ДАСТА́Н
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАСТА́Н (фарси), эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока и Юж. Азии. По форме – поэтич. или прозаич. произведения, а в тюркоязычных литературах – проза, перемежающаяся со стихами; по содержанию – чаще всего лит. обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий. В персоязычных лит-рах 10–15 вв. Д. называют отд. любовные поэмы («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» Низами Гянджеви и др.) или главы из больших эпич. поэм («Шахнаме» Фирдоуси). В последнем случае каждый Д. выступает как самостоят. произведение, обладая законченным сюжетом и своеобразием изобразит. средств. К стилистич. особенностям Д. относятся эпич. клише, постоянные эпитеты, сравнения и др. На яз. урду и в тюркоязычных литературах жанр Д. получил распространение в 16–18 вв.
Исполнительская традиция. Устная проф. традиция исполнения Д. сохранилась гл. обр. у туркмен и азербайджанцев, а также у узбеков, таджиков, каракалпаков, казахов. Традиция сольная мужская, исполнение сопровождается звучанием струнного инструмента (щипковые дутар, домбра) или инструментального ансамбля (напр., в туркм. вариантах может добавляться смычковый гиджак). Исполнитель (в разных локальных традициях называется дастанчи, ашуг, бахши, шаир, жырау и т. д.) владеет иск-вом рассказчика, поэта-импровизатора, певца, инструменталиста. Д. разных местных «школ» отличаются тематикой и формой, манерой исполнения. У туркмен существует уникальная инструментальная дастанная традиция (программные пьесы, исполняемые на дутаре или продольной флейте тюйдук). Излюбленные и повсеместно распространённые сюжеты – из эпоса «Кёр-оглы». На основе Д. создан ряд муз. драм и опер («Кёроглы» У. Гаджибекова и др.).