ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1555–56
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1555–56, одна из реформ местного управления в Pyc. гос-ве (наряду с губной реформой 1530–1550-х гг.), в соответствии с которой в посадах и черносошных волостях вводилось сословно-выборное самоуправление, создавались институты земского управления.
Одной из причин З. р. стала неэффективность системы местного управления во главе с наместниками и волостелями из числа чинов Государева двора, получавшими определённую территорию с населением в кормление (т. е. практически в собств. распоряжение, без экономич. контроля со стороны верховной власти, при условии выплаты в казну установленных сумм), что способствовало массовым злоупотреблениям. Другой причиной был численный рост Государева двора, что сделало невозможным материальное обеспечение всех его чинов кормлениями. В то же время само население некоторых крупных посадов и черносошных волостей было готово «выкупить» право на сбор налогов и их перечисление в казну через своих выборных лиц, без участия посредника-кормлёнщика. Это должно было способствовать увеличению казённых доходов.
З. р. предшествовал ряд мероприятий, связанных с попытками создания земских органов. Импульс для их появления был дан т. н. Собором примирения (февр. 1549). Осн. задачами земских представителей были недопущение неправедного суда и участие в местном управлении для укрепления авторитета правительств. органов и усиления их влияния на широкие слои населения. Судебник 1550 установил обязат. участие выборных от населения в наместничьем суде (представительство посадского и свободного крестьянского населения известно с сер. 15 в., оно было зафиксировано Судебником 1497, но не являлось постоянным). После этого началась выдача первых уставных грамот волостным общинам (наиболее ранней из сохранившихся считается грамота 1551 Плёсской вол. Владимирского у.), в которых фиксировались их права и обязанности: избранные «миром» земские старосты, целовальники и «излюбленные» головы должны были собирать и доставлять гос. налоги и сборы – «кормлёный окуп». Стоглавый собор (1551) благословил участие земских старост в управлении как светскими, так и церковными землями. Однако процесс внедрения институтов земского управления приостановился в связи с тем, что после завоевания Казанского ханства (1552) появилась возможность обеспечить мн. служилых людей (от бояр до верхушки провинциального дворянства) кормлениями или денежными суммами из «кормлёных» доходов.
В ходе проведения З. р. в 1555–56 были отменены кормления, организована массовая рассылка по городам и волостям учредительных грамот о производстве выборов новых земских властей, выработан формуляр выдаваемых уставных грамот и унифицировано их содержание, сформированы земские органы на местах. В зависимости от региона социальный состав земских органов менялся. В уездах с сильными и богатыми посадами, напр. на Рус. Севере, земские представители избирались из купцов, промышленников, крестьян; здесь они соединяли в себе и функции губных властей. В более юж. районах с развитым служилым землевладением земскими представителями избирались члены местных дворянских корпораций.
З. р. повысила гос. доходы, усилила роль дворянских городовых корпораций и посадов, подчинив их формировавшимся в то же время приказам и уменьшив влияние региональной власти.
По мнению Н. Е. Носова, З. р. следует датировать несколько иначе: он определял 1550–53 как 1-й этап, а 1555–56 как 2-й этап реформы.