ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛИИ (позднелатинское nomina transcendentia, или transcendentalia, от лат. transcendens – переступающий, выходящий за пределы), понятие ср.-век. схоластики, обозначающее наиболее универсальные, «самые общие» (communissima) определения бытия, выходящие за пределы 10 аристотелевских категорий как высших родов бытия: сущее (ens), единое (unum), истинное (verum), благое (bonum) и др. («божественные имена» у Дионисия Ареопагита). Альберт Великий усматривал в Т. собственный предмет метафизики. Фома Аквинский в своём систематич. изложении Т. добавил к ним почерпнутые у Авиценны (Ибн Сины) понятия вещи (res) и нечто (aliquid). Бонавентура считал Т. «взаимозаменимыми» (convertibilis). Дунс Скот, помимо простых Т., ввёл разбитые на пары разделительные трансцендентальные (т. е. надкатегориальные) атрибуты: необходимое–возможное, конечное–бесконечное, простое–составное, акт и потенция (см. Возможность и действительность), единое–множественное, причина–причиняемое, субстанция–акциденция, первичное–вторичное и др. (центр. положение занимает «бесконечность»). Мейстер Экхарт полагал, что Т. в собств. смысле присущи только Богу.