Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛО́РЯ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: М. А. Зинько
Фото А.А. Голубинского Б.Н. Флоря на конференции «Русь, Россия: Средневековье и Новое время». Исторический факультет МГУ. Ноябрь 2013.

ФЛО́РЯ Бо­рис Ни­ко­лае­вич (р. 8.12.1937, Мо­ск­ва), сов. и рос. ис­то­рик, чл.-корр. РАН (2000). Окон­чил ис­то­рич. ф-т МГУ (1960). Уче­ник М. Н. Ти­хо­ми­ро­ва и В. Д. Ко­ро­лю­ка. Ра­бо­тал в Ар­хео­гра­фич. ко­мис­сии АН СССР (1960–66). С 1965 в Сла­вя­но­ве­де­ния ин­сти­ту­те АН СССР (с 1991 РАН): гл. на­уч. со­труд­ник (с 1996), зав. от­де­лом ис­то­рии сред­них ве­ков (с 2003). С 1994 проф. ка­фед­ры ис­то­рии Рос­сии до нач. 19 в. ис­то­рич. ф-та МГУ. Чл. ред­кол­ле­гий ря­да ака­де­мич. жур­на­лов. Чл. На­уч­но-ре­дакц. со­ве­та по из­да­нию Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии (с 2000). Гл. ред. еже­год­ни­ка, а за­тем пе­рио­дич. из­да­ния «Бе­ло­рус­сия и Ук­раи­на: ис­то­рия и куль­ту­ра» (с 2003).

Гл. на­прав­ле­ния иcследований: со­ци­аль­но-по­ли­тич., куль­тур­ная, ре­лиг. и эт­нич. ис­то­рия слав. на­ро­дов в 9–17 вв., ис­то­рия ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний го­су­дарств Вост. и Центр. Ев­ро­пы в 16–17 вв. Осо­бое вни­ма­ние уде­лил по­ли­тич. со­пер­ни­че­ст­ву Рус. гос-ва и Ре­чи По­спо­ли­той и про­ек­там их объ­е­ди­не­ния («Рус­ско-поль­ские от­но­ше­ния и бал­тий­ский во­прос в кон­це XVI – на­ча­ле XVII в.», 1973, «Рус­ско-поль­ские от­но­ше­ния и по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие Вос­точ­ной Ев­ро­пы во вто­рой по­ло­ви­не XVI – на­ча­ле XVII в.», 1978, «Поль­ско-ли­тов­ская ин­тер­вен­ция в Рос­сии и рус­ское об­ще­ст­во», 2005, и др.). Изу­чал дли­тель­ный про­цесс вхо­ж­де­ния на­се­ле­ния вост. вое­водств Ре­чи По­спо­ли­той в со­став Рус. гос-ва. Рас­смат­ри­вая про­бле­му ге­не­зи­са го­су­дар­ст­вен­но­сти, вы­де­лил 2 осн. мо­де­ли её фор­ми­ро­ва­ния в Центр. и Юго-Вост. Ев­ро­пе: узур­па­ция опи­рав­шим­ся на дру­жи­ну кня­зем управ­ленч. функ­ций до­го­су­дарств. струк­тур (т. н. поль­ско-чеш. ва­ри­ант); по­сте­пен­ное слия­ние кня­же­ской дру­жи­ны и пле­мен­ной зна­ти в еди­ный пра­вя­щий класс (т. н. по­мор­ский ва­ри­ант). До­ка­зал на­ли­чие в 11–15 вв. в рус. зем­лях и кня­же­ст­вах, как и в зап.-слав. стра­нах, осо­бой со­ци­аль­ной груп­пы, об­слу­жи­вав­шей по­треб­но­сти не лич­но­го кня­же­ско­го, а «го­су­дар­ст­вен­но­го» хо­зяй­ст­ва. Ис­сле­дуя ис­то­рию взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви и го­су­дар­ст­ва, при­шёл к вы­во­ду, что вплоть до 13 в. ду­хо­вен­ст­во и в зап.-слав., и в вост.-слав. об­ще­ст­вах на­хо­ди­лось в за­ви­си­мо­сти от свет­ской вла­сти, а за­тем, в хо­де об­ще­го кри­зи­са гос. ин­сти­ту­тов в 13–14 вв., в зап.-слав. ми­ре сло­жи­лась сис­те­ма са­мо­управ­ле­ния ду­хов­но­го со­сло­вия («От­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и Церк­ви у вос­точ­ных и за­пад­ных сла­вян», 1992). За­ни­ма­ясь ис­то­ри­ей зап. и вост. хри­сти­ан­ст­ва, по­ка­зал на при­ме­ре Болг. цар­ст­ва, серб. зе­мель и рус. кня­жеств по­сте­пен­ную транс­фор­ма­цию от­но­ше­ний ка­то­ли­ков и пра­во­слав­ных от в це­лом вза­им­ной тер­пи­мо­сти при раз­де­ле­нии церк­вей к кон­фрон­та­ции в 13 в. [«У ис­то­ков ре­ли­ги­оз­но­го рас­ко­ла сла­вян­ско­го ми­ра (XIII в.)», отд. изд. – 2004]. Вы­явил так­же разл. от­но­ше­ние к про­ек­там цер­ков­ной унии в 14–16 вв. в Поль­ше и Вел. кн-ве Ли­тов­ском: они при­вет­ст­во­ва­лись вла­стя­ми, но от­ри­ца­тель­но вос­при­ни­ма­лись пра­во­слав­ным зап.-рус. на­се­ле­ни­ем; ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­во пер­во­на­чаль­но не при­ня­ло идею унии, но по­сле Ре­фор­ма­ции под­дер­жа­ло её (ряд ра­бот в сб. «Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии Церк­ви», 2007). От­ветств. ред. и один из ав­то­ров мо­но­гра­фий «Бре­ст­ская уния 1596 г. и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская борь­ба на Ук­раи­не и в Бе­ло­рус­сии в кон­це XVI – пер­вой по­ло­ви­не XVII в.» (ч. 1–2, 1996–99), «Хри­сти­ан­ст­во в стра­нах Вос­точ­ной, Юго-Вос­точ­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы на по­ро­ге вто­ро­го ты­ся­че­ле­тия» (2002), се­рии книг о раз­ви­тии об­ществ. мыс­ли слав. на­ро­дов в сред­ние ве­ка (2009, 2012, 2014) и др.

Из­дал в пе­ре­во­де на совр. рус. яз. жи­тия 2-й пол. 9 в. Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, со­чи­не­ние кон. 9 – нач. 10 вв. Чер­но­риз­ца Храб­ра «О пись­ме­нах» («Ска­за­ния о на­ча­ле сла­вян­ской пись­мен­но­сти», 1981), жи­тие Нау­ма Ох­рид­ско­го (опубл. в кн. «Судь­бы Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ской тра­ди­ции по­сле Ки­рил­ла и Ме­фо­дия», 2000). От­ветств. ред. сб-ка до­ку­мен­тов «Рус­ская и ук­ра­ин­ская ди­пло­ма­тия в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях в Ев­ро­пе се­ре­ди­ны XVII в.» (2007).

Соч.: Рос­сия и чеш­ское вос­ста­ние про­тив Габс­бур­гов. М., 1986; Иван Гроз­ный. 4-е изд. М., 2009; Рус­ское го­су­дар­ст­во и его за­пад­ные со­се­ди (1655–1661 гг.). М., 2010; Внеш­не­по­ли­ти­че­ская про­грам­ма А. Л. Ор­ди­на-На­що­ки­на и по­пыт­ки ее осу­ще­ст­в­ле­ния. М., 2013.

Лит.: Тру­ды Б. Н. Фло­ри // Florilegium: К 60-ле­тию Б. Н. Фло­ри. М., 2000; Биб­лио­гра­фия ра­бот Б. Н. Фло­ри за 2000–2007 гг. // Сла­вя­не и их со­се­ди. М., 2008. Вып. 12.

Вернуться к началу