ОГУ́ЗЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОГУ́ЗЫ, объединения тюркоязычных кочевых племён Центр. и Ср. Азии в сер. 1-го – нач. 2-го тыс. Ранние сведения об О. относятся к 4–6 вв. и содержатся в кит. династийных историях, где они именуются гаоцзюй (букв. – высокие телеги), а позднее – теле (из пратюркского *тегрег – «телега, тележник») и «девять родов». Самоназвание этой группы племён зафиксировано в др.-тюрк. рунич. памятниках (8 в.), где они названы токуз огуз [т. е. «девять (племён) огузов»], и в трудах араб. географов (9–10 вв.), упоминающих племя тогузгуз. Обособившиеся после распада империи хунну, О. в ходе межплеменных войн в Центр. Азии частично стали данниками жужаней (5 – сер. 6 вв.), частично мигрировали в степи Юго-Вост. Европы (Предкавказье и Причерноморье), где оказались в сфере политич. интересов Византии и Персии, а позднее вошли в состав Первого Болгарского царства, Хазарского каганата и Зап. Тюркского каганата. В визант. источниках племена О. именуются огур (архаич. языковая форма слова «огуз»), там названы некоторые из племенных союзов О. – кутригуры [хутур огур – «тридцать (племён) огуров»], оногуры [он огур; «десять (племён) огуров»], сарагур [сары огур; «белые (жёлтые) огуры»], а также отмечены их взаимная враждебность и соперничество. В сер. 6 в. центр.-азиат. О. подчинились тюркам, разрушившим государство жужаней и создавшим совм. с О. Первый Тюркский каганат. После его краха племена О., возглавленные одним из них – уйгурами, создали недолговечное гос. образование в Сев. Монголии (647–689), которое было разгромлено Вост. Тюркским каганатом. В 742–744 О. в союзе с карлуками и басмылами нанесли решительное поражение Вост. Тюркскому каганату. Подчинив или изгнав недавних союзников, к власти на занятой территории пришла уйгурская династия Яглакаров, но встретила противодействие остальных 8 племён О., сломленное уйгурами в нескольких внутр. войнах. Результатом междоусобиц стала крупная миграция части О. на запад, где они, обойдя владения карлуков, достигли по долине Сырдарьи рубежей Мавераннахра и Хорезма. Историк Ибн аль-Асир (13 в.) отметил, что О. – «это племя, которое ко времени ал-Махди (т. е. в 775–785) пришло в Мавераннахр из страны тугузгузов». Оставшиеся в Центр. Азии племена О. вошли в состав Уйгурского каганата и разделили его судьбу, постепенно утратив своё общее самоназвание.
Племенной союз О. (араб. – гузз, гузийа; союз 24 тюрк. племён) Приаралья и присырдарьинских степей сформировался в 8–9 вв. из покинувших Центр. Азию О. и тюрок (кайыги, игдеры, баяты, баюндуры), а также из местных приаральских и семиреченских тюрк. племён (печенеги, афшары, язгыры, тюкеры). По данным Махмуда Кашгари (11 в.), существовало 22 племени О., к которым он добавляет 2 племени халаджей; по данным Рашид ад-Дина (14 в.), объединение О. состояло из 24 племён. Утверждение О. на новых землях сопровождалось частичными изменениями их хозяйств. и бытового уклада и существенным изменением политич. организации. Среди О. появились оседлые и даже гор. сообщества, они группировались в территориальные объединения (в сер. 9 в. аль-Масуди выделял нижних, средних и верхних О.), жители оседлых поселений и городов и отд. группы кочевников всё чаще принимали ислам. В низовьях Сырдарьи возник город Янгикент (букв. – Новый город), где была учреждена ставка верховного правителя О., носившего тюрк. титул ябгу. Араб. географы 10 в. отмечали, что в Янгикенте «царь гузов» живёт только зимой. Судя по сообщениям Махмуда Кашгари, оседлые группы концентрировались в небольших городках в нижнем и среднем течении Сырдарьи, на её притоках; их называли ятуки (букв. – лежачие), их гл. занятием было выращивание проса и овощей. Жизнь кочевых О. подробно описал Ибн Фадлан, который отмечал крайне слабую структуру власти, при которой все внутр. дела решались «советом» (т. е. родовыми и племенными собраниями, возглавляемыми старейшинами); решения этих собраний были основаны на полном единогласии его участников. Гос. власть на местах представляли кударкины (от тюрк. кюль эркин) – «заместители» (наместники) ябгу. Наместники и окружающие их сановные лица (тарханы, иналы) контролировали регулярный сбор дани и вершили суд «по закону», т. е. по обычному праву (тёре). В среде кочевых О. существовало имуществ. расслоение, частично связанное с интенсивной торговлей через «гузскую степь» между Поволжьем, Хорезмом и Мавераннахром. Важным фактором в государстве янгитентских ябгу оставались войны и набеги на оседлых соседей. Вытеснив из Прикаспия за Волгу печенегов, О. регулярно совершали набеги на Хазарский каганат и Булгарию Волжско-Камскую (в союзе с киевскими князьями – Святославом Игоревичем в 965 или в 968/969 и Владимиром Святославичем в 985), на Хорезм, на контролируемые чигилями и карлуками города Семиречья.
В кон. 10 – нач. 11 вв. обозначилось два направления экспансии О. из Прикаспия и Приаралья – южное и северо-западное. Движение на юг было связано с группой исламизиров. племён во главе с Сельджуком и его потомками (см. в ст. Сельджуки). Этих О. окрестные народы называли туркменами. Потерпев поражение в войне с «царём гузов» и его сыном за область Дженда в среднем течении Сырдарьи, они поселились в Мавераннахре, в окрестностях Нуратинских гор. В сер. 11 в., после успешной войны с Газневидами, они овладели Хорасаном и вскоре создали в Передней Азии новое государство – империю Сельджукидов.
Другая часть О., соперничая с кипчаками, двинулась на северо-запад, достигла границ Др.-рус. гос-ва (в др.-рус. летописях фигурируют как торки, возможно, также как берендеи) и Византии на Балканах (в визант. источниках – узы). Потерпев неудачи в столкновениях с рус. князьями, теснимые половцами, отд. группы этой части О. всё чаще стали селиться на рус. землях как подданные или союзники киевских, переяславских и черниговских Рюриковичей. В 11–12 вв. вошли в состав племенного объединения чёрных клобуков, игравшего важную роль в обороне юж. границы Др.-рус. гос-ва, а затем Киевского и Переяславского княжеств.
Общим фольклорным наследием О. Центр. и Ср. Азии является цикл сказаний о мифич. предке – эпониме огузских племён Огуз-кагане – «Огуз-наме». Другой фольклорный памятник О., возникший в Ср. Азии, но окончательно сформировавшийся на Кавказе и в Малой Азии, – героич. эпос «Китаби Дедем Коркуд» (см. «Китаби Деде Коркуд» – «Книга моего деда Коркуда»), записи которого сохранились в двух тур. рукописях 16 в. Этноязычное наследие племенного союза О. стало основой формирования в позднем Средневековье и в Новое время турок, азербайджанцев, туркмен и гагаузов.