ЗЕ́МСКОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ, в Рус. гос-ве в 16–17 вв. в посадах и в крестьянских общинах органы местного сословно-выборного самоуправления (существовали наряду с губными учреждениями). Практика самоуправления с выборностью должностных лиц прослеживается ещё по документам 15 в. В ходе земской реформы 1555–56 происходило её окончательное оформление. Термин «З. у.» в источниках 16–17 вв. не встречается (введён рос. историками после земской реформы 1864). Права З. у. делегировались через право избрания «выборных лутчих людей, кого все излюбят». Орган З. у. – мирской сход членов посадской, слободской или сельской общины, на котором принимались осн. решения, относящиеся к компетенции общины: об использовании общинной земли (сдача в аренду, перераспределение наделов между общинниками), о приёме в общину новых членов («запись в тягло»), о раскладке («разрубе») гос. повинностей («тягла») и выполнении чрезвычайных служб. Мирские сходы обычно проводились в начале календарного года (сентябрь), но частота их созывов определялась потребностями самой общины. Для реализации принятых решений на сходе избирались земский староста (управляющий делами общины – «земства») и земский судейка – мировой судья по неуголовным делам, составлявшие адм. аппарат. Дела по обвинению в «татьбе» (разбое), душегубстве и поджоге оставались в ведении губного старосты, хотя не исключалась возможность проведения совместного («смесного») суда. В помощь старосте выбирались целовальники, которые занимались в осн. сбором денег по определённым статьям – корчемных, оброчных или таможенных; они давали присягу («приводились к кресту»). Наряду с целовальниками или вместо них были и наёмные (на средства общинной казны) служащие – «верные приказчики», ведавшие дорожным и мостовым делом, «вервлением», т. е. измерением наделов, и пр. Помощники земского судейки – сотские и пятидесятские, в обязанности которых входили борьба с адм. правонарушениями, корчемством и надзор за порядком на рынках и ярмарках (в т. ч. за соответствием эталонам торговых мер и весов). Для помощи земскому судейке в сложных имущественных делах (напр., тяжбах с монастырями за общинные земли) «мир» из своей среды выдвигал спец. уполномоченных, которые также приносили присягу, а потому иногда назывались судебными целовальниками. В их обязанности входило присутствие на суде в качестве свидетелей («видоков»). Они иногда включались в состав «смесного» суда. Служба в сотских, пятидесятских и судебных целовальниках являлась составной частью общего мирского тягла и не вознаграждалась. У земского старосты и земского судейки имелась канцелярия – земская изба, которую возглавлял нанимавшийся «миром» земский дьячок (в 17 в. – подьячий). В его обязанности входили ведение земских приходно-расходных книг, записных книг по сборам основных и чрезвычайных налогов («окладных сборов» и «запросных денег»), переписка с центр. гос. учреждениями и местной администрацией – воеводами и губными старостами. Земский староста, земский судейка, «верные приказчики» и целовальники несли персональную ответственность перед мирским сходом, отчитываясь в делах и расходах не реже одного раза в год. Мирской сход имел широкие полномочия по пресечению их злоупотреблений: в случае несогласия «мира» с действиями представителей земских властей обычно назначалась «пеня» (компенсация), которую они должны были выплатить из личного имущества. Работа в выборном земском аппарате отнимала много времени, поэтому земские староста и судейка обычно избирались на 1–2 года, чтобы «не разорить хозяйство». На время сдачи дел переизбранной администрации назначался мирской контролёр – земский счётчик, который принимал дела по описи и составлял новую опись. В чрезвычайных случаях (в осн. для подачи челобитной непосредственно царю) на мирском сходе избирались земские посыльщики, получавшие жалованье от «мира»; у посадов крупных городов (Кострома, Ярославль, Вологда) имелся постоянный посыльщик в Москве.
По мере укрепления и развития воеводской системы управления органы З. у. лишались значит. части своих прерогатив (суд, сбор налогов). Институт З. у. постепенно становился частью местного адм. аппарата. Особенно быстро этот процесс шёл в районах с преобладанием поместно-вотчинного землевладения (преим. в центре и на юго-западе страны). В связи с ослаблением центр. власти в Смутное время институт З. у. приобрёл новое качество и сыграл важную роль в выходе страны из социально-политич. кризиса, став гл. звеном управления и составив костяк освободит. движения (напр., нижегородским земским старостой был К. Минин). В 17 в. по разл. уездам прослеживаются следы деятельности земских изб, однако они не имели существенного влияния (за исключением посадов крупных городов, земские избы которых были в 1699 подчинены Ратуше). В прежних традициях самоуправление сохранилось лишь в общинах крестьян.