ПАРАЛИТУРГИ́ЧЕСКИЕ ЖА́НРЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАЛИТУРГИ́ЧЕСКИЕ ЖА́НРЫ (от пара... и литургия) в музыке, общее название текстомузыкальных форм, стилистически близких к богослужебным, но не использующихся в официальном (каноническом) богослужении. Молитвословные и поэтические тексты в паралитургических жанрах являются новосочинёнными (небиблейскими), в типичных случаях прославляют Иисуса Христа, Богородицу, святых, пророков, парафразируют ходовые библейские сюжеты.
Научная традиция обычно ограничивает применение термина старинной западноевропейской музыкой средних веков и Возрождения: к паралитургическим жанрам относят все разновидности старинной духовной песни (как правило, монодической) на новоевропейских языках (галисийско-португальская кантига, итальянская лауда, старинная андалусийская саэта, английская кэрол, французский ноэль) и на латыни (аквитанский versus, отчасти кондукт). Русский аналог западной паралитургической музыки – духовные стихи. Немецкая монодическая церковная песня (нем. Kirchenlied) изначально также была паралитургической и называлась духовной песней (geystliches lied, совр. нем. geistliches Lied), но в результате реформы М. Лютера стала неотъемлемой частью лютеранского богослужения (см. Протестантский хорал). Паралитургической также считается музыка, написанная по моделям традиционных форм григорианского хорала (респонсории, антифоны). Паралитургическими по существу являются сотни латинских секвенций, которые за немногими исключениями были запрещены к использованию в католическом богослужении; то же относится к гимнам (их число за пределами церковного обихода исчисляется тысячами). Авторы паралитургических музыкально-поэтических сочинений, как правило, анонимны. Среди немногих известных авторов – Хильдегарда Бингенская и П. Абеляр.