Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРУХМЕ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 464

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. И. Брусина

ТРУХМЕ́НЫ (ис­ка­жён­ное рус. трух­мя­не, трух­мен­цы; са­мо­на­зва­ние – ту­рк­мен), груп­па турк­мен на юге Ев­роп. Рос­сии. Жи­вут в Неф­те­кум­ском (5,1 тыс. чел.; с. Озек-Су­ат, аулы Мах­муд-Мек­теб, Ул­лу­би-Юрт, Ма­хач и др.), Турк­мен­ском (5 тыс. чел.; ау­лы Ша­ра­хал­сун, Са­бан-Ан­ту­ста, Чур, Ку­ли­ко­вы Ко­па­ни и др.), Ипа­тов­ском (1,6 тыс. чел.; ау­лы Ниж­ний Бар­хан­чак, Верх­ний Бар­хан­чак, Юсуп-Ку­лак­ский и др.), Бла­го­дар­нен­ском (1,4 тыс. чел.; аул Эдель­бай) и Арз­гир­ском (0,5 тыс. чел.; аул Ба­шан­та) рай­онах Став­ро­поль­ско­го края (став­ро­поль­ские турк­ме­ны) и в При­волж­ском р-не Ас­т­ра­хан­ской обл. (1,8 тыс. чел.; сё­ла Фун­то­во-1, Фун­то­во-2 и Атал); во мно­гих из этих сёл и ау­лов до­ля Т. пре­вы­ша­ет 80–90%. Об­щая чис­лен­ность 16,8 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на диа­лек­те туркм. яз. (бли­зок к чов­дур­ско­му), ис­пы­тав­шем влия­ние калм., но­гай­ско­го и тат. язы­ков; вла­де­ют так­же рус. яз. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Ставропольская туркменка в старинном костюме; одета в платье-рубаху кёйлек (полоски на подоле указывали на возраст и статус женщины), бархатный камзель с вышивкой, серебряными застёжками и подвесками;... Фото О. И. Брусиной

Пред­ки Т. мигрировали в сер. 17 в. за Вол­гу с п-ова Ман­гыш­лак и из при­ле­гаю­щих рай­онов из-за дав­ле­ния Хи­вин­ско­го хан­ст­ва; пе­ре­се­ле­ние про­дол­жа­лось до 1815 (в т. ч. в кон. 18 в. обосно­ва­лись на Ниж­ней Вол­ге), по­зд­нее так­же пе­ре­се­ля­лись не­зна­чит. груп­па­ми. От­но­сят­ся к турк­м. пле­ме­нам (на­род­но­стям) чов­дур, игдыр, сою­над­жи, аб­дал, к ним так­же при­сое­ди­ни­лись туркм. и не­турк­мен­ские груп­пы ка­за­як­лы, аб­дал, ка­зы­лар, кир­гиз. Под­дер­жи­ва­ли тес­ные свя­зи с кал­мы­ка­ми, но­гай­ца­ми и ас­т­ра­хан­ски­ми та­та­ра­ми. При Пет­ре I бы­ли пе­ре­да­ны под по­кро­ви­тель­ст­во калм. ха­на, до 1827 не­сли во­ин­скую по­вин­ность (при­ни­ма­ли уча­стие в вой­нах Рос­сии на Кав­ка­зе, Отеч. вой­не 1812), позд­нее – по­вин­но­сти по со­дер­жа­нию поч­ты, пе­ре­воз­ке гру­зов, строи­тель­ст­ву кре­по­стей и др. В 1825 об­ра­зо­ва­но Турк­мен­ское при­став­ст­во (с 1917 уезд, с 1920 рай­он с цен­т­ром в с. Лет­няя Став­ка). За­ни­ма­лись в осн. под­виж­ным ско­то­вод­ст­вом (ов­цы, круп­ный ро­га­тый скот, ло­ша­ди, в т. ч. ска­ко­вые, верб­лю­ды). Ка­ж­дая родств. груп­па со­вер­ша­ла по сво­им мар­шру­там се­зон­ные пе­ре­ко­чёв­ки ме­ж­ду зим­ни­ми (гыш­лак) и лет­ни­ми (яй­лах) стой­би­ща­ми. Бы­ло раз­ви­то про­из-во (с нач. 20 в.– на ры­нок) вой­ло­ка, ков­ров и т. п. Со 2-й пол. 19 в. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пе­ре­во­да Т. на осед­лость, в 1860-е гг. ор­га­ни­зу­ют­ся пер­вые ста­ци­о­нар­ные ау­лы. В 1880 став­ро­поль­ские Т. на­счи­ты­ва­ли 20,3 тыс. чел., в даль­ней­шем чис­лен­ность Т. и по­го­ло­вье их стад ста­ли со­кра­щать­ся. С 1860-х гг. в шко­лах ве­лось пре­по­да­ва­ние на рус. и тат. язы­ках, с 1913 – на туркм. яз. (до 1965). По пе­ре­пи­си 1926 став­ро­поль­ские Т. на­счи­ты­ва­ли 4,1 тыс. чел., астра­хан­ские Т. бы­ли про­тив их во­ли за­пи­са­ны та­та­ра­ми. Во вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции часть став­ро­поль­ских Т. ушла в рай­он Зим­ней став­ки за Ку­му (ны­не Неф­те­кум­ский р-н). В 1920-е гг. от­кры­ва­ют­ся нац. шко­лы и биб­лио­те­ки, в 1930-е гг. вы­хо­дит га­зе­та на туркм. яз. – офиц. язы­ке Туркм. р-на. В 1956 Туркм. р-н был лик­ви­ди­ро­ван (вос­ста­нов­лен в 1970). С сер. 1990-х до сер. 2000-х гг. ве­лось пре­по­да­ва­ние в школах туркм. яз. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. обы­чаи и об­ря­ды, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты (со­вет ста­рей­шин), родо-племенная структура, тра­диц. кос­тюм, фольк­лор (в т. ч. твор­че­ст­во ска­зи­те­лей бах­ши, ис­пол­няю­щих под ак­ком­па­не­мент ду­та­ра про­из­ве­де­ния Мах­тум­ку­ли, эпос «Кёр-ог­лы» и др.). Под­дер­жи­ва­ют­ся куль­тур­ные и родств. свя­зи с жи­те­ля­ми Турк­ме­нии.

Лит.: Бру­си­на О. И. Эт­ни­че­ская груп­па в мно­го­на­цио­наль­ном ре­гио­не: по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди турк­мен юга Рос­сии // Ди­ас­по­ры. 2012. № 1.

Вернуться к началу