ТУРКМЕ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРКМЕ́НЫ (туркоманы; самоназвание – туркмен, мн. ч. туркменлер; араб., перс. терекеме, устар. рус. – трухмены, трухменцы, трухмяне), тюркоязычный народ в Ср. и Зап. Азии, осн. население Туркмении (св. 4 млн. чел. – 2016, оценка). Компактно проживают также в Узбекистане (ок. 200 тыс. чел., в т. ч. нуратинские Т. в Нуратинском р-не Навоийской обл.), на юго-западе Таджикистана (в осн. в долинах Кафирнигана и Вахша; 15,2 тыс. чел. – 2010, перепись), севере Афганистана (св. 1 млн. чел.), северо-востоке Ирана (останы Голестан, Сев. Хорасан и Хорасан-Резави, 2,4 млн. чел.), севере Ирака (400 тыс. чел.), Сирии, в Ливане, Иордании, Турции (св. 10 млн. чел., в осн. в Центральноанатолийском регионе), на юге Грузии (Ахалцихский и Алахкалакский муниципалитеты края Самцхе-Джавахети), востоке Азербайджана [карапапахи и терекеме, в осн. к югу от Кубы (Губы)], в Армении (области Лори, Гехаркуник, Сюник), России (36,9 тыс. чел. – 2010, перепись, включая ставропольских и астраханских трухмен, терекеме Дербентского р-на) и др.; туркм. происхождение имеют салары Китая. Говорят на туркменском языке, в диаспоре также на араб., тур., перс. и др. языках. Мусульмане-сунниты.
Первоначально Т. (букв. – похожие на тюрок) называли тюрк. население Ср. Азии (в отличие от ираноязычного населения – таджиков); с началом экспансии огузов (см. Сельджуки) это назв. распространилось в Передней Азии. Т. делятся на народности, или «племена» (тайпа, ил): човдоры (човдуры, чоудоры, чаудоры), игдыры (игдир), абдалы, арабачи, традиционно проживавшие в Туркмении к северу от зал. Кара-Богаз-Гол; йомуды (йомуты) – в Вост. Прикаспии и на севере совр. Дашогузского велаята; гоклены (геоклены) – в верховьях р. Сумбар; нохурли и мурчали – в районе Нохура и Бахардена; текинцы (теке), мехинли, сунчали, анаули, али-или – в предгорьях Копетдага и Центр. Каракумах (совр. велаяты Ахалский и север Марыйского); сарыки – в бассейне Мургаба (юг Марыйского велаята); эрсари (арсари) – в Юго-Вост. Каракумах и долине Амударьи (юго-восток Марыйского и юг Лебапского велаятов); хатаб, олам, мукры, каркын, баяты, саятли, эски, ходжа, сакары, арабачи, ших, хыдыр-или – в долине Амударьи между Чаршангой и Эльджиком (юг Лебапского велаята); салоры и ата – левобережье Амударьи на севере Лебапского велаята; карадашлы (языры), емрели и чандыры – в низовьях Амударьи и др.; некоторые племенные названия (напр., салоров) известны с 7 в.
В оазисах (Хорезмский в низовьях Амударьи, Мургабский, Тедженский) развивали поливное и неполивное (в предгорьях – богарное, в низинах и поймах рек – ойтачное и джангильное) земледелие (пшеница, ячмень, просо-джугара), на западе – полукочевое скотоводство. Разводили овец (более половины овцеводства – каракульская порода на пустынных пастбищах Вост. Туркмении), одногорбых верблюдов, скаковых лошадей (ахалтекинской чистокровной породы, йомудской породы и др.). Распространено виноградарство. В Мургабском оазисе, Лебапском велаяте и др. занимаются шелководством. Развиты изготовление шёлковых (знаменит мервский шёлк г. Мары), хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ковров (до кон. 19 в. наиболее развито было у салоров, с покорением Юж. Туркмении текинцами в 18 в. они переняли салорские традиции ковроткачества; знамениты также ворсовые пендинские, йомудские, чаудорские и др. ковры), войлока, обработка серебра.
До сер. 20 в. осн. жилищем была юрта (ой, кара-ой); текинская юрта отличается полукруглым сводом, йомудская – уплощённым, човдурская – коническим. Юрты ставятся и во дворах стационарных усадеб. Стационарное жилище (там) на востоке в осн. глинобитное, на юге – сырцовое, с плоской или куполообразной кровлей, в горных районах – каменное, на западе (Эсенкулийский этрап Балканского велаята) – одно-двухэтажное свайное (аяклы-там) из дерева. На юге возводили крепости (кала); на востоке усадьба (ховлы) обносится высокой стеной (дивар), жилые и хозяйств. помещения выходят во внутр. двор с садом и хлебной печью-тандыром; вдоль стен идёт широкая крытая терраса (эйван); особое место занимает богато убранное помещение для гостей (мыхман-хана).
Мужская и женская одежда – туникообразная рубаха (кёйнек; у мужчин – из белого хлопка с разрезом на правой стороне, у женщин – обычно из красного шёлка или сатина), штаны с широким шагом (балак) и стёганый халат (у мужчин – дон, чапан, чекмен, обычно из полосатого шёлка – гырмызы дон; у женщин – чабыт, дон, курте, из красного или зелёного сукна, шёлка или бархата). Женщины застёгивают ворот рубахи круглой брошью (гульяка; первоначально – у йомудов, с кон. 19 в. – также у гокленов, с 1920-х гг. – у текинцев, с сер. 20 в. – по всей Туркмении). Текинки, йомудки и сарычки носят шейное украшение из массивных пластин с подвесками (буков), на Сырдарье – бисерное украшение (гаргалыку гульбент, аильча). На голове мужчины носят тюбетейку (тахья, борик, борук, галпак), поверх неё – овчинную шапку (телпек), у сарыков и эрсари – чалму; женщины: у текинцев и сарык – высокую шапку (борик) усечённо-конич. или грибовидной формы на твёрдой основе, драпированную шёлком или ситцем, с серебряными бляшками и подвесками; у йомудов, човдоров и др. – убор (оромак) из налобной повязки (алынданы) и платка (чаргат); у йомудов бытовал также высокий, обтянутый красной тканью и обшитый бляшками убор (хасава) с длинными подвесками по бокам; поверх него надевают шёлковое или парчовое, обшитое серебряными бляшками, покрывало или халат-накидку со сложными рукавами (чырпы, елек, пуренжек; ср. Паранджа), лицо закрывают тканью (яшмак); девушки носят шапочку (тахья) с серебряной верхушкой (гупба), на юге – с серебряными (чекелик) или бисерными (алага) височными подвесками с кистями из чёрного шёлка, заплетают множество косичек. Девушки-невесты и молодые женщины носят накосники (ассык), массивные серебряные с сердоликом браслеты (билезик) с набором из пяти перстней (узук), в Сев. и Вост. Туркмении – носовые серьги (бурун халка, арабек).
В основе традиц. пищи – хлеб (пшеничные и джогаровые лепёшки – чорек, нан), молочные продукты (кислое молоко – гатык, творог – сузме, сыр – гурт, пейнир и др.), мясная похлёбка (чорба, гайнатма), жареное мясо (говурма, говурдак), плов (палав), пирожки с мясом (самса) и др. Осн. напитки – чай, кислое коровье (гатык) или верблюжье (чал) молоко.
Устное творчество включает устно-профессиональную музыку (в центре проф. традиции – певец бахши, инструменталист сазанда), музыку зикра и нар. песни. Вся традиц. музыка монодийна. Различаются локальные стили: ахалский, марыйский, дашогузский, лебапский, балканский. Устно-профессиональная музыка представлена эпосом «Горкут-Ата» и «Гёр-оглы» (дашогузский регион), авторскими и анонимными дастанами (дашогузский, марыйский регионы), песнями на тексты Махтумкули, Сеиди, Кемине, Молланепеса, Мятаджи и др. поэтов-классиков, инструментальными пьесами, включая большие циклич. композиции «Салтыклар», «Гырклар», «Мукамлар», «Навои» и др. (ахалский регион). Муз. инструменты: дутар, гиджак, флейта гаргы-тюйдук, язычковый дилли-тюйдук, идиофон гопуз; распространены ансамбли: дутар и гиджак; 2–3 флейты (гаргы-тюйдук). Муз. фольклор: песни календарные поздравительные (яремезан); песни-гадания (монджукатды); песни вызывания дождя (Сюйтгазан, Чемче-гелин, Туйтатын, Коссем) и зазывания ветра (Мирхайдар); девичьи (ляле); игровые песни, связанные с движением (дамак-ляле, аяк-ляле, додак-ляле, дыз-ляле, хыммыл); песни, сопровождающие доение коровы (ховлум), верблюдицы (хореле); семейно-обрядовый фольклор: песни колыбельные (хувди, алла), свадебные (яр-яр, олен, донем, ярейжан), плачи-причитания (агы), песни-танцы (чапак, карсак). В быту распространены также лирические, шуточные, хвалебные песни.