ДРЕВНЕТЮ́РКСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ДРЕВНЕТЮ́РКСКИЕ ЯЗЫКИ́, условный термин, обозначающий утратившие коммуникативные функции языки письменных памятников различных тюрк. народов. Временны́е рамки их существования достаточно широки.
Наиболее ранний из Д. я. – язык тюрк. рунич. памятников, лит. вариант 7–9 вв. Рунич. надписи обнаружены на огромном пространстве – от р. Лена на востоке до р. Дунай на западе; наиболее крупные надписи найдены в бассейне р. Орхон (орхонские) и бассейне р. Енисей (енисейские); см. также Древнетюркское руническое письмо, Орхоно-енисейские надписи. Орхонские надписи впервые дешифрованы в 1893 В. Л. Томсеном и В. В. Радловым. Базой формирования рунич. койне был язык огузов. Как лит. языку, ему свойственны обработанность, смешанно-наддиалектный характер, а поскольку им пользовались разл. этнич. и социальные слои, то и некоторая функционально-стилистич. и региональная вариативность.
Собств. лит. язык выработали после переселения в 9 в. на территорию Турфана (Вост. Туркестан) уйгуры. Основу его составляло рунич. койне, которым уйгуры пользовались прежде и к которому были добавлены элементы говора гор. центра Турфана, близкого к совр. уйгурскому языку. Так возник структурно-смешанный язык, называемый в уйгурских рукописях türk ujγur tili, т. е. тюркско-уйгурский язык. Кроме рунич. алфавита, уйгуры пользовались согдийским (см. Согдийский язык) и его адаптированным вариантом (он назывался уйгурским), манихейским и брахми (см. Индийское письмо) шрифтами. В. В. Радлов считал, что др.-уйгурский лит. язык окончательно сложился между 8 и 9 вв. и затем употреблялся в монастырях без изменения. Судя по находкам С. Е. Малова, уйгурская письменность продолжала существовать у ганьчжоуских уйгуров до нач. 18 в.
Др.-уйгурский язык, хорошо известный др. тюркоязычным народностям, был использован при формировании ряда лит. языков. Так, под его влиянием на территории мусульм. гос-ва Караханидов с центром в г. Кашгар к 11–12 вв. сформировался свой лит. язык, обычно именуемый караханидско-уйгурским. Уйгурское влияние сказывалось и в том, что наряду с араб. алфавитом для некоторых сочинений употреблялся и уйгурский алфавит. Ср.-век. авторы называли этот язык: буграханским (buγra̅ ha̅n tili) – Ю. Баласагуни, хаканским (ha̅qa̅nije) – Махмуд Кашгари и кашгарским (kašγar tili) – Ахмад Югнаки.
В 13–14 вв. на территории по нижнему течению р. Сырдарья (включая Хорезм) и на территории Золотой Орды возник хорезмийско-тюркский лит. язык. В лит. и науч. жизни Хорезма 11–12 вв. принимали участие огузы и кыпчакские племена (см. Кипчаки), языки которых образовали основу лит. языка. Хотя доля уйгурского яз. здесь невелика, но уйгурское влияние ещё сказывается на графике памятников – некоторые из них написаны уйгурским алфавитом. Самым значительным в истории тюрк. лит. языков Средневековья был период, называемый чагатайским (см. Чагатайский язык).
Кроме названных выше, известны Д. я. других географич. регионов: Закавказья, Малой Азии, Поволжья, Египта. Эти языки не связаны к.-л. единой традицией, и сфера их действия меньше, нежели у группы языков Центр. и Ср. Азии. К ним относятся: сельджукский (староанатолийско-тюркский, староосманский) письменно-лит. язык (см. Сельджуки) арабографичных памятников 13–14 вв. из Малой Азии и Закавказья, относящийся к огузской группе; мамлюкско-кыпчакский язык арабографичных памятников 13–14 вв. из Египта и Сирии, входящий в кыпчакскую группу; язык эпитафийных надписей 13–14 вв. из Поволжья, выполненных араб. шрифтом, получивший назв. булгарского языка и традиционно сближаемый с совр. чуваш. языком.
Изучением Д. я. занимались отеч. и зарубежные учёные: рунич. памятниками – В. В. Радлов, С. Е. Малов, Ал. Н. Кононов, С. Г. Кляшторный (Россия), А. Н. Бернштам (Россия); др.-уйгурскими текстами – Радлов, Малов, нем. лингвисты Ф. В. К. Мюллер, А. А. фон Ле Кок, В. Банг-Кауп, А. фон Габен, П. Циме; текстами караханидского периода – Радлов, Р. Арат и Б. Аталай (оба – Турция), С. М. Муталлибов (Узбекистан); хорезмийскими памятниками – А. Зайончковский (Польша), P. Hyp (Турция), рос. учёные Э. Н. Наджип, Э. И. Фазылов; чагатаистикой – А. Вамбери, М. Ф. Кёпрюлю (Турция), Кононов, А. К. Боровков (Россия), Дж. Клосон (Великобритания), Я. Экман (Венгрия).