ПЁТР ДАМАСКИ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁТР ДАМАСКИ́Н (греч. Πέτρος ὁ Δαμασϰηνός) (вероятно, 12 в.), богослов, монах, аскетич. писатель. О его жизни практически ничего не известно, его связь с г. Дамаск не доказана. Ряд учёных (в т. ч. франц. историк Ж. Гуйар и амер. историк Г. Петерс) относят время жизни П. Д. к сер. 12 в., прп. Никодим Святогорец на основании «Хронографии» Феофана Исповедника отождествлял П. Д. с Петром, еп. Дамаска, жившим в 8 в. и убитым арабами (отсюда документально не подтверждаемое именование П. Д. священномучеником). Из отзывов П. Д. о себе самом можно сделать вывод о его проживании в монастыре смешанного типа (общежительно-лавриотском) и о его крайней нестяжательности.
Сохранились 2 крупных сочинения П. Д., вошедшие в состав сб. «Добротолюбие»: «Напоминание своей душе» и 24 «Слова по алфавиту» (по числу букв греч. алфавита), а также ок. 100 неопубл. и недостаточно изученных манускриптов. П. Д. цитирует мн. отцов Церкви, особое влияние на его воззрения оказали Евагрий Понтийский и прп. Максим Исповедник.
Учение П. Д. характеризуется преим. как нравств.-аскетическое при незначит. затрагивании богословско-догматич. и полемич. тем. Вслед за прп. Иоанном Лествичником П. Д. систематизировал аскетику и определял ступени духовного совершенствования. Путь подвижника состоит из этапов «деятельности» (борьба со страстями, приобретение добродетелей) и «созерцания» (размышление о Боге и спасении, приобретение духовного знания – ведения). П. Д. традиционно выделял 4 главные добродетели, соответствующие 3 способностям души (разумной – мудрость и правда, яростной – мужество, желающей – целомудрие); добродетели должны усваиваться в виде навыка. Подобно святым Василию Великому и Дорофею Газскому (6 в.), П. Д. определял добродетель как «царский путь» между крайностями (пороками) избытка и недостатка душевных качеств. К спасению, совершенству и обожению, по мысли П. Д., ведут телесные «делания» [безмолвие, умеренные пост и бдение, пение псалмов (телесная молитва), умная молитва (см. Иисусова молитва), духовное чтение Библии и творений святых отцов, духовный совет опытных подвижников] и духовные «ведения» [познание скорбей и искушений нынешней жизни, своих согрешений и благодеяний Божиих, ужаса перед смертью и после неё, образа жизни и учения Иисуса Христа и святых, изменчивости естества (тварных вещей, чувственных и духовных тварей) и, наконец, познание Самого Бога (богословие)]. При этом телесные добродетели не самоценны, но ведут к достижению душевных добродетелей. Вслед за Евагрием Понтийским, Иоанном Лествичником и др. П. Д. выступал за «безóбразную молитву», запрещающую представлять в уме к.-л. образы во время молитвы, т. к. это может привести к состоянию т. н. прелести.
Имя П. Д. было почти забыто в греч. церковной традиции, однако его труды получили распространение в слав. переводах (один из самых ранних – перевод соч. «Напоминание своей душе» афонского иеромонаха Евфимия, 14 в.), в т. ч. на Руси: известны переводы 14–16 вв., сделанные в Иосифо-Волоколамском, Чудовом и др. монастырях. В кон. 15 – нач. 16 вв. некоторые из этих слав. переводов переписывал прп. Иосиф Волоцкий. Творения, найденные в 18 в. прп. Никодимом Святогорцем на Афоне, были включены им в сб. «Добротолюбие». Прп. Паисий Величковский в кон. 18 в. перевёл их на слав. яз., затем в Оптиной пустыни их перевёл на рус. яз. и издал отд. книгой в 1874 архим. (впоследствии архиеп. Литовский и Виленский) Ювеналий (Половцев) (1826–1904). Отд. перевод «Добротолюбия» (изд. 1877–79) выполнил также свт. Феофан Затворник. В 19 в. сочинения П. Д. читали и высоко отзывались о них оптинские старцы: святые Макарий (1788–1860), Амвросий Оптинский, Никон (1888–1931), а также прп. Серафим Саровский, свт. Игнатий (Брянчанинов) и др. Выписки из творений П. Д. в 1908 издала отд. книгой вел. кн. Милица Николаевна (1866–1951).
Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум упоминал П. Д. в числе святых отцов Церкви, свидетельствовавших в пользу двуперстия при крестном знамении (фраза П. Д.: «Два перста и едина рука являют единого Господа Иисуса Христа, во двою естеству познаваема»), отсюда – особое почитание П. Д. среди старообрядцев. При этом невозможно однозначно установить, какие именно два пальца имел в виду автор (указат. и средний, поднятые как в старообрядч. крестном знамении, или безымянный и мизинец, прижатые к ладони как в православном), однако в слав. и рус. изданиях творений П. Д. 18–19 вв. его фраза о двуперстии снималась цензорами.