ТАДЖИ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАДЖИ́КИ (самоназвания – таджик, тоджик), народ иран. группы, осн. население Таджикистана. Численность 6,4 млн. чел. (2010, перепись, включая памирские народы). Образуют также компактные группы на северо-востоке (запад Бадахшана, юг Тахара, провинции Панджшер, Лагман, Кабул, Каписа, Парван, Баглан, Саманган) и западе (фарсиваны; долины Герируда, Харутруда, Фарахруда, среднего Гильменда) Афганистана и северо-востоке Ирана (Хорасан); на юге Узбекистана (Сурхандарьинская, Самаркандская и Кашкадарьинская области) и по рекам Сох, Исфайрамсай, Касансай и др. по окраинам Ферганской долины [в осн. Ферганская (составляют абсолютное большинство в эксклаве Узбекистана на территории Киргизии – Сохском р-не) и Наманганская области на востоке Узбекистана, север Баткенской обл. и юг Джалал-Абадской обл. на западе Киргизии]. В Афганистане (до 10 млн. чел. – 2014, оценка) и Узбекистане (1,5 млн. чел. – 2014, оценка) составляют вторую по численности этнич. группу; в Иране насчитывают 75 тыс. чел. (2011, оценка), в Киргизии – 46,1 тыс. чел., в т. ч. в Баткенской обл. – 29,6 тыс. чел. (2009, перепись). Живут также в России (200,3 тыс. чел. – 2010, перепись), Китае (ок. 40 тыс. чел.), Казахстане (36,3 тыс. чел. – 2009, перепись), странах Европы и др. Говорят на таджикском языке, перс. яз. и дари; распространены рус. и узб. языки, пушту и др. В осн. мусульмане-сунниты, иранские Т. и фарсиваны – шииты; есть исмаилиты.
Предки Т. – вост.-иран. население Ср. Азии, создатели цивилизаций Бактрии, Согдианы, Парфии, Маргианы, Хорезма. Сложение Т. в единый этнос началось при Сасанидах (3–7 вв.). К эпохе Саманидов (9–10 вв.) вост.-иран. языки были вытеснены персидским языком (фарси и дари) и завершилось сложение этнич. ядра Т. В средние века «Т.» ср.-азиат. тюрки называли оседлое ираноязычное население Ср. Азии (по мнению некоторых учёных, восходит к този – «араб»). С 6 в. начались расселение по Ср. Азии тюрк. народов и тюркизация её населения (в осн. на равнинах), продолжающаяся доныне. В Узбекистане мн. Т. называют себя узбеками; в районах с компактным проживанием Т. ведётся преподавание на тадж. языке.
Традиц. культура типична для земледельч. народов Ср. Азии. Осн. занятие – пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, сорго, бобовые, рис, хлопок и др.) на поливных (оби, ови) землях с использованием водоотводных каналов (джуй, джубор), местами – на богарных (лалми). Ремесло – ткачество (развиты произ-во ворсовых и безворсовых ковров, иск-во набойки), вышивка (в т. ч. золотное шитьё зардузи), изготовление войлочных ковров (намат), гончарство (в т. ч. произ-во поливной керамики), резьба по дереву, выплавка железа, чеканка по металлу и др.; в городах ремесленники образовывали цехи. В 21 в. многие Т. из Таджикистана работают в России.
Традиц. постройки глинобитные или из сырцового кирпича прямоугольной формы (хишт); стены обмазываются гипсом (гач). Вход в дом с боковой стороны; перед входом устраивается крытая терраса (айвон). Дом имеет два жилых помещения, разделённых террасой (долон). Перед домом иногда устраивают глинобитное возвышение (суфа) с навесом; такие же суфы образуют лежанки, занимающие около половины жилых комнат. Прихожая (дахлиз) отделена от жилого помещения (хона) уступом или перегородкой, в ней может быть устроена также кухня. Хона отапливается очагом (ошдон), сандалом (сандали) или камином (мури, касаба). Дерев. детали, гач, потолки, внутр. ниши покрываются резьбой и росписью, стены украшают вышивкой (сузани), коврами. В гостевой комнате (мехмонхона) пол застилается коврами, по периметру раскладывают длинные узкие одеяла для сидения (курпача). Усадьба обнесена глухой оградой (дувал), постройки располагаются по её периметру и выходят во двор, который делится на внешнюю (берун) и внутреннюю, женскую (дарун), половины, также разделённые стеной.
Традиц. женский костюм – платье-рубаха (курта), шаровары (эзор), халат на вате (чапон) или куртка (кастум) из плюша или бархата, головной платок (карс) или тюбетейка (токи) у молодых; заплетают множество косичек; в городах при выходе на улицу иногда надевают паранджу (фаранчи). Мужчины носят шаровары, рубаху, халат, подпоясанный платком (локи, чорсу), тюбетейку.
Традиц. кухня Т. состоит из хлеба (нон), молочных продуктов (топлёное масло, сухой сыр – курут, творожный сыр – панир), баранины и говядины. Праздничное угощение – плов с зелёным чаем, сладости (халва, сбитые яичные белки – нишалло, кристаллический сахар – набот и др.).
Во главе общины (махалла) стоит выборный председатель (раис). Существует деление на роды (авлод). Праздники сопровождаются выступлениями канатоходцев, состязаниями (конное поло – чавгонбози, козлодрание – бузкаши, борьба – гуштингири).
Устное творчество
Устное творчество включает обрядовые, трудовые, лирич., эпич. (в т. ч. эпос «Кёр-оглы» – «Гуругли», исполняющийся в специфич. горловой манере) и др. песни (сольные и в сопровождении муз. инструментов), инструментальные пьесы. Ладовая основа – диатоника, встречается гемиолика. Широко распространена мелизматика. По жанровому составу, мелодическим, ритмическим признакам различаются традиции долинных и горных Т. Проф. музыку устной традиции представляют 2 осн. ветви. Классич. маком исторически связан с культурой долинных Т., при этом в совр. тадж. макоме, наряду с зерафшанским стилем (включает также музыку Бухары и Самарканда; см. Шашмаком), существуют кулябский и бадахшанский стили. Фалак – импровизац. традиция, включает вокальные (тексты – рубаи) и инструментальные, одночастные и циклич. жанры и формы в свободном метре, по происхождению связана с горными Т.; наиболее известные виды – фалаки кулоби (кулябский фалак) и фалаки помири (памирский фалак; восходит к похоронному обряду). Осн. муз. инструменты: танбур, рубоб (рубаб), гиджак, дутор (дутар), чанг, най, сурнай, дойра (дайра) и др. Сказки (волшебные, о животных, бытовые и т. п.) рассказываются проф. сказочниками. Развиты жанр сатирич. рассказа и анекдота (латифа, факои), кукольный театр (зочабози, лухтакбози), комедийные представления с участием скоморохов (масхаробоз) и др.