ХОД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОД, переход, ходообразная форма (нем. Gang), музыкальная форма, гармонически и структурно неустойчивая, неэкспозиционная. В простых формах, сложных формах, сонатной форме, в форме рондо занимает, как правило, промежуточное положение между двумя устойчивыми разделами (напр., ходообразная форма середины простой 3-частной формы в фп. прелюдии op. 23 № 4 D-dur С. В. Рахманинова). Редкое исключение из правила – форма хода, замкнутого каденцией, без последующего устойчивого построения (II часть простой 2-частной безрепризной формы в романсе «Утро» Рахманинова). По А. Б. Марксу, одна из первичных форм (нем. Grundformen), наряду с устойчивыми (предложение, период).
Тема и Х. – диалектич. пара в муз. теории Нового времени, соответствующая паре абстракций «покой-движение». В рамках классико-романтич. традиции совпадает с базовыми понятиями «устой-неустой» [на уровне структуры: стабильность-нестабильность (подвижность, текучесть), у А. Шёнберга – «твёрдое-рыхлое» (англ. fest-locker)]. Конкретная форма Х. может варьировать от периодообразной (II часть фп. сонаты № 19 Л. ван Бетховена, такты 20–31) до собственно ходообразной. Часто Х. – модуляция, состоящая из трёх этапов: тональность предшествующего устойчивого построения – собственно модуляция – предыкт к тональности последующего построения. Таким образом строятся ходы: уводящий и возвратный [в эпизоде сложной 3-частной формы с неустойчивой средней частью (по Марксу, рондо 2-й формы) и в усложнённой середине простой 3-частной формы (т. н. форма скерцо)]; ходы в рондо (по Марксу, рондо 3-й формы) от рефрена к эпизоду (или наоборот), написанные в разных тональностях. В сонатной форме ходом-модуляцией являются: связующая партия (СП) в экспозиции; второй ход от побочной (ПП) к заключительной (ЗП) партии, написанные в разных тональностях, в экспозиции и репризе (экспозиция I части фп. сонаты № 1 op. 11 Р. Шумана: ПП в es-moll – второй ход – ЗП в A-dur); разработка. Случается, что Х. располагается между двумя построениями в одной и той же тональности: таковы неустойчивые середины в простой и промежуточной (по Марксу, рондо 1-й формы) 3-частных формах; СП в репризе сонатной формы; второй ход от ПП к ЗП, написанных в одной тональности (экспозиция и реприза I части фп. сонаты A-dur Ф. Шуберта D 959). Х. не обязательно отделён от предшествующего построения и может начинаться как его часть: начало СП = 2-е предложение периода темы ГП (начало I части симфонии № 40 g-moll В. А. Моцарта); возвратный ход в рондо 2-й формы = 2-е (варьированное) большое предложение большого периода побочной темы (II часть скрипичного концерта D-dur И. Брамса).
Построения, похожие на Х., встречаются и в более ранней музыке. Таковы интермедии в барочной фуге и «старинной» концертной форме. Изредка встречается Х. (от любого раздела к любому) в формах, где он не является нормой (напр., от трио к репризе в Скерцо из 2-й симфонии П. И. Чайковского).
Термин «Х.» был общеупотребительным в отеч. музыкознании 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (одним из первых его использовал Н. И. Заремба, ученик А. Б. Маркса и учитель П. И. Чайковского). К сер. 20 в. он вышел из употребления; напр., в учебнике И. В. Способина «Музыкальная форма» (1947) в качестве синонима применяются термины «связка», «связующая часть». В кон. 20 – нач. 21 вв. термин «Х.» вновь вошёл в науч. и учебный обиход.