КИПЧА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИПЧА́КИ (кыпчаки), группа тюрк. племён. Ядро К. сформировалось в Сев. Монголии и Юж. Сибири в 8 в. Их предками, по-видимому, были «шесть племён сиров», упоминаемые в др.-тюрк. рунич. надписях из Сев. Монголии (720-е гг. – 735). В рунич. эпитафии из Могон-Шине-Усу (760) эти племена уже названы «кыбчак». К тому же времени восходит упоминание К. в списке тюрк. племён у Ибн Хордадбеха. В 9 в. К. вошли в Кимакский каганат. С ослаблением верховной власти кимакских каганов в кон. 10 – нач. 11 вв. главенство в племенном союзе перешло к К. Под влиянием изменившихся природных условий (начало засушливого периода) К. с частью кимаков, вытесняя на запад огузов, овладели землями от Сырдарьи и Приаралья до рек Итиль (Волга) и Дон. В 1055 они достигли юж. пределов Киевской Руси, присоединив оставшуюся на своих прежних землях часть печенегов (баджнак) и огузов (торки), а также оседлое аланское население Подонья (ясы). В 11 в. назв. «К.» распространяется на всех кочевников степей между Иртышом и Днепром, а их страна называется «Кипчакская степь» (Дешт-и-Кипчак). В продвижении К. на запад участвовала группировка кунов и каи, вытесненных из Вост. Монголии киданями, к которым в Джунгарии присоединились шары/сары (букв. – жёлтые, полóвые) и басмылы, династийный род которых – Ашина (Асень) – был главенствующим в Тюркском каганате. Этот племенной союз попытался прорваться в Семиречье, но потерпел поражение от Караханидов и, продвигаясь на запад по традиц. сев. маршруту степных миграций, между Приаральем и Юж. Уралом присоединил кочевавших там с 9 в. команов (куманов) и вошёл в объединение К., составив его зап. авангард. Кочуя между Днепром и Дунаем, куны-куманы оставили заметный след в истории Венгрии и Болгарии (из них вышла династия Асеней – основателей Второго Болгарского царства). Племенное назв. «шары» (в слав. пер. – половцы/плавцы) стало обозначать на Руси кипчаков.
К. Вост. Дешт-и-Кипчака занимали земли между р. Иртыш на востоке и Волго-Уральским междуречьем на западе, р. Тобол на севере и оз. Балхаш на юге, а также по среднему течению Сырдарьи (с городами Сыгнак и Джент). По араб. и перс. источникам 13–14 вв., насчитывалось 16 крупных племён вост. К. К нач. 12 в. к ним примкнули переселившиеся из Внутр. Монголии и Юго-Зап. Маньчжурии ольберы (ольберли, ильберли) и канглы. Канглы в 12 в. сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. Ольберы заняли высокое положение в иерархии вост. и зап. кипчакских племён; из них выдвинулось неск. ханов «диких половцев» – одной из восточно-половецких групп, наиболее враждебной киевским Рюриковичам. В 1130-е гг. обозначился раскол племён Вост. Дешт-и-Кипчака на приаральскую и сыгнакскую (сырдарьинскую) группу. К. были связаны династич. узами с хорезмшахами. Их ополчение составляло основу воен. мощи Хорезма.
В 12 в. окончательно формируются 5 осн. территориальных групп К.: а) алтае-сибирская; б) приуральско-казахстанская (включая итиль-яикскую подгруппу); в) подонская (включая предкавказскую и закавказскую подгруппы); г) дунайская (включая балканскую подгруппу); д) днепровская (включая крымскую подгруппу). Отд. группы К. известны также в Фергане и Вост. Туркестане, где они сохраняли свою самобытность до 19 в. (когда б. ч. их была уничтожена кокандским Худояр-ханом).
В ходе монг. завоеваний 13 в. главенствующие роды К. были истреблены. Лишь часть К. во главе с ханом Котяном укрылась от монголов в Венгрии и на Балканах. Кипчакские племена, часто перенимавшие монг. названия, расселились по всей территории Монгольской империи, включая Сев. Китай. Однако К. остались осн. населением Дешт-и-Кипчака, составившего осн. часть Улуса Джучи (впоследствии Золотая Орда). Этноязыковое наследие К. стало основой при формировании мн. совр. тюрк. народов, прежде всего казахов, каракалпаков и ногайцев. Этнич. группы с этнонимом кыпчак/кипшак и связанной с ним генеалогич. традицией сохраняются в составе алтайцев, киргизов, теленгитов, кумандинцев, узбеков, туркмен и др.
Культура, социальное и политич. устройство К. типичны для скотоводов-кочевников евразийских степей. Согласно рус. летописям, во главе крупных объединений К. стояли «великие князья» – великие ханы (кан): Боняк, Тугоркан, Шарукан, Осень (Асень), Кончак и др. Главы племён (ханы) названы «князьями», «лепшими князьями». Главными их обязанностями были выбор маршрутов кочевания и распределение пастбищных территорий, налаживание отношений с кочевьями («вежа», кош) соседних племён. Оседлые жители контролируемых К. территорий платили дань в обмен на защиту. Ниже ханов по рангу стояли «лепшие мужи половецкие», возможно, главы родов и кочевий. Особое положение занимали «кмети», т. е. дружинники ханов, и «кмети молодые», т. е. младшая дружина. Рядовые воины отнесены к «челядинцам». Для решения общих дел ханы и их дружинники собирались на «съезды» (курултай). Так, в 1103 подобный «съезд» принимал решение о войне с Владимиром Мономахом. Нередко ханы заключали брачные, политич. и воен. союзы с оседлыми соседями (хорезмийцами, венграми, рус. князьями), участвовали в войнах соседних государств и княжеств как союзники или наёмники. Юноши из К. особенно ценились на невольничьих рынках Ср. Азии, Ирака и Крыма, из них формировали гвардию и лучшие воинские части (см., напр., Мамлюки). В 12 в. часть половцев и кунов-команов приняла христианство. В нач. 14 в. часть евангельских текстов была переведена с латыни на кыпчакский яз. («Codex Cumanicus»). В Золотой Орде при хане Узбеке (1313–1342) был введён ислам.