Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КЕМАЛИ́СТСКИЕ РЕФО́РМЫ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 537

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Шлыков

«КЕМАЛИ́СТСКИЕ РЕФО́РМЫ», ра­ди­каль­ные об­ществ.-по­ли­тич. ре­фор­мы, про­во­див­шие­ся в Тур­ции в 1920–30-х гг. под рук. Мус­та­фы Ке­ма­ля Ата­тюр­ка. «К. р.» яв­ля­лись про­дол­же­ни­ем «Ке­ма­ли­ст­ской ре­во­лю­ции». Ин­ст­ру­мен­том про­ве­де­ния «К. р.» бы­ла На­род­но-рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия (НРП), кон­тро­ли­ро­вав­шая медж­лис – Ве­ли­кое нац. со­б­ра­ние Тур­ции (ВНСТ), а идео­ло­гич. плат­фор­мой кур­са ре­форм – ке­ма­лизм (Atatürk ilkeleri), обоб­щён­ный в 6 прин­ци­пах НРП: рес­пуб­ли­ка­низм, на­цио­на­лизм, по­пу­лизм, эта­тизм, се­ку­ля­ризм и ре­во­лю­ци­он­ность. В рам­ках «К. р.» бы­ла про­из­ве­де­на по­этап­ная се­ку­ля­ри­за­ция го­су­дар­ст­ва и об­ществ. жиз­ни Тур­ции: уп­разд­не­ны сул­та­нат (1.11.1922) и ха­ли­фат (3.3.1924), про­воз­гла­ше­на рес­пуб­ли­ка (29.10.1923), при­ня­та но­вая Кон­сти­ту­ция (20.4.1924), из ко­то­рой за­тем бы­ло изъ­я­то по­ло­же­ние об ис­ла­ме как гос. ре­ли­гии (10.4.1928) и вклю­че­но не под­ле­жав­шее от­ме­не по­ло­же­ние о том, что Тур. Рес­пуб­ли­ка яв­ля­ет­ся свет­ским го­су­дар­ст­вом (5.2.1937). Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рая ещё при мла­до­тур­ках бы­ла в це­лом по­став­ле­на под гос. кон­троль, по За­ко­ну об уни­фи­ка­ции об­ра­зо­ва­ния (3.3.1924) ста­ла пол­но­стью свет­ской, а ре­лиг. шко­лы (мед­ре­се) уп­разд­не­ны. Ещё до ке­ма­ли­стов нор­мы ша­риа­та при­ме­ня­лись лишь в сфе­ре се­мей­но­го пра­ва; с при­ня­ти­ем Гражд. ко­дек­са (17.2.1926; за ос­но­ву был взят швейц. Гражд. ко­декс) эта об­ласть бы­ла так­же изъ­я­та из юрис­дик­ции уле­мов. Уго­лов­ный ко­декс (1.3.1926), ско­пи­ро­ван­ный с италь­ян­ско­го, за­пре­щал соз­да­ние ор­га­ни­за­ций на ре­лиг. ос­но­ве. Вме­сто уп­разд­нён­но­го Мин-ва по де­лам ре­ли­гии и вак­фов (3.3.1924) соз­да­ны Управ­ле­ние по де­лам ре­ли­гии и Гл. управ­ле­ние по де­лам вак­фов, на­хо­див­шие­ся под кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва. В це­лях се­ку­ля­ри­за­ции об­ществ. жиз­ни бы­ли за­кры­ты дер­виш­ские оби­те­ли (тек­ке, за­вие), уп­разд­не­ны все сек­ты и та­ри­ка­ты (30.11.1925), свя­щен­но­слу­жи­те­лям за­пре­ще­но по­все­днев­ное но­ше­ние куль­то­вой оде­ж­ды (об­ла­че­ние в неё до­пус­ка­лось лишь в ме­че­тях во вре­мя мо­ле­ний) (30.11.1925). В це­лях ев­ро­пеи­за­ции Тур­ции но­ше­ние фес­ки бы­ло за­пре­ще­но, а ев­роп. пла­тья и го­лов­ных убо­ров – по­ощ­ря­лось (25.11.1925). В стра­не вве­де­ны ев­роп. ка­лен­дарь (26.12.1925), ев­роп. ал­фа­вит (1.11.1928), ев­роп. сис­те­ма мер и ве­сов (26.3.1931) и др., вы­ход­ным днём объ­яв­ле­но вос­кре­се­нье вме­сто тра­диц. пят­ни­цы (27.5.1935), вве­де­ны фа­ми­лии (21.6.1934; спец. ре­ше­ни­ем ВНСТ да­ро­ва­ло Мус­та­фе Ке­ма­лю фам. Ата­тюрк – Отец ту­рок). Из­ме­не­ния про­изош­ли в по­ло­же­нии жен­щин. Им бы­ли пре­дос­тав­ле­ны пра­во из­би­рать и быть из­бран­ны­ми (5.12.1934), воз­мож­ность для по­ли­тич., об­ществ. и проф. дея­тель­но­сти. «К. р.» при­ве­ли к пре­вра­ще­нию Тур­ции в свет­ское го­су­дар­ст­во и обес­пе­чи­ли её ус­ко­рен­ную мо­дер­ни­за­цию и «ев­ро­пеи­за­цию».

Лит.: Мил­лер А. Ф. Очер­ки но­вей­шей ис­то­рии Тур­ции. М.; Л., 1948; Но­вей­шая ис­то­рия Тур­ции. М., 1968; Ahmad F. The making of mo­dern Turkey. L.; N. Y., 1993; Zurcher E. J. Tur­key: a modern history. 3rd ed. L.; N. Y., 1997; Ере­ме­ев Д. Е. Ста­нов­ле­ние рес­пуб­ли­кан­ской Тур­ции (1918–1939 гг.). М., 2004; Ки­ре­ев Н. Г. Ис­то­рия Тур­ции, XX век. М., 2007.

Вернуться к началу