ГУБНЫ́Е УЧРЕЖДЕ́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУБНЫ́Е УЧРЕЖДЕ́НИЯ, выборные органы местного самоуправления в России во 2-й трети 16 – нач. 18 вв. Введены губной реформой 1530–50-х гг. В ходе 1-го этапа реформы (кон. 1530-х – нач. 1540-х гг.) новые учреждения создавались в отд. волостях, уездах, регионах, городах, крупных вотчинах некоторых монастырей. Всё население губы избирало спец. голов и их помощников – целовальников и др. лиц. Они обязывались выявлять с помощью массового опроса населения под присягой «ведомых» разбойников (известных на местах преступников-«профессионалов»), а в одном случае и «ведомых татей» (воров), проводить над ними, их соучастниками и укрывателями следствие с применением пыток, судить и исполнять свои же судебные решения (по многим обвинениям – смертная казнь). Из имущества казнённых возмещались убытки потерпевшим, его остатки поступали в гос. казну. В обязанности выборных голов входило преследование преступников за границами своей губы, а также выявление их сообщников в соседних уездах, для чего они вступали в контакт с такими же или с аналогичными по функциям должностными лицами. В уездах со светскими вотчинами и поместьями в каждой волости предписывалось избрать трёх-четырёх голов из числа детей боярских, а целовальников и др. лиц – из крестьян. В др. случаях во главе Г. у. предписывалось ставить избранных старост и их помощников из числа горожан (в городах), монастырских приказчиков и их помощников из крестьян (в церковных вотчинах). Вводился постоянный контроль со стороны новых учреждений над всеми вновь прибывшими лицами для выявления среди них «ведомых» разбойников. При этом др. уголовные преступления оставались в ведении наместников, волостелей и их аппарата.
На 2-м этапе губной реформы (2-я пол. 1540-х – сер. 1550-х гг.) Г. у. были введены во всём гос-ве (за исключением недавно завоёванных областей Среднего и Нижнего Поволжья, а также территорий по юж. границе). Уставная книга 1555–56 Разбойного приказа кодифицировала нормы «губного» права (традиционные и вновь принятые), которые регламентировали создание, состав, структуру и аккредитацию Г. у., их адм.-судебную деятельность, материальную и уголовную ответственность населения за ложные показания и т. п. Отмена системы кормлений (наместников, волостелей и др.) и земская реформа 1555–56 повлекли перемены для Г. у. В уездах с церковным и светским землевладением они стали относительно единообразны в соответствии с принципами адм.-терр. деления страны (обычно одно Г. у. на уезд), по структуре и составу (во главе Г. у. стояли, как правило, двое губных старост, избиравшихся всем населением из годных к воен. службе и отставных местных детей боярских; видимо, всем населением избирались также губные дьячки, а губные целовальники – податным населением из числа крестьян; тюремные сторожа и палачи служили «за поруками» отд. групп местного населения), а также по размещению и материальному обеспечению (население было обязано строить и содержать в порядке «губные избы» и тюрьмы, уплачивать местный налог в пользу Г. у.). Сами Г. у. получили вскоре в документах наименование губных изб. Губным старостам стали подведомственны не только дела о «ведомых» разбойниках и татях, но и ряд др. уголовных дел, а порой и гражданских, в т. ч. поземельные по размежеванию и отводу владений. Им вменили мн. адм.-контрольные функции: ставили пятно (клеймо) при продаже лошадей, выявляли и сообщали в Москву факты запустения тяглых земель, контролировали перемещение людей и т. п. При вступлении в должность губные старосты, а также губные дьячки и целовальники давали крестоцеловальную запись, то же делали их помощники. В документах на 2-м этапе губной реформы была детализирована процедура проведения массовых опросов населения (полученные таким образом показания были решающими при судебных разбирательствах), установлена его ответственность (финансовая и уголовная) за любые ложные показания, для борьбы с завышением размеров убытков потерпевшими определено их исчисление по показаниям разбойников и т. д. Сфера применения смертной казни несколько расширилась, спорные дела (обычно при контактах с др. Г. у. или земскими органами) передавались в Разбойный приказ, равно как оставшееся конфискованное имущество разбойников и татей.
Эволюция Г. у. во 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. проходила по нескольким направлениям. Постепенно, но неуклонно расширялись функции, а отчасти и прерогативы губных старост при одновременном увеличении роли Разбойного приказа (выносил решения по крупным делам, усиливался его контроль над действиями старост, в отд. случаях приказ направлял спец. сыщиков для борьбы с разбоями). Произошло некоторое смягчение наказаний (1-й и 2-й разбои без убийств и поджогов не наказывались смертной казнью). К кон. 16 в. в уездах со светским и церковным землевладением Г. у. остались единственным органом управления на сословно-представительной основе («излюбленные головы» из местных детей боярских в качестве судей 1-й инстанции по всем делам, возникшие в сер. 1550-х гг., не прижились), но они так и не получили тогда распространения в Среднем и Нижнем Поволжье, а также в колонизируемых уездах на юж. границе. В годы опричнины Г. у. существовали в опричных и земских уездах, что требовало «сместного» судебного разбирательства при разной подсудности обвиняемых. В 1570–80-е гг. продолжали действовать особые Г. у. в крупных вотчинах привилегиров. монастырей (Троице-Сергиева и др.).
В 1610-е гг., а особенно в 1620-е гг., Г. у. получили широкое распространение на юге Рус. гос-ва при падении их роли на осн. территории страны. В этот период известна масштабная практика направлять на места из Москвы спец. сыщиков для сыска разбойников и татей. Они назначались из членов Государева двора, им подчинялись губные старосты и их помощники. Эти действия (связанные с глубоким кризисом уездных корпораций детей боярских) дали определённые результаты, но сохранили все пороки разовых мероприятий, плохо учитывающих местные особенности. Постепенное преодоление кризисных явлений в положении рядового дворянства, ряд др. факторов привели к «реформе» 1627: правительство отменило посылку сыщиков на места, декларировало повсеместное восстановление Г. у. (что не было реализовано полностью), обязало выбирать в губные старосты наиболее разумных и «прожиточных» местных детей боярских из высших групп уездных корпораций.
Эволюция Г. у. после 1627 свелась к «соперничеству» с воеводами как чисто приказным (назначенным) институтом местного управления: правительство обычно удовлетворяло коллективные челобитные местного населения, заинтересованного в наименее злоупотребляющем управителе, и могло сменить воевод, а иногда и старост. Постоянное усиление роли Разбойного приказа привело к тому, что губные старосты начали превращаться в его чиновников на местах (окончательное судебное решение или разбирательство вообще по делам свыше некоторой суммы передавалось в Разбойный и иные приказы). Наряду с этим расширялись адм. функции губных старост, т. к. они всё более привлекались к землеустроительным и финансовым делам. Интенсивно развивалось законодательство по «губным» делам, зафиксированное Уставной 1616/17 и Указной 1619–36 книгами Разбойного приказа, Указной книгой 1635–48 того же ведомства, 21-й главой Соборного уложения 1649, Новоуказными статьями 1669.
В последней четв. 17 в. на судьбы Г. у. повлияло соперничество Разрядного приказа (ведал назначениями воевод) и Приказа сыскных дел (быв. Разбойного): в 1679 Г. у. были упразднены (но постановление не было реализовано повсеместно), а в 1684 – восстановлены. В последней трети 17 в. изменилась выборная практика (губных старост стали выбирать только местные дворяне), усилилось подчинение губных старост воеводам, расширилась практика выборов в губные старосты отставных, порой увечных детей боярских. В 1702 Г. у. были окончательно ликвидированы.