Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИПЧА́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 746

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Кляшторный

КИПЧА́КИ (кып­ча­ки), груп­па тюрк. пле­мён. Яд­ро К. сфор­ми­ро­ва­лось в Сев. Мон­го­лии и Юж. Си­би­ри в 8 в. Их пред­ка­ми, по-ви­ди­мо­му, бы­ли «шесть пле­мён си­ров», упо­ми­нае­мые в др.-тюрк. ру­нич. над­пи­сях из Сев. Мон­го­лии (720-е гг. – 735). В ру­нич. эпи­та­фии из Мо­гон-Ши­не-Усу (760) эти пле­ме­на уже на­зва­ны «кыб­чак». К то­му же вре­ме­ни вос­хо­дит упо­ми­на­ние К. в спи­ске тюрк. пле­мён у Ибн Хор­дад­бе­ха. В 9 в. К. во­шли в Ки­мак­ский ка­га­нат. С ос­лаб­ле­ни­ем вер­хов­ной вла­сти ки­мак­ских ка­га­нов в кон. 10 – нач. 11 вв. гла­вен­ст­во в пле­мен­ном сою­зе пе­ре­шло к К. Под влия­ни­ем из­ме­нив­ших­ся при­род­ных ус­ло­вий (на­ча­ло за­суш­ли­во­го пе­рио­да) К. с ча­стью ки­ма­ков, вы­тес­няя на за­пад огу­зов, ов­ла­де­ли зем­ля­ми от Сыр­да­рьи и При­ара­лья до рек Итиль (Вол­га) и Дон. В 1055 они дос­тиг­ли юж. пре­де­лов Ки­ев­ской Ру­си, при­со­еди­нив ос­тав­шую­ся на сво­их преж­них зем­лях часть пе­че­не­гов (бадж­нак) и огу­зов (тор­ки), а так­же осед­лое алан­ское на­се­ле­ние По­до­нья (ясы). В 11 в. назв. «К.» рас­про­стра­ня­ет­ся на всех ко­чев­ни­ков сте­пей ме­ж­ду Ир­ты­шом и Днеп­ром, а их стра­на на­зы­ва­ет­ся «Кип­чак­ская степь» (Дешт-и-Кип­чак). В про­дви­же­нии К. на за­пад уча­ст­во­ва­ла груп­пи­ров­ка ку­нов и каи, вы­тес­нен­ных из Вост. Мон­го­лии ки­да­ня­ми, к ко­то­рым в Джун­га­рии при­сое­ди­ни­лись ша­ры/са­ры (букв. – жёл­тые, по­лóвые) и бас­мы­лы, ди­на­стий­ный род ко­то­рых – Аши­на (Асень) – был гла­вен­ст­вую­щим в Тюрк­ском ка­га­на­те. Этот пле­мен­ной со­юз по­пы­тал­ся про­рвать­ся в Се­ми­ре­чье, но по­тер­пел по­ра­же­ние от Ка­ра­ха­ни­дов и, про­дви­га­ясь на за­пад по тра­диц. сев. мар­шру­ту степ­ных ми­гра­ций, ме­ж­ду При­араль­ем и Юж. Ура­лом при­сое­ди­нил ко­че­вав­ших там с 9 в. ко­ма­нов (ку­ма­нов) и во­шёл в объ­е­ди­не­ние К., со­ста­вив его зап. аван­гард. Ко­чуя ме­ж­ду Днеп­ром и Ду­на­ем, ку­ны-ку­ма­ны ос­та­ви­ли за­мет­ный след в ис­то­рии Венг­рии и Бол­га­рии (из них вы­шла ди­на­стия Асе­ней – ос­но­ва­те­лей Вто­ро­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва). Пле­мен­ное назв. «ша­ры» (в слав. пер. – по­лов­цы/плав­цы) ста­ло обо­зна­чать на Ру­си кип­ча­ков.

К. Вост. Дешт-и-Кип­ча­ка за­ни­ма­ли зем­ли ме­ж­ду р. Ир­тыш на вос­то­ке и Вол­го-Ураль­ским ме­ж­ду­речь­ем на за­па­де, р. То­бол на се­ве­ре и оз. Бал­хаш на юге, а так­же по сред­не­му те­че­нию Сыр­да­рьи (с го­ро­да­ми Сыг­нак и Джент). По араб. и перс. ис­точ­ни­кам 13–14 вв., на­счи­ты­ва­лось 16 круп­ных пле­мён вост. К. К нач. 12 в. к ним примк­ну­ли пе­ре­се­лив­шие­ся из Внутр. Мон­го­лии и Юго-Зап. Мань­чжу­рии оль­бе­ры (оль­бер­ли, иль­бер­ли) и канг­лы. Канг­лы в 12 в. сме­сти­лись из За­ура­лья к ниж­не­му те­че­нию Сыр­да­рьи. Оль­бе­ры за­ня­ли вы­со­кое по­ло­же­ние в ие­рар­хии вост. и зап. кип­чак­ских пле­мён; из них вы­дви­ну­лось неск. ха­нов «ди­ких по­лов­цев» – од­ной из во­сточ­но-по­ло­вец­ких групп, наи­бо­лее вра­ж­деб­ной ки­ев­ским Рю­ри­ко­ви­чам. В 1130-е гг. обо­зна­чил­ся рас­кол пле­мён Вост. Дешт-и-Кип­ча­ка на при­араль­скую и сыг­нак­скую (сыр­дарь­ин­скую) груп­пу. К. бы­ли свя­за­ны ди­на­стич. уза­ми с хо­резм­ша­хами. Их опол­че­ние со­став­ля­ло ос­но­ву во­ен. мо­щи Хо­рез­ма.

В 12 в. окон­ча­тель­но фор­ми­ру­ют­ся 5 осн. тер­ри­то­ри­аль­ных групп К.: а) ал­тае-си­бир­ская; б) при­ураль­ско-ка­зах­стан­ская (вклю­чая итиль-яик­скую под­груп­пу); в) по­дон­ская (вклю­чая пред­кав­каз­скую и за­кав­каз­скую под­груп­пы); г) ду­най­ская (вклю­чая бал­кан­скую под­груп­пу); д) днеп­ров­ская (вклю­чая крым­скую под­груп­пу). Отд. груп­пы К. из­вест­ны так­же в Фер­га­не и Вост. Тур­ке­ста­не, где они со­хра­ня­ли свою са­мо­быт­ность до 19 в. (ко­гда б. ч. их бы­ла унич­то­же­на ко­канд­ским Ху­до­яр-ха­ном).

В хо­де монг. за­вое­ва­ний 13 в. гла­вен­ст­вую­щие ро­ды К. бы­ли ис­треб­ле­ны. Лишь часть К. во гла­ве с ха­ном Ко­тя­ном ук­ры­лась от мон­го­лов в Венг­рии и на Бал­ка­нах. Кип­чак­ские пле­ме­на, час­то пе­ре­ни­мав­шие монг. на­зва­ния, рас­се­ли­лись по всей тер­ри­то­рии Мон­голь­ской им­пе­рии, вклю­чая Сев. Ки­тай. Од­на­ко К. ос­та­лись осн. на­се­ле­ни­ем Дешт-и-Кип­ча­ка, со­ста­вив­ше­го осн. часть Улу­са Джу­чи (впо­след­ст­вии Зо­ло­тая Ор­да). Эт­ноя­зы­ко­вое на­сле­дие К. ста­ло ос­но­вой при фор­ми­ро­ва­нии мн. совр. тюрк. на­ро­дов, пре­ж­де все­го ка­за­хов, ка­ра­кал­па­ков и но­гай­цев. Эт­нич. груп­пы с эт­но­ни­мом кып­чак/кип­шак и свя­зан­ной с ним ге­неа­ло­гич. тра­ди­ци­ей со­хра­ня­ют­ся в со­ста­ве ал­тай­цев, кир­ги­зов, те­лен­ги­тов, ку­ман­дин­цев, уз­бе­ков, турк­мен и др.

Куль­ту­ра, со­ци­аль­ное и по­ли­тич. уст­рой­ст­во К. ти­пич­ны для ско­то­во­дов-ко­чев­ни­ков ев­ра­зий­ских сте­пей. Со­глас­но рус. ле­то­пи­сям, во гла­ве круп­ных объ­еди­не­ний К. стоя­ли «ве­ли­кие кня­зья» – ве­ли­кие ха­ны (кан): Бо­няк, Ту­гор­кан, Ша­ру­кан, Осень (Асень), Кон­чак и др. Гла­вы пле­мён (ха­ны) на­зва­ны «князь­я­ми», «леп­ши­ми князь­я­ми». Глав­ны­ми их обя­зан­но­стя­ми бы­ли вы­бор мар­шру­тов ко­че­ва­ния и рас­пре­де­ле­ние па­ст­бищ­ных тер­ри­то­рий, на­ла­жи­ва­ние от­но­ше­ний с ко­чевь­я­ми («ве­жа», кош) со­сед­них пле­мён. Осед­лые жи­те­ли кон­тро­ли­руе­мых К. тер­ри­то­рий пла­ти­ли дань в об­мен на за­щи­ту. Ни­же ха­нов по ран­гу стоя­ли «леп­шие му­жи по­ло­вец­кие», воз­мож­но, гла­вы ро­дов и ко­че­вий. Осо­бое по­ло­же­ние за­ни­ма­ли «кме­ти», т. е. дру­жин­ни­ки ха­нов, и «кме­ти мо­ло­дые», т. е. млад­шая дру­жи­на. Ря­до­вые вои­ны от­не­се­ны к «че­ля­дин­цам». Для ре­ше­ния об­щих дел ха­ны и их дру­жин­ни­ки со­би­ра­лись на «съез­ды» (ку­рул­тай). Так, в 1103 по­доб­ный «съезд» при­ни­мал ре­ше­ние о вой­не с Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом. Не­ред­ко ха­ны за­клю­ча­ли брач­ные, по­ли­тич. и во­ен. сою­зы с осед­лы­ми со­се­дя­ми (хо­рез­мий­ца­ми, венг­ра­ми, рус. князь­я­ми), уча­ст­во­ва­ли в вой­нах со­сед­них го­су­дарств и кня­жеств как со­юз­ни­ки или на­ём­ни­ки. Юно­ши из К. осо­бен­но це­ни­лись на не­воль­ничь­их рын­ках Ср. Азии, Ира­ка и Кры­ма, из них фор­ми­ро­ва­ли гвар­дию и луч­шие во­ин­ские час­ти (см., напр., Мам­лю­ки). В 12 в. часть по­лов­цев и ку­нов-ко­ма­нов при­ня­ла хри­сти­анст­во. В нач. 14 в. часть еван­гель­ских тек­стов бы­ла пе­ре­ве­де­на с ла­ты­ни на кып­чак­ский яз. («Codex Cumanicus»). В Зо­ло­той Ор­де при ха­не Уз­бе­ке (1313–1342) был вве­дён ис­лам.

Лит.: Ку­ме­ков Б. Е. Го­су­дар­ст­во ки­ма­ков IX– XI вв. по араб­ским ис­точ­ни­кам. А.-А., 1972; Ахин­жа­нов С. М. Кып­ча­ки в ис­то­рии сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на. А.-А., 1989; Golden P. B. Nomads and their neighbours in the Russian Steppe: Turks, Khazars and Qipchaqs. Alder­shot a. o., 2003; Кляш­тор­ный С. Г., Сул­та­нов ТИ. Го­су­дар­ст­ва и на­ро­ды Ев­ра­зий­ских сте­пей. Древ­ность и сред­не­ве­ко­вье. 2-е изд. СПб., 2004.

Вернуться к началу