Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУЭ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Хуэй из Линься-Хуэйского автономного округа (Ганьсу). Фото Е. Зотова / flickr.com

ХУЭ́Й (ху­й­цзу, хуй­хуй минь­цзу; са­мо­на­зва­ние – лао­хуйхуй; от хуйхэ, хуйху – назв. пред­ков уйгур, позднее так ста­ли на­зы­вать всех му­суль­ман, а за­тем – толь­ко китае­языч­ных; по др. вер­сии, эт­но­ним оз­на­ча­ет «об­ра­щён­ные» [в ис­лам]; есть и иные гипо­те­зы), эт­но­кон­фессиональ­ная общ­ность в Ки­тае. Чис­лен­ность 10,6 млн. чел. (2010, пе­ре­пись), в т. ч. 2,2 млн. чел. в Нин­ся-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном р-не. Про­жи­ва­ют так­же в про­вин­ци­ях Гань­су (в т. ч. в Линь­ся-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном окр.), Хэ­нань, Синь­цзян-Уй­гур­ском ав­то­ном­ном р-не (в т. ч. в Чанц­зи-Ху­эй­ском ав­то­ном­ном окр.), про­вин­ци­ях Цин­хай, Юнь­нань, Хэ­бэй, Шань­дун и др.; к Х. так­же офи­ци­аль­но от­но­сят уцу­лов о. Хай­нань. До 200 тыс. чел. жи­вут так­же в Таи­лан­де, Мьян­ме (па­нт­хай), Ма­лай­зии, Син­га­пу­ре, Са­уд. Ара­вии и др. Го­во­рят по-ки­тай­ски, уцу­лы – на од­ном из австро­не­зий­ских язы­ков. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты, в осн. ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба, в Гань­су и Шэнь­си по­лу­чил рас­про­ст­ра­не­ние су­физм с влия­ни­ем кон­фу­ци­ан­ст­ва, дао­сиз­ма, буд­диз­ма и нар. ве­рова­ний (брат­ст­ва Ка­ди­рия, Нак­шбан­дия, Куб­ра­вия).

Пред­ка­ми Х. счи­та­ют­ся му­сульм. куп­цы (ара­бы, пер­сы, сог­дий­цы), при­бы­вав­шие с 8 в. в Ки­тай в пор­то­вые го­ро­да Гу­ан­чжоу (где по­ст­рое­на пер­вая ме­четь), Цю­ань­чжоу, Ян­чжоу, а так­же по Ве­ли­ко­му шёл­ко­во­му пу­ти – в Чанъ­ань (см. Сиань), и их де­ти от бра­ков с ки­та­ян­ка­ми. В эпо­ху ди­на­стии Юань му­суль­ман при­вле­ка­ли в ка­че­ст­ве чи­нов­ни­ков и сол­дат; ис­лам, став пре­стиж­ной ре­ли­ги­ей, по­сте­пен­но про­ник в сре­ду хань­ско­го гор. на­се­ле­ния. Па­рал­лель­но кре­стья­не, при­няв­шие ис­лам, ко­ло­ни­зо­ва­ли сев.-зап. ра­йо­ны. При ди­на­стии Цин им­пе­ра­то­ры про­во­ди­ли по­ли­ти­ку ди­скри­ми­на­ции му­суль­ман, что при­во­ди­ло к во­оруж. конф­лик­там (см. Уйгу­ро-дун­ган­ское вос­ста­ние 1864–77), выз­вав­шим пе­ре­се­ле­ние час­ти Х. в Рос. им­пе­рию (см. Дун­га­не). В КНР Х. вы­де­ли­ли в са­мо­сто­ят. эт­нос.

Наи­боль­шей куль­тур­ной од­но­род­но­стью от­ли­ча­ют­ся Х. Сев.-Зап. Ки­тая, ино­гда на­зы­вае­мые в ли­те­ра­ту­ре дун­га­на­ми. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты за­ня­тие из­во­зом, роз­нич­ная тор­гов­ля, юве­лир­ное и лу­диль­ное де­ло. Для ко­стю­ма ха­рак­тер­ны му­сульм. го­лов­ные убо­ры: бе­лые ша­поч­ки у муж­чин, зе­лё­ные плат­ки у мо­ло­дых жен­щин, бе­лые – у по­жи­лых. В про­ве­де­нии об­ря­дов ве­ду­щую роль иг­ра­ет гла­ва ме­ст­но­го при­хо­да (ахун).

Лит.: На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965; Ре­ше­тов А. М. Об эт­ни­че­ском свое­об­ра­зии ху­эй и уров­не их эт­ни­че­ской кон­со­ли­да­ции // Эт­ни­че­ская ис­то­рия на­ро­дов Азии. М., 1972; Chang Hajji Yusuf. The Hui (Mus­lim) minority in China: an historical over­view // Journal of Muslim Minority Affairs. 1987. Vol. 8. № 1; Dillon M. China’s Muslim Hui community: migration, settlement and sects. L., 1999.

Вернуться к началу