Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРКМЕ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 551-552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ш. Кадыров; Н. Н. Абубакирова-Глазунова (устное творчество)

ТУРКМЕ́НЫ (тур­ко­ма­ны; са­мо­на­зва­ние – турк­мен, мн. ч. турк­мен­лер; араб., перс. те­ре­ке­ме, ус­тар. рус. – трух­ме­ны, трух­мен­цы, трух­мя­не), тюр­коя­зыч­ный на­род в Ср. и Зап. Азии, осн. на­се­ле­ние Турк­ме­нии (св. 4 млн. чел. – 2016, оцен­ка). Ком­пакт­но про­жи­ва­ют так­же в Уз­бе­ки­ста­не (ок. 200 тыс. чел., в т. ч. ну­ра­тин­ские Т. в Ну­ра­тин­ском р-не На­во­ий­ской обл.), на юго-за­па­де Тад­жи­ки­ста­на (в осн. в до­ли­нах Ка­фир­ни­га­на и Вах­ша; 15,2 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись), се­ве­ре Аф­га­ни­ста­на (св. 1 млн. чел.), се­ве­ро-вос­то­ке Ира­на (ос­та­ны Го­ле­стан, Сев. Хо­ра­сан и Хо­ра­сан-Ре­за­ви, 2,4 млн. чел.), се­ве­ре Ира­ка (400 тыс. чел.), Си­рии, в Ли­ва­не, Иор­да­нии, Тур­ции (св. 10 млн. чел., в осн. в Цент­раль­но­ана­то­лий­ском ре­гио­не), на юге Гру­зии (Ахал­цих­ский и Алах­ка­лак­ский му­ни­ци­па­ли­те­ты края Сам­цхе-Джа­ва­хе­ти), во­сто­ке Азер­бай­джа­на [ка­ра­па­па­хи и те­ре­ке­ме, в осн. к югу от Ку­бы (Гу­бы)], в Ар­ме­нии (об­ла­сти Ло­ри, Ге­хар­ку­ник, Сю­ник), Рос­сии (36,9 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись, вклю­чая став­ро­поль­ских и ас­т­ра­хан­ских трух­мен, те­ре­ке­ме Дер­бент­ско­го р-на) и др.; туркм. про­ис­хож­де­ние име­ют са­ла­ры Ки­тая. Го­во­рят на турк­мен­ском язы­ке, в диа­спо­ре так­же на араб., тур., перс. и др. язы­ках. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Пер­во­на­чаль­но Т. (букв. – по­хо­жие на тю­рок) на­зы­ва­ли тюрк. на­се­ле­ние Ср. Азии (в от­ли­чие от ира­но­языч­но­го на­се­ле­ния – тад­жи­ков); с на­ча­лом экс­пан­сии огу­зов (см. Сельд­жу­ки) это назв. рас­про­стра­ни­лось в Пе­ред­ней Азии. Т. де­лят­ся на на­род­но­сти, или «пле­ме­на» (тай­па, ил): чов­до­ры (чов­ду­ры, чо­удо­ры, чау­до­ры), игды­ры (игдир), аб­да­лы, ара­ба­чи, тра­ди­ци­он­но про­жи­вав­шие в Турк­ме­нии к се­ве­ру от зал. Ка­ра-Бо­газ-Гол; йо­му­ды (йо­му­ты) – в Вост. При­кас­пии и на се­ве­ре совр. Да­шо­гуз­ско­го ве­лая­та; гок­ле­ны (гео­кле­ны) – в вер­ховь­ях р. Сум­бар; но­хур­ли и мур­ча­ли – в рай­оне Но­ху­ра и Ба­хар­де­на; те­кин­цы (те­ке), ме­хин­ли, сун­ча­ли, анау­ли, али-или – в пред­горь­ях Ко­пет­да­га и Центр. Ка­ра­ку­мах (совр. ве­лая­ты Ахал­ский и се­вер Ма­рый­ско­го); са­ры­ки – в бас­сей­не Мур­га­ба (юг Ма­рый­ско­го ве­лая­та); эр­са­ри (ар­са­ри) – в Юго-Вост. Ка­ра­ку­мах и до­ли­не Аму­да­рьи (юго-вос­ток Ма­рый­ско­го и юг Ле­бап­ско­го ве­лая­тов); ха­таб, олам, му­кры, кар­кын, бая­ты, са­ят­ли, эс­ки, ход­жа, са­ка­ры, ара­ба­чи, ших, хы­дыр-или – в до­ли­не Аму­да­рьи ме­ж­ду Чар­шан­гой и Эль­джи­ком (юг Ле­бап­ско­го ве­лая­та); са­ло­ры и ата – ле­во­бе­ре­жье Аму­да­рьи на се­ве­ре Ле­бап­ско­го ве­лая­та; ка­ра­даш­лы (язы­ры), ем­ре­ли и чан­ды­ры – в ни­зовь­ях Аму­да­рьи и др.; не­ко­то­рые пле­мен­ные наз­ва­ния (напр., са­ло­ров) из­вест­ны с 7 в.

В оа­зи­сах (Хо­резм­ский в ни­зовь­ях Аму­да­рьи, Мур­габ­ский, Тед­жен­ский) раз­ви­ва­ли по­лив­ное и не­по­лив­ное (в пред­горь­ях – бо­гар­ное, в ни­зи­нах и пой­мах рек – ойтач­ное и джан­гиль­ное) зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, яч­мень, про­со-джу­га­ра), на за­па­де – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Раз­во­ди­ли овец (бо­лее по­ло­ви­ны ов­це­вод­ст­ва – ка­ра­куль­ская по­ро­да на пу­стын­ных паст­би­щах Вост. Турк­ме­нии), од­но­гор­бых верб­лю­дов, ска­ко­вых ло­ша­дей (ахал­те­кин­ской чис­то­кров­ной по­ро­ды, йомудской породы и др.). Рас­про­странено виноградарство. В Мур­габ­ском оа­зи­се, Ле­бап­ском ве­лая­те и др. за­ни­ма­ют­ся шел­ко­вод­ст­вом. Раз­ви­ты из­го­тов­ле­ние шёл­ко­вых (зна­м­е­нит мерв­ский шёлк г. Ма­ры), хлоп­чато­бу­маж­ных и шер­стя­ных тка­ней, ков­ров (до кон. 19 в. наи­бо­лее раз­ви­то было у са­ло­ров, с по­ко­ре­ни­ем Юж. Турк­ме­нии те­кин­ца­ми в 18 в. они пе­ре­ня­ли са­лор­ские тра­ди­ции ков­ро­тка­чест­ва; зна­ме­ни­ты так­же вор­со­вые пен­дин­ские, йо­муд­ские, чау­дор­ские и др. ков­ры), вой­ло­ка, об­ра­бот­ка се­реб­ра.

До сер. 20 в. осн. жи­ли­щем бы­ла юр­та (ой, ка­ра-ой); те­кин­ская юр­та от­ли­ча­ет­ся по­лу­круг­лым сво­дом, йомуд­ская – уп­ло­щён­ным, чов­дур­ская – ко­ни­чес­ким. Юр­ты ста­вят­ся и во дво­рах ста­цио­нар­ных уса­деб. Ста­цио­нар­ное жи­ли­ще (там) на вос­то­ке в осн. гли­но­бит­ное, на юге – сыр­цо­вое, с пло­ской или ку­по­ло­об­раз­ной кров­лей, в гор­ных райо­нах – ка­мен­ное, на за­па­де (Эсен­ку­лий­ский эт­рап Бал­кан­ско­го ве­лая­та) – од­но-двух­этаж­ное свай­ное (аяк­лы-там) из де­ре­ва. На юге воз­во­ди­ли кре­по­сти (ка­ла); на вос­то­ке усадь­ба (хов­лы) об­но­си­тся вы­со­кой сте­ной (ди­вар), жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния вы­хо­дят во внутр. двор с са­дом и хлеб­ной пе­чью-тан­ды­ром; вдоль стен идёт ши­ро­кая кры­тая тер­ра­са (эй­ван); осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет бо­га­то уб­ран­ное по­ме­ще­ние для гос­тей (мых­ман-ха­на).

Рис. Е. Н. Федорченко Туркмены. Женский костюм у йомудов: 1 – замужняя йомудка, одета в платье-рубаху (кёйнек), штаны (балак), халат (чабыт), головной убор (хасава) с парчовым покрывалом; 2 – девушка, одета в кёйнек, штаны...

Муж­ская и жен­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (кёй­нек; у муж­чин – из бе­ло­го хлоп­ка с раз­ре­зом на пра­вой сто­ро­не, у жен­щин – обыч­но из крас­но­го шёл­ка или са­ти­на), шта­ны с ши­ро­ким ша­гом (ба­лак) и стё­га­ный ха­лат (у муж­чин – дон, ча­пан, чек­мен, обыч­но из по­ло­са­то­го шёл­ка – гыр­мы­зы дон; у жен­щин – ча­быт, дон, кур­те, из крас­но­го или зе­лё­но­го сук­на, шёл­ка или бар­ха­та). Жен­щи­ны за­стё­ги­ва­ют во­рот ру­ба­хи круг­лой бро­шью (гу­лья­ка; пер­во­на­чаль­но – у йому­дов, с кон. 19 в. – так­же у гок­ле­нов, с 1920-х гг. – у те­кин­цев, с сер. 20 в. – по всей Турк­ме­нии). Те­кин­ки, йомуд­ки и са­рыч­ки но­сят шей­ное ук­ра­ше­ние из мас­сив­ных пла­стин с под­вес­ка­ми (бу­ков), на Сыр­да­рье – би­сер­ное ук­ра­ше­ние (гар­га­лы­ку гуль­бент, аиль­ча). На го­ло­ве муж­чи­ны но­сят тю­бе­тей­ку (та­хья, бо­рик, бо­рук, гал­пак), по­верх неё – ов­чин­ную шап­ку (тел­пек), у са­ры­ков и эр­са­ри – чал­му; жен­щи­ны: у те­кин­цев и са­рык – вы­со­кую шап­ку (бо­рик) усе­чён­но-ко­нич. или гри­бо­вид­ной фор­мы на твёр­дой ос­но­ве, дра­пи­ро­ван­ную шёл­ком или сит­цем, с се­реб­ря­ны­ми бляш­ка­ми и под­вес­ка­ми; у йо­му­дов, чов­до­ров и др. – убор (оро­мак) из на­лоб­ной по­вяз­ки (алын­да­ны) и плат­ка (чар­гат); у йо­му­дов бы­то­вал так­же вы­со­кий, об­тя­ну­тый крас­ной тка­нью и об­ши­тый бляш­ка­ми убор (ха­са­ва) с длин­ны­ми под­вес­ка­ми по бо­кам; по­верх не­го на­де­ва­ют шёл­ко­вое или пар­чо­вое, об­ши­тое се­ребря­ны­ми бляш­ка­ми, по­кры­ва­ло или ха­лат-на­кид­ку со слож­ны­ми ру­ка­ва­ми (чыр­пы, елек, пу­рен­жек; ср. Па­ранд­жа), ли­цо за­кры­ва­ют тка­нью (яш­мак); де­вуш­ки но­сят ша­поч­ку (та­хья) с се­реб­ря­ной вер­хуш­кой (гупба), на юге – с се­реб­ря­ны­ми (че­ке­лик) или би­сер­ны­ми (ала­га) ви­соч­ны­ми под­вес­ка­ми с ки­стя­ми из чёр­но­го шёл­ка, за­пле­та­ют мно­же­ст­во ко­си­чек. Де­вуш­ки-не­вес­ты и мо­ло­дые жен­щи­ны но­сят на­кос­ни­ки (ас­сык), мас­сив­ные се­реб­ря­ные с сер­до­ли­ком брас­ле­ты (би­ле­зик) с на­бо­ром из пя­ти перст­ней (узук), в Сев. и Вост. Турк­ме­нии – но­со­вые серь­ги (бу­рун хал­ка, ара­бек).

В ос­но­ве тра­диц. пи­щи – хлеб (пше­нич­ные и джо­га­ро­вые ле­пёш­ки – чо­рек, нан), мо­лоч­ные про­дук­ты (ки­слое мо­ло­ко – га­тык, тво­рог – суз­ме, сыр – гурт, пей­нир и др.), мяс­ная по­хлёб­ка (чор­ба, гай­нат­ма), жа­ре­ное мя­со (го­вур­ма, го­вур­дак), плов (па­лав), пи­рож­ки с мя­сом (сам­са) и др. Осн. на­пит­ки – чай, ки­слое ко­ро­вье (га­тык) или верб­лю­жье (чал) мо­ло­ко.

Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет уст­но-про­фес­сио­наль­ную му­зы­ку (в цен­тре проф. тра­ди­ции – пе­вец бах­ши, ин­ст­ру­мен­та­лист са­зан­да), му­зы­ку зи­кра и нар. пес­ни. Вся тра­диц. му­зы­ка мо­но­дий­на. Раз­ли­ча­ют­ся ло­каль­ные сти­ли: ахал­ский, ма­рый­ский, да­шо­гуз­ский, ле­бап­ский, бал­кан­ский. Уст­но-про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка пред­став­ле­на эпо­сом «Гор­кут-Ата» и «Гёр-ог­лы» (да­шо­гуз­ский ре­ги­он), ав­тор­ски­ми и ано­ним­ны­ми дас­та­на­ми (да­шо­гуз­ский, ма­рый­ский ре­гио­ны), пес­ня­ми на тек­сты Мах­тум­ку­ли, Сеи­ди, Ке­ми­не, Мол­ла­не­пе­са, Мя­тад­жи и др. по­этов-клас­си­ков, ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми пье­са­ми, вклю­чая боль­шие цик­лич. ком­по­зи­ции «Сал­тык­лар», «Гырк­лар», «Му­кам­лар», «На­вои» и др. (ахал­ский ре­ги­он). Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ду­тар, гид­жак, флей­та гар­гы-тюй­дук, языч­ко­вый дил­ли-тюй­дук, идио­фон го­пуз; рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли: ду­тар и гид­жак; 2–3 флей­ты (гар­гы-тюй­дук). Муз. фольк­лор: пес­ни ка­лен­дар­ные по­здра­ви­тель­ные (яре­ме­зан); пес­ни-га­да­ния (монд­жу­кат­ды); пес­ни вы­зы­ва­ния до­ж­дя (Сюйт­га­зан, Чем­че-ге­лин, Туй­та­тын, Кос­сем) и за­зы­ва­ния вет­ра (Мир­хай­дар); де­вичьи (ля­ле); иг­ро­вые пес­ни, свя­зан­ные с дви­же­ни­ем (да­мак-ля­ле, аяк-ля­ле, до­дак-ля­ле, дыз-ля­ле, хым­мыл); пес­ни, со­про­во­ж­даю­щие дое­ние ко­ро­вы (хов­лум), верб­лю­ди­цы (хо­ре­ле); се­мей­но-об­ря­до­вый фольк­лор: пес­ни ко­лы­бель­ные (хув­ди, ал­ла), сва­дебные (яр-яр, олен, до­нем, ярей­жан), пла­чи-при­чи­та­ния (агы), пес­ни-тан­цы (ча­пак, кар­сак). В бы­ту рас­про­стра­не­ны так­же ли­ри­че­ские, шу­точ­ные, хва­леб­ные пес­ни.

Лит.: На­ро­ды Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на. М., 1963. Т. 2; Дур­ды­ев М. Турк­ме­ны: (по­ис­ки пред­ков турк­мен­ско­го на­ро­да и его ис­то­ри­че­ской пра­ро­ди­ны). Аш., 1991; Дур­ды­ев М., Ка­ды­ров Ш. Турк­ме­ны ми­ра. Ис­то­ри­ко-де­мо­гра­фи­че­ский об­зор. Аш., 1991; Джи­ки­ев А. Очер­ки про­ис­хо­ж­де­ния и фор­ми­ро­ва­ния турк­мен­ско­го на­ро­да в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. Аш., 1991; Гул­лы­ев Ш. Турк­мен­ская му­зы­ка. Ал­ма­ты, 2003; Ус­пен­ский В. А., Бе­ля­ев В. М. Турк­мен­ская му­зы­ка / Под ред. Ш. Гул­лие­ва. Алма­ты, 2003. Т. 1–2; Ка­ды­ров Ш. Мно­го­ли­кий турк­мен­чи­лик. Эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки, по­ня­тия и тер­ми­ны. М., 2010; он же. Турк­мен-на­ма: Кто та­кие турк­ме­ны. Уп­са­ла; М., 2013; Абу­ба­ки­ро­ва-Гла­зу­но­ва Н. Н. Ка­лен­дар­ные празд­ни­ки: на пе­ре­кре­ст­ке ци­ви­ли­заций // Фольк­лор­ная тра­ди­ция: фик­са­ция и ин­тер­пре­та­ция. СПб., 2013.

Вернуться к началу