «государить» самому, нараставшее недовольство Ивана IV стилем поведения своих советников из состава И. р., постепенно растущая усталость дворянства от постоянных войн, определившаяся в нач. 1560-х гг. перспектива ведения войны на два фронта, обострившиеся противоречия между разл. «партиями» внутри самой И. р. привели весной 1560 к высылке Адашева из Москвы на театр Ливонской войны 1558–83, а затем и к полной его опале, что предопределило прекращение деятельности И. р. в её традиц. виде и прежнем составе.