Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 112-113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ХОД, пе­ре­ход, хо­до­об­раз­ная фор­ма (нем. Gang), му­зы­каль­ная фор­ма, гар­мо­ни­че­ски и струк­тур­но не­ус­той­чи­вая, не­экс­по­зи­ци­он­ная. В про­стых фор­мах, слож­ных фор­мах, со­нат­ной фор­ме, в фор­ме рон­до за­ни­ма­ет, как пра­ви­ло, про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду дву­мя ус­той­чи­вы­ми раз­де­ла­ми (напр., хо­до­об­раз­ная фор­ма се­ре­ди­ны про­стой 3-ча­ст­ной фор­мы в фп. пре­лю­дии op. 23 № 4 D-dur С. В. Рах­ма­ни­но­ва). Ред­кое ис­клю­че­ние из пра­ви­ла – фор­ма хо­да, замк­ну­то­го ка­ден­ци­ей, без по­сле­дую­ще­го ус­той­чи­во­го по­строе­ния (II часть про­стой 2-ча­ст­ной без­ре­приз­ной фор­мы в ро­ман­се «Ут­ро» Рах­ма­ни­но­ва). По А. Б. Мар­ксу, од­на из пер­вич­ных форм (нем. Grundformen), на­ря­ду с ус­той­чи­вы­ми (пред­ло­же­ние, пе­ри­од).

Те­ма и Х. – диа­лек­тич. па­ра в муз. тео­рии Но­во­го вре­ме­ни, со­от­вет­ст­вую­щая па­ре аб­ст­рак­ций «по­кой-дви­же­ние». В рам­ках клас­си­ко-ро­ман­тич. тра­ди­ции сов­па­да­ет с ба­зо­вы­ми по­ня­тия­ми «ус­той-не­ус­той» [на уров­не струк­ту­ры: ста­биль­ность-не­ста­биль­ность (под­виж­ность, те­ку­честь), у А. Шён­бер­га – «твёр­дое-рых­лое» (англ. fest-locker)]. Кон­крет­ная фор­ма Х. мо­жет варь­и­ро­вать от пе­рио­до­об­раз­ной (II часть фп. со­на­ты № 19 Л. ван Бет­хо­ве­на, так­ты 20–31) до соб­ст­вен­но хо­до­об­раз­ной. Час­то Х. – мо­ду­ля­ция, со­стоя­щая из трёх эта­пов: то­наль­ность пред­ше­ст­вую­ще­го ус­той­чи­во­го по­строе­ния – соб­ст­вен­но мо­ду­ля­ция – пре­дыкт к то­наль­но­сти по­сле­дую­ще­го по­строе­ния. Та­ким об­ра­зом стро­ят­ся хо­ды: уво­дя­щий и воз­врат­ный [в эпи­зо­де слож­ной 3-ча­ст­ной фор­мы с не­ус­той­чи­вой сред­ней ча­стью (по Мар­ксу, рон­до 2-й фор­мы) и в ус­лож­нён­ной се­ре­ди­не про­стой 3-ча­ст­ной фор­мы (т. н. фор­ма скер­цо)]; хо­ды в рон­до (по Мар­ксу, рон­до 3-й фор­мы) от реф­ре­на к эпи­зо­ду (или на­обо­рот), на­пи­сан­ные в раз­ных то­наль­но­стях. В со­нат­ной фор­ме хо­дом-мо­ду­ля­ци­ей яв­ля­ют­ся: свя­зую­щая пар­тия (СП) в экс­по­зи­ции; вто­рой ход от по­боч­ной (ПП) к за­клю­чи­тель­ной (ЗП) пар­тии, на­пи­сан­ные в раз­ных то­наль­но­стях, в экс­по­зи­ции и ре­при­зе (экс­по­зи­ция I час­ти фп. со­на­ты № 1 op. 11 Р. Шу­ма­на: ПП в es-moll – вто­рой ход – ЗП в A-dur); раз­ра­бот­ка. Слу­ча­ет­ся, что Х. рас­по­ла­га­ет­ся ме­ж­ду дву­мя по­строе­ния­ми в од­ной и той же то­наль­но­сти: та­ко­вы не­ус­той­чи­вые се­ре­ди­ны в про­стой и про­ме­жу­точ­ной (по Мар­ксу, рон­до 1-й фор­мы) 3-ча­ст­ных фор­мах; СП в ре­при­зе со­нат­ной фор­мы; вто­рой ход от ПП к ЗП, на­пи­сан­ных в од­ной то­наль­но­сти (экспо­зи­ция и ре­при­за I час­ти фп. со­на­ты A-dur Ф. Шу­бер­та D 959). Х. не обя­за­тель­но от­де­лён от пред­ше­ст­вую­ще­го по­строе­ния и мо­жет на­чи­нать­ся как его часть: на­ча­ло СП = 2-е пред­ло­же­ние пе­рио­да те­мы ГП (на­ча­ло I час­ти сим­фо­нии № 40 g-moll В. А. Мо­цар­та); воз­врат­ный ход в рон­до 2-й фор­мы = 2-е (варь­и­ро­ван­ное) боль­шое пред­ло­же­ние боль­шо­го пе­рио­да по­боч­ной те­мы (II часть скри­пич­но­го кон­цер­та D-dur И. Брам­са).

По­строе­ния, по­хо­жие на Х., встре­ча­ют­ся и в бо­лее ран­ней му­зы­ке. Та­ко­вы ин­тер­ме­дии в ба­роч­ной фу­ге и «ста­рин­ной» кон­церт­ной фор­ме. Из­ред­ка встре­ча­ет­ся Х. (от лю­бо­го раз­де­ла к лю­бо­му) в фор­мах, где он не яв­ля­ет­ся нор­мой (напр., от трио к ре­при­зе в Скер­цо из 2-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го).

Тер­мин «Х.» был об­ще­упот­ре­би­тель­ным в отеч. му­зы­коз­на­нии 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (од­ним из пер­вых его ис­поль­зо­вал Н. И. За­рем­ба, уче­ник А. Б. Мар­кса и учи­тель П. И. Чай­ков­ско­го). К сер. 20 в. он вы­шел из упот­реб­ле­ния; напр., в учеб­ни­ке И. В. Спо­со­би­на «Му­зы­каль­ная фор­ма» (1947) в ка­че­ст­ве си­но­ни­ма при­ме­ня­ют­ся тер­ми­ны «связ­ка», «свя­зую­щая часть». В кон. 20 – нач. 21 вв. тер­мин «Х.» вновь во­шёл в на­уч. и учеб­ный оби­ход.

Лит.: Ру­бец А. Крат­кая му­зы­каль­ная грам­ма­ти­ка. СПб., 1875; Bußler L. Musikalische Formenlehre. В., 1878 (в рус. пер. Н. Д. Каш­ки­на и С. И. Та­нее­ва: Бус­слер Л. Учеб­ник форм ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки... М., 1884); Арен­ский А. Ру­ко­во­дство к изу­че­нию форм ин­ст­ру­мен­таль­ной и во­каль­ной му­зы­ки. М., 1893. Т. 1; Schoenberg A. Models for beginners in compo­sition. Los Ang., 1942; idem. Structural functions of harmony. L., 1954; idem. Fundamentals of musical composition. L., 1967; Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. М., 2006.

Вернуться к началу