САЭ́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САЭ́ТА (исп. saeta, от лат. sagitta – стрела), андалусская паралитургическая песня; жанр иск-ва канте хондо (см. в ст. Фламенко). Исполняется соло женщиной или мужчиной, как правило без сопровождения. Существует в двух видах.
«Старые» (viejas; также «простые» – llanas, «народные» – populares) С. возникли в Испании в 17 в. в подражание католич. псалмодии. Тексты на нар. языке, покаянного содержания. Приурочены ко времени церковного покаяния (напр., к Страстной седмице), пелись за пределами храма в ходе культовых процессий. Для самых простых С. типична силлабика (один слог текста на один звук мелодии). Мелодически более развитые С. обычно во фригийском ладе. В 20–21 вв. этот вид С. находится под влиянием фламенко (отсюда – термин «saetas aflamencadas», т. е. «фламенкизированные саэты»).
С.-фламенко (saetas flamencas) сформировались в последней четв. 19 – нач. 20 вв. Они более продолжительны и мелодически изысканны, чем старинные, их исполнение требует проф. мастерства. Мелодии обильно орнаментированы, в т. ч. с использованием микроинтервалов (в мелодике и способе распева предполагаются араб. корни). Метрич. акценты в мелодии не ощущаются (т. н. свободный, или импровизационный, ритм). Иногда С. исполняется под тихий, метрически выдержанный аккомпанемент ударных инструментов, символизирующий медленную мерную поступь траурной процессии, причём этот аккомпанемент никак не согласован с пением. Выделяются разновидности, стилистически близкие к жанрам фламенко, – сигирийе (saetas por seguiriyas), мартинете (saetas por martinete) и др.