ТУ́РКИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУ́РКИ (самоназвание – Türkler, тюрклер), 1) население Турции. 2) Тюркоязычный народ, осн. население Турции. Численность 58,7 млн. чел. (2015, оценка). Составляют также осн. население т. н. Тур. Республики Сев. Кипра (294 тыс. чел. – 2011, перепись), 2-ю по численности этнич. группу Болгарии (588,3 тыс. чел. – 2011, перепись; в осн. на юго- и северо-востоке: составляют 66,2% в обл. Кырджали, значит. группы в областях Шумен, Силистра, Разград и Тырговиште); живут в Сев.-Вост. и Юго-Вост. Греции (ок. 100 тыс. чел., периферия Вост. Македония и Фракия и о-ва Додеканес), Македонии (78 тыс. чел. – 2002, перепись; составляют 79,4% в общине Центар-Жупа, до 100% в отд. округах общин Дебар, Вранештица, Ресен, Могила, Крушево, Долнени, Прилеп, Демир-Капия, Дойран, Валандово, Струмица, Конче, Радовиш, Василево, Штип, Карбинци, Студеничани, Сопиште, Врапчиште, Боговине), на юго-востоке Румынии (28,2 тыс. чел., св. 3% в жудеце Констанца – 2011, перепись), юге Сербии (18,7 тыс. чел., в осн. в Призренском окр. на юге самопровозглашённой Республики Косово – 2011, перепись). Выходцы из Турции – крупнейшая иммигрантская группа в Германии (2,7 млн. чел.), Великобритании (100 тыс. чел. – 2011, перепись), живут в Нидерландах (396,6 тыс. чел. – 2015, Центр. бюро статистики), Бельгии (219 тыс. чел. – 2012, оценка), Австрии (186 тыс. чел. – 2012, Комиссия по исследованиям миграции и интеграции), России (105,1 тыс. чел. – 2010, перепись), Швеции (46,4 тыс. чел. – 2015, Центр. бюро статистики) и др. За пределами Европы живут в Азербайджане (38 тыс. чел. – 2009, перепись), араб. странах и др. Говорят на турецком языке. В осн. мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, до трети – шииты и алавиты.
Предки Т. – огузы-туркоманы (см. в ст. Туркмены) в 11–15 вв. покорили под предводительством Сельджукидов (Т.-сельджуки) и затем Османов п-ова Малая Азия и Балканский, куда одновременно продвигались из Сев. Причерноморья родственные им печенеги и узы, и к 15 в. ассимилировали большинство их греко-, армяно-, славяно-, романо- и албаноязычного населения. В Османской империи под Т. подразумевались туркоязычные мусульмане Анатолии (Малой Азии) и Румелии (Балкан) по противопоставлению с их единоверцами – курдами, арабами, албанцами, иногда – всё мусульм. население «Европ. Турции» (включая, напр., болг. помаков, макед. торбешей, бошняков) по противопоставлению с иноверцами (христианами и иудеями). К 16 в. османские завоевания способствовали расселению Т. от Крыма до Кипра. В результате рус.-тур. (1828–29 и 1877–78), Крымской и Кавказской войн в пределы империи переселились и частично слились с Т. сотни тысяч тюрк., абхазо-адыгских и нахско-даг. беженцев. С кон. 19 в. при младотурках и в ходе «кемалистских реформ» сформировалась концепция тур. нации как основы тур. государства. Согласно греко-турецкой конвенции 1923, до 0,5 млн. Т. были переселены из Греции в Турцию; переселения происходили и из др. балканских стран. Оставшиеся на Балканах Т. вплоть до кон. 20 в. подвергались дискриминации и насильств. ассимиляции (особенно в Болгарии при Т. Живкове, проводившем в 1984–89 политику «возрождения», т. е. насильств. оболгаривания, Т. и выселение в 1989 св. 300 тыс. Т.; впоследствии эта политика была осуждена болг. правительством). Ныне Т. пользуются правами этнич. меньшинства в Болгарии, Македонии, Хорватии, Республике Косово, Румынии; на тур. яз. ведётся преподавание и радиовещание, издаётся пресса; их интересы представляют политич. партии.
Традиц. культура типична для народов Зап. Азии. Занимаются пашенным земледелием, в т. ч. орошаемым (пшеница, ячмень, хлопок, табак, маслины, цитрусовые, виноград), в горах – отгонным скотоводством (в осн. овцы и козы, в т. ч. ангорской породы); ряд этнографич. групп (юрюки, тахтаджы, тюркмены) – полукочевники. Развиты ткачество, произ-во ковров (Ушак, Гёрдес, Кютахья, Конья и др.), вышивка, гончарство, обработка меди, серебра. Сельское жилище средиземноморского типа, глинобитное или саманное, в горах – каменное, в Причерноморье – деревянное, отапливается очагом (тандыр) или переносной жаровней (мангал) и курси, реже – камином. Усадьба огорожена высокой глинобитной стеной, все помещения выходят во внутр. двор. У двухэтажных домов внизу помещаются хлев и амбар, наверху – жилые помещения, к которым ведёт внешняя лестница. Кочевники живут в войлочных палатках (карачадыр, алачык). Мужская одежда – штаны с широким шагом (дон), заправленная в них рубаха (гёмлек), широкий пояс (кушак), короткие безрукавка (йелек) и куртка (хырка). Женщины носили штаны (шальвар) и рубаху, иногда – юбку (фистан) и кофту (хырка) или длинное платье (энтари). Обувь – постолы из сыромятной кожи (чарык), узорные вязаные носки, на голове – платок (чембер) или накидка (фередже). Головные уборы у мужчин первоначально – разл. типы тюрбанов и колпаков, в 1826, в ходе реформ Махмуда II, сменённые красной фетровой шапочкой (феской); при Мустафе Кемале Ататюрке ношение фески и фередже было запрещено. Осн. пища – хлеб (экмек, чурек, лаваш), лепёшки (хамурсуз и гёзлеме), жареная (кебаб) или тушёная (кавурма) баранина, молочные продукты (ферментированное молоко – йогурт, каймак, айран; овечьи сыры: мягкий рассольный – бейяз пейнир, твёрдые – кашар, кашкавал; козий сыр – тулум), плов (пилав), фарширов. овощи (далма), супы (чорба), сладости (баклава, халва, рахат-лукум, кадайыф, тутмач); напитки – кофе (кахве), виноградная водка (ракы), прохладит. настои и отвары из фруктов (шербет).
На религ. жизнь значит. влияние оказали суфийские братства, почитание захоронений (ятыр) святых (азиз), старцев (пир), угодников (вели). В устном творчестве распространены средиземноморско-переднеазиатские мифоэпич. мотивы, в т. ч. ирано-семитского происхождения (через посредство араб. и перс. лит-ры), испытавшие также тюрко-монг. влияние. Гл. формы словесного творчества Т., хранителями которых выступали странствующие певцы (ашыг) и сказители (меддах): сказание (дестан), песня городская (шаркы) и народная (тюркю), быличка (лятифе), сказка (масал), загадка (бильмедже), театр уличный (орта оюну) и теней (Карагёз). Муз. фольклор – вокальный, инструментальный, песенно-танцевальный; нар. музыка традиционно одноголосная. Различаются региональные и локальные муз. диалекты (агыз) и манеры исполнения (тавыр). Мелодическим, ритмическим, ладовым разнообразием обладают песни тюркю. Имеются 2 стилевые мелодич. группы: узун хава (букв. – длинная мелодия) – метрически свободные мелодии широкого диапазона; кырык хава (букв. – короткая мелодия) – ритмичные мелодии небольшого диапазона. Первые характерны для любовных песен бозлак, траурных причитаний агыты и др., вторые – для песен мани (род частушки), танцев, инструментальных наигрышей. Поэтич. основа нар. песен – стихи в традиц. формах семаи, дестан, кошма, мани. Из разнообразных муз. ритмов особенно популярен аксак (букв. – хромой), основанный на комбинациях 2- и 3-дольных ячеек. Популярные нар. танцы: «Зейбек» (преим. мужской, медленный, парный или групповой, иногда с кинжалами или короткими мечами), «Халай», «Хорон», «Бенги» (разновидности хоровода), «Бар» (групповой мужской или женский), «Хора» (групповой мужской или женский, очень быстрый), «Каршилама» («танцы взаимного приветствия»: мужчины и женщины танцуют в 2 ряда), «Кашык» (танцуют в 2 ряда либо в кругу, часть участников может сидеть; участники отбивают ритм дерев. ложками). Танцы сопровождаются игрой инструментального ансамбля, некоторые («Бар» в женском варианте, «Кашик», «Бенги») также песнями (тюркю). Муз. инструменты: струнный щипковый баглама (разновидность азерб. саза); смычковые – кеманча, кабак кемане, иклыг, рабаб; духовые – кавал, зурна, волынка тулум; мембранофоны – давул (нагара), думбелек, теф, дарбука, и др. Об устной классич. проф. музыке см. в ст. Турция (раздел Музыка).
В 20 в., особенно после 2-й мировой войны, тур. общество подверглось стремительной индустриализации, вестернизации системы образования и урбанизации.