ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНОЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНОЕ (от лат. transcendentalis – перешагивающий, выходящий за пределы), фундаментальное филос. понятие, возникшее в ср.-век. схоластике и означавшее универсальные надкатегориальные определения бытия (см. Трансценденталии). Термины трансцендентное и «Т.» употреблялись при этом как синонимы.
В отличие от этого онтологич. понимания Т., в «критической философии» И. Канта Т. получает иной, теоретико-познават. смысл. Кант называет Т. такое познание, которое занимается условиями возможности априорного познания предметов. Одним из таких условий является «трансцендентальное единство апперцепции» – единство самосознания познающего субъекта, предшествующее каждому акту познания (это единство, понятое как основополагающий принцип «Я есмь Я», стало исходным пунктом «трансцендентального учения о науке» И. Г. Фихте). Таким образом, Т., предшествующее опыту и делающее его возможным, отличается у Канта от трансцендентного, принципиально выходящего за пределы возможного опыта.
В «Критике чистого разума» И. Кант сформулировал осн. принципы созданной им трансцендентальной философии – «трансцендентального идеализма»: «Все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяжённые сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом» (Соч. Т. 3. М., 1964. С. 450–451). В отталкивании от Канта создали свои системы трансцендентального идеализма И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинг. Для Ф. Шлегеля «всякая истинная философия является трансцендентальной философией».
Под влиянием И. Канта и нем. идеализма в сер. 19 в. в США возникло лит.-филос. течение трансценденталистов. Во 2-й пол. 19 в. одним из наиболее влиятельных вариантов трансцендентальной философии было неокантианство. Существенные черты кантовского метода были восприняты в трансцендентальном неотомизме (Ж. Марешаль и др.).
В трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля Т. понимается в контексте традиции картезианства как обращение к «последнему источнику» познания – «самоосмыслению познающим самого себя и своей познающей жизни».
В основе трансцендентального прагматизма К. О. Апеля лежит понятие коммуникативного сообщества, в котором благодаря языку реализуются априорные условия возможности «диалогического взаимопонимания и понимания самого себя, а благодаря этому – понятийного мышления, предметного познания и осмысленного действия» (Апель К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // От Я к Другому. Минск, 1997. С. 205).