ФЛО́РЯ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛО́РЯ Борис Николаевич (р. 8.12.1937, Москва), сов. и рос. историк, чл.-корр. РАН (2000). Окончил историч. ф-т МГУ (1960). Ученик М. Н. Тихомирова и В. Д. Королюка. Работал в Археографич. комиссии АН СССР (1960–66). С 1965 в Славяноведения институте АН СССР (с 1991 РАН): гл. науч. сотрудник (с 1996), зав. отделом истории средних веков (с 2003). С 1994 проф. кафедры истории России до нач. 19 в. историч. ф-та МГУ. Чл. редколлегий ряда академич. журналов. Чл. Научно-редакц. совета по изданию Православной энциклопедии (с 2000). Гл. ред. ежегодника, а затем периодич. издания «Белоруссия и Украина: история и культура» (с 2003).
Гл. направления иcследований: социально-политич., культурная, религ. и этнич. история слав. народов в 9–17 вв., история междунар. отношений государств Вост. и Центр. Европы в 16–17 вв. Особое внимание уделил политич. соперничеству Рус. гос-ва и Речи Посполитой и проектам их объединения («Русско-польские отношения и балтийский вопрос в конце XVI – начале XVII в.», 1973, «Русско-польские отношения и политическое развитие Восточной Европы во второй половине XVI – начале XVII в.», 1978, «Польско-литовская интервенция в России и русское общество», 2005, и др.). Изучал длительный процесс вхождения населения вост. воеводств Речи Посполитой в состав Рус. гос-ва. Рассматривая проблему генезиса государственности, выделил 2 осн. модели её формирования в Центр. и Юго-Вост. Европе: узурпация опиравшимся на дружину князем управленч. функций догосударств. структур (т. н. польско-чеш. вариант); постепенное слияние княжеской дружины и племенной знати в единый правящий класс (т. н. поморский вариант). Доказал наличие в 11–15 вв. в рус. землях и княжествах, как и в зап.-слав. странах, особой социальной группы, обслуживавшей потребности не личного княжеского, а «государственного» хозяйства. Исследуя историю взаимоотношений Церкви и государства, пришёл к выводу, что вплоть до 13 в. духовенство и в зап.-слав., и в вост.-слав. обществах находилось в зависимости от светской власти, а затем, в ходе общего кризиса гос. институтов в 13–14 вв., в зап.-слав. мире сложилась система самоуправления духовного сословия («Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян», 1992). Занимаясь историей зап. и вост. христианства, показал на примере Болг. царства, серб. земель и рус. княжеств постепенную трансформацию отношений католиков и православных от в целом взаимной терпимости при разделении церквей к конфронтации в 13 в. [«У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)», отд. изд. – 2004]. Выявил также разл. отношение к проектам церковной унии в 14–16 вв. в Польше и Вел. кн-ве Литовском: они приветствовались властями, но отрицательно воспринимались православным зап.-рус. населением; католич. духовенство первоначально не приняло идею унии, но после Реформации поддержало её (ряд работ в сб. «Исследования по истории Церкви», 2007). Ответств. ред. и один из авторов монографий «Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI – первой половине XVII в.» (ч. 1–2, 1996–99), «Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия» (2002), серии книг о развитии обществ. мысли слав. народов в средние века (2009, 2012, 2014) и др.
Издал в переводе на совр. рус. яз. жития 2-й пол. 9 в. Кирилла и Мефодия, сочинение кон. 9 – нач. 10 вв. Черноризца Храбра «О письменах» («Сказания о начале славянской письменности», 1981), житие Наума Охридского (опубл. в кн. «Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия», 2000). Ответств. ред. сб-ка документов «Русская и украинская дипломатия в международных отношениях в Европе середины XVII в.» (2007).