САЛА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САЛА́РЫ (самоназвания – салар, салыр, салур, салгур, солор), тюрк. народ в Сев.-Зап. Китае. Численность 130,6 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в осн. на правобережье верхней Хуанхэ, составляют большинство в Сюньхуа-Саларском автономном у. на востоке пров. Цинхай, проживают также в Хуалун-Хуэйском автономном у. в пров. Цинхай, Цзишишань-Баоань-Дунсян-Саларском автономном у. на западе пров. Гансу и др. Говорят на саларском яз. огузской группы тюркских языков. С 2008 разрабатывается письменность на основе латиницы. Используется также араб. письмо, на котором в средние века создавалась лит-ра. Распространены также кит., уйгурский и тибет. языки. В осн. мусульмане-сунниты.
Вероятными предками С. были племена солоров (салуров), которые в 11–14 вв. в составе огузов проникли далеко на запад; их пребывание на территории Закавказья, Ирака, Анатолии отражено в данных топонимики и ср.-век. летописей (Рашид ад-Дин, «Китаби Деде Коркуд»). Под назв. салыров вошли в состав туркм. племён. По устной традиции, предки С. – Караман и Ахман переселились в Цинхай из окрестностей Самарканда ок. 1370 (вывезенный оттуда, по преданию, Коран хранится в гл. мечети С. в Гэйцзы). В кит. хрониках известны с 14 в.; при династии Юань вожди С. назначались наследств. правителями занимаемых земель; при Мин платили дань лошадьми. Пополнялись за счёт местных мусульман (хуэй). В 1760-е гг. саларский суфийский учитель Ма Минсин основал секту Джахрийя, практиковавшую громкий зикр; его последователи принимали активное участие в мусульм. восстаниях 18–20 вв.
Занимаются в осн. земледелием (в т. ч. оросительным), разводят овец, коров и др., развито садоводство. В деревнях было распространено плетение корзин, валяние войлока, ткачество. Жилище глинобитное или сырцовое с плоской крышей, айваном, окнами с узорными дерев. решётками по сторонам входа; гл. помещение отапливается каном. Мужчины носят штаны, рубаху, безрукавку или куртку, шапочку с невысокой тульёй и круглым дном; женщины – штаны, халат, безрукавку, головной убор (кейта), покрывающий шею и часть спины. Трёхпоколенные семьи, или дворы (цимуцан), объединяются в патрилинейные роды (агэни, агэнай). Практиковались кросскузенные браки и авункулат. Неск. родов формировали деревенскую общину (агэлэ), а неск. деревень – волость (цяони), в рамках которой проводились обществ. работы (строительство ирригац. сооружений, дорог и мостов). Все родственники по отцовской линии входили в состав патронимии (кунмуса, кунмусань), включавшей 3–5 родов; у них были свои кладбища. Фольклор включает историч. предания (лиши), сказки (томбах), лирич. песни (йур), плачи (сагыш, йыгы). Муз. инструменты – струнный кхуши, женский варган кушуан и др. Возрождается празднование Ноуруза.