Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САЭ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 496

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САЭ́ТА (исп. saeta, от лат. sagitta – стре­ла), ан­да­лус­ская па­ра­ли­тур­ги­че­ская пес­ня; жанр иск-ва кан­те хон­до (см. в ст. Фла­мен­ко). Ис­пол­ня­ет­ся со­ло жен­щи­ной или муж­чи­ной, как пра­ви­ло без со­про­во­ж­де­ния. Су­ще­ст­ву­ет в двух ви­дах.

«Ста­рые» (viejas; так­же «про­стые» – llanas, «на­род­ные» – populares) С. воз­ник­ли в Ис­па­нии в 17 в. в под­ра­жа­ние ка­то­лич. псал­мо­дии. Тек­сты на нар. язы­ке, по­ка­ян­но­го со­дер­жа­ния. При­уро­че­ны ко вре­ме­ни цер­ков­но­го по­кая­ния (напр., к Стра­ст­ной сед­ми­це), пе­лись за пре­де­ла­ми хра­ма в хо­де куль­то­вых про­цес­сий. Для са­мых про­стых С. ти­пич­на сил­ла­би­ка (один слог тек­ста на один звук ме­ло­дии). Ме­ло­ди­че­ски бо­лее раз­ви­тые С. обыч­но во фри­гий­ском ла­де. В 20–21 вв. этот вид С. на­хо­дит­ся под влия­ни­ем фла­мен­ко (от­сю­да – тер­мин «saetas aflamen­ca­das», т. е. «фла­мен­ки­зи­ро­ван­ные са­эты»).

С.-фла­мен­ко (saetas flamencas) сфор­ми­ро­ва­лись в по­след­ней четв. 19 – нач. 20 вв. Они бо­лее про­дол­жи­тель­ны и ме­ло­ди­че­ски изы­скан­ны, чем ста­рин­ные, их ис­пол­не­ние тре­бу­ет проф. мас­тер­ст­ва. Ме­ло­дии обиль­но ор­на­мен­ти­ро­ва­ны, в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­ин­тер­ва­лов (в ме­ло­ди­ке и спо­со­бе рас­пе­ва пред­по­ла­га­ют­ся араб. кор­ни). Мет­рич. ак­цен­ты в ме­ло­дии не ощу­ща­ют­ся (т. н. сво­бод­ный, или им­про­ви­за­ци­он­ный, ритм). Ино­гда С. ис­пол­ня­ет­ся под ти­хий, мет­ри­че­ски вы­дер­жан­ный ак­ком­па­не­мент удар­ных ин­ст­ру­мен­тов, сим­во­ли­зи­рую­щий мед­лен­ную мер­ную по­ступь тра­ур­ной про­цес­сии, при­чём этот ак­ком­па­немент ни­как не со­гла­со­ван с пе­ни­ем. Вы­де­ля­ют­ся раз­но­вид­но­сти, сти­ли­сти­че­ски близ­кие к жан­рам фла­мен­ко, – си­ги­рийе (saetas por seguiriyas), мар­ти­не­те (saetas por martinete) и др.

Лит.: Aguilar y Tejera A. Saetas populares: Recogidas, ordenadas y anotadas. Madrid, 1928; Salido Freyre J. Consideraciones y reflexiones en torno a la saeta // Alboreá. 2003. № 8; Дя­чен­ко А. С. Об ис­то­рии раз­ви­тия жан­ра ис­пан­ской са­эты // Во­про­сы ибе­ро-ро­ма­ни­сти­ки. М., 2009. Вып. 9.

Вернуться к началу