МОДА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДА́ЛЬНОСТЬ (от лат. modus – мера, способ, образ, вид, правило; возможно, перевод греч. τρόπος) в музыке, принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд. Под модальными чаще всего подразумевают октавные древнегреческие лады и церковные лады (в григорианском хорале). Определение «модальная гармония» с начала 1960-х гг. применяется также к многоголосным формам модальности. Ранее в отношении любой модальной музыки в России использовались словосочетания «старинные лады», а также «лады народной музыки» (в трудах вульгарно-социологического толка; см. в статье Натуральные лады).
Модальный лад в целом статичен. В отличие от тонального лада (см. Тональность) его как правило невозможно экспонировать в пределах нескольких начальных звуков или созвучий; он развёртывается постепенно через обход ступеней (в многоголосной музыке ярко выраженных в схеме расположения каденций, или в т. н. каденционном плане) и осмысливается ретроспективно в пределах целой пьесы или одного сколько-нибудь законченного отдела формы. В практике европейской модальной музыки обновление гармонии достигается благодаря различным метаболам – по роду (чаще всего через сопоставление диатоники и хроматики), по системе (смена звукоряда, реализуемая как транспозиция или как перемена ладового остова без транспозиции), по мелосу (смена характерных для данного лада мелодических формул).
Модальность и тональность – два некоррелятивных принципа музыкального лада; свойственная модальности опора на звукоряд не противоречит тональности (признак которой – опора на тонику-центр и наличие соотнесённой с этим центром периферии). Модальная музыка может содержать «тяготения», а тональная музыка – модализмы. Например, в музыке Позднего Возрождения и раннего барокко (К. Джезуальдо, Г. Шютц) обнаруживаются одновременно и модальные, и тональные черты, вплоть до полного равновесия обоих ладовых векторов.
Модальность господствует в любой музыке монодийного склада: древнегреческой, традиционной индийской (рага), арабской (макам), в знаменном распеве, григорианском хорале и др. В многоголосной музыке по преимуществу модальной является гармония западноевропейского Средневековья и Возрождения (например, старомодальная гармония Ф. Ландини, Г. де Машо, Г. Дюфаи). Тип гармонии 20 в., частично возродивший старинную модальность на новой звукорядной основе (О. Мессиан, Б. Барток и др.), называют новомодальным (или неомодальным). В модальной гармонии джаза широко используются как традиционные диатонические звукоряды (например, лидийский), так и искусственные.
В исторически и локально многообразных проявлениях модальности состав ладовых категорий и функций, их значимость для конкретной системы, термины могут быть разными. Основные категории модальных ладов на примере григорианской монодии (лат. cantus planus): звукоряд (центральный элемент системы); амбитус (объём, диапазон напева); мелодическая формула (или целостная мелодия-модель); метабола (чаще всего по звукоряду, на практике реализовалась как мутация). Основные функции (в той же стилевой традиции): вокс (значение ступени в гвидоновом гексахорде; например, mi, fa); финалис (заключительный тон-устой); тенор, или реперкусса (господствующий тон, или тон повторения); иниций, или принципий (начальный тон, зачин мелодии), реперкуссия (мелодический интервал между финалисом и реперкуссой, который берётся скачком или заполняется поступенным мелодическим движением, или подчёркивается опеванием указанных ладовых устоев).