Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНСЦЕНДЕ́НТНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 353

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Круглов

ТРАНСЦЕНДЕ́НТНОЕ, транс­цен­ди­ро­ва­ние, транс­цен­ден­ция (от лат. transcendens – пе­ре­ша­ги­ваю­щий, вы­хо­дя­щий за пре­де­лы), од­но из ос­но­во­по­ла­гаю­щих по­ня­тий фи­ло­со­фии и тео­ло­гии; лат. тер­мин вос­хо­дит к Ав­гу­сти­ну. В не­оп­ла­то­низ­ме Т. по­ни­ма­ет­ся и как бо­лее вы­со­кая сту­пень бы­тия в от­но­ше­нии к под­чи­нён­ной ей сту­пе­ни, пе­ре­ход к ко­то­рой есть транс­цен­ди­ро­ва­ние, и как аб­со­лют­но Т. в от­но­ше­нии ко все­му бы­тию в це­лом (Еди­ное). Пер­вое из при­ве­дён­ных зна­че­ний встре­ча­ет­ся у Ав­гу­сти­на, го­во­ря­ще­го о са­мо­транс­цен­ди­ро­ва­нии: «При­шли мы к ду­ше на­шей и вы­шли из неё (transcendimus), что­бы дос­тичь стра­ны не­ис­ся­кае­мой пол­но­ты» («Ис­по­ведь». М., 1991. С. 228), что­бы со­при­кос­нуть­ся с Бо­гом. Вто­рое зна­че­ние встре­ча­ет­ся в «Аре­о­па­ги­ти­ках» (см. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит) и в уче­нии Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го о сов­па­де­нии про­ти­во­по­лож­но­стей в Еди­ном, транс­цен­ди­рую­щем всё на­ше мыш­ле­ние (мак­си­мум и ми­ни­мум как «транс­цен­дент­ные пре­де­лы с аб­со­лют­ной зна­чи­мо­стью»). В даль­ней­шем ут­вер­жда­ет­ся про­ти­во­пос­тав­ле­ние Т. (вы­хо­дя­ще­го за гра­ни­цы че­го-ли­бо) и им­ма­нент­но­го (на­хо­дя­ще­го­ся в гра­ни­цах).

В до­кан­тов­ской фи­ло­со­фии по­ня­тие Т. раз­ви­ва­лось в рам­ках ср.-век. уче­ния о транс­цен­ден­та­ли­ях (см. так­же Транс­цен­ден­таль­ное). И. Кант про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду по­ня­тия­ми транс­цен­ден­таль­но­го и Т. и оп­ре­де­ля­ет Т. как то, что вы­хо­дит за пре­де­лы воз­мож­но­го опы­та и дос­туп­но­го тео­ре­тич. дея­тель­но­сти рас­суд­ка, но яв­ля­ет­ся пред­ме­том ве­ры (Бог, ду­ша, бес­смер­тие). Это раз­ли­че­ние бы­ло вос­при­ня­то мно­ги­ми фи­ло­со­фа­ми. У К. Яс­пер­са транс­цен­ди­ро­ва­ние яв­ля­ет­ся свя­зью раз­ных уров­ней и спо­со­бов бы­тия, это «бы­тие, ко­то­рое ни­ко­гда не ста­нет ми­ром, но ко­то­рое как бы го­во­рит че­рез бы­тие в ми­ре» («Смысл и на­зна­че­ние ис­то­рии». М., 1994. С. 426).

Лит.: Transzendenz: Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik / Hrsg. von L. Honne­felder, W. Schüssler. Paderborn, 1992; Гай­ден­ко П. П. Про­рыв к транс­цен­дент­но­му: Но­вая он­то­ло­гия XX ве­ка. М., 1997. См. так­же лит. при стать­ях Транс­цен­ден­таль­ное, Транс­цен­ден­та­лии.

Вернуться к началу