ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост. Гиндукуша, на юго-востоке Таджикистана (Горно-Бадахшанская АО – Ванчский, Рушанский, Шугнанский, Рошткалинский, Ишкашимский, Мургабский районы), северо-востоке Афганистана (районы Куран-ва-Мунджан на юге и Шугнан, Ишкашим, Вахан на востоке пров. Бадахшан), севере Пакистана (округ Читрал), севере Индии (север штата Джамму и Кашмир) и северо-западе Китая (Ташкурган-Таджикский автономный уезд на западе Синьцзян-Уйгурского автономного р-на). Подразделяются на северные и южные П. н. Сев. П. н. живут в верхнем течении р. Пяндж в Таджикистане – в Ванчском (язгулямцы, язгулемцы, самоназвание – згамик, до 6 тыс. чел. в долине р. Язгулем), Рушанском (рушанцы, самоназвание – рихен, до 20 тыс. чел.; хуфцы, самоназвание – хуфидж, до 2 тыс. чел. в селениях Хуф и Пастхуф, на правобережье Пянджа в Таджикистане; бартангцы, самоназвание – бартангидж, до 4 тыс. чел. в долине р. Бартанг; рошорвцы, самоназвание – рошорвидж, до 3 тыс. чел. в с. Рошорв, в верховьях Бартанга), Шугнанском и Рошткалинском районах и в г. Хорог (шугнанцы, самоназвания – хугни, хугнуни, до 85 тыс. чел.; ок. 25 тыс. чел. живут в Афганистане) и в долине р. Тизнаф в Китае (сарыкольцы, ок. 25 тыс. чел.); юж. П. н. – в верховьях Пянджа в Ишкашимском р-не Таджикистана и в долине р. Вахандарья в Афганистане (ишкашимцы, самоназвания – ишкошуми, ишкошими, до 2 тыс. чел. в селениях Рын, Сумджин и таджикоязычные ишкашимцы – до 5 тыс. в пос. Ишкашим; таджикоязычные горонцы, самоназвание – горони, до 5 тыс. в долине Горон; ваханцы, самоназвания – вахи, хик, до 18 тыс. чел. в Ваханской долине), в верховьях р. Кокча в Афганистане (зибакцы в с. Зибак, ныне полностью ассимилированы; сангличцы, до 300 чел. в с. Санглич в верховьях р. Санглич; мунджанцы, до 5 тыс. чел. на р. Мунджан), на р. Кильян в Китае (со 2-й пол. 19 в. – часть ваханцев) и в Пакистане (йидга – часть мунджанцев, переселившихся в 18 в. в Читрал, ок. 5 тыс. чел.; с 19 в. – часть ваханцев, ок. 40 тыс. чел.). Говорят на памирских языках, распространены также тадж. яз., дари, урду и уйгурский яз. В осн. мусульмане-исмаилиты, язгулемцы – сунниты (с 1-й четв. 20 в.).
В формировании П. н. принимали участие вост.-иран. (в осн. сакские), тохарские, дардские племена, а также доиндоевропейское субстратное население, сближающее П. н. с буришами. В 7–2 вв. до н. э. Памир населяли племена, известные в письм. источниках как саки. Наиболее ранней (7–6 вв. до н. э.) была, по-видимому, миграция предков ваханцев, близких к синьцзянским сакам, двигавшихся с Вост. Памира (из Алайской долины). Зап. Памир, оборонявшийся от вторжения вост. кочевников, с сер. 3 в. до н. э. стал вост. форпостом Греко-Бактрийского царства, с сер. 1 в. н. э. – Кушанского царства. На Вост. Памире развивалось кочевое скотоводство, на Зап. Памире – земледелие и пастушеское скотоводство. С кон. 1-го тыс. до н. э. на Памире распространяется зороастризм (в Шугнане и Вахане зороастрийские храмы действовали до позднего Средневековья). Распространение исмаилизма связано с пребыванием на Памире Насира Хусрава (1004–88), скрывавшегося от преследований в Шугнане. До кон. 19 в. памирские области представляли собой княжества, крупнейшие – Шугнан и Вахан. С 16 в. памирские княжества находились в сфере влияния Бухарского ханства, затем – Кокандского ханства. В 18 в. Шугнан и зависимый от него Рушан, а также Вахан платили дань дарвазским шахам; тогда же усиливаются попытки кит. экспансии на Памире. Со 2-й четв. 19 в. Памир оказался в сфере англо-рос. противоречий. В 1895 Бадахшан был разделён между находившимся под брит. влиянием Афганистаном и состоявшим под протекторатом Рос. империи Бухарским эмиратом. В 1905 рос. Памир выделен в особый адм. округ и поступил в ведение нач. Памирского отряда, подчинённого воен. губернатору Ферганской обл. В 1923 Горный Бадахшан включён в Туркестанскую АССР, в 1925 образована Горно-Бадахшанская АО в составе Тадж. АССР. В переписи 1926 П. н. обозначались как «горные таджики», в переписях 1937 и 1939 фигурировали как отд. этнич. группы в составе таджиков, в переписях 1959, 1970 и 1979 причислялись к таджикам.
Традиц. культура типична для народов высокогорных областей Азии. Занимаются орошаемым пашенным земледелием (пшеница, ячмень, бобовые) и отгонным скотоводством (мелкий и крупный рогатый скот, в т. ч. яки – у шугнанцев и ваханцев). Развиты ткачество, изготовление паласов (мужчины), валяние кошм, вязание узорных носков (джурабов), ручное гончарство (женщины). Традиц. поселения (кишлак) располагаются на горных склонах. Жилище каменное с плоской крышей (шугнанское чид) и 4-ступенчатым ложным сводом (чор-хона), опирающимся на 5 столбов, которые символизируют «пять чистых особ» (пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн), и светодымовым отверстием, под которым помещается яма для стока воды; вдоль стен устраиваются широкие нары (шугнанское нех), разделённые на отсеки. Для костюма характерна красная или синяя тюбетейка с узорным ободком. Осн. пища: пшеничная каша, болтушка, лапша, клёцки, бобовые (в т. ч. бобовая мука), кислое овечье молоко и сыр. Из напитков пьют чай, а также ширчай – крепкий чай с добавлением соли, молока, масла или бараньего жира и хлеба.
Сохраняются патронимии (гиру, гру), населяющие отд. кварталы. Преобладала большая патриархальная семья. Были распространены кросс- и ортокузенные браки. Затворничество женщин было неизвестно.
Осн. праздник – Ноуруз (Навруз): в это время в домах жгут ветки можжевельника, стены и потолок, а также приходящих с поздравлениями гостей обсыпают ритуальной бобовой мукой, готовят густую похлёбку из муки (шугнанское бат), холодец из ножек и головы барана с пшеницей (бодж), пекут ритуальные лепёшки, красят яйца (при встрече друг с другом их разбивают одно о другое), устраивают обходные обряды с песнями (мальчики забрасывают через отверстие в крыше ведёрко на верёвке, куда хозяйка кладёт угощение), играют в конное поло, козлодрание (бузкаши), в «чижа» (шугнанское лашбехт), устраивают обряд первой борозды (выводят в поле быков).
Устное творчество. Для традиц. музыки характерна диатоника, в т. ч. звукоряд с увеличенной секундой между II и III ступенями. Богатая метроритмика основана на системе усуля. Обрядовые песни: свадебные (женские песни шаомад и др.), похоронные плачи (фалак) и др. Самый распространённый жанр вокальной музыки – лирич. песня, отличающаяся распевностью, обилием мелизматики, осн. тематика – любовная; значит. место занимают женские лирич. песни (даргилак, булбулик), колыбельные (лалайик). Распространена женская ансамблевая игра на дафе (большой круглый бубен, на котором играют руками), в т. ч. при встрече гостей. Наиболее распространённый традиц. муз. инструмент – 6–7-струнный щипковый памирский рубаб (шугнанское рабоб), на котором в недавнем прошлом играл каждый мужчина; используется в осн. как сольный (исполняются импровизации, инструментальные варианты вокальной музыки), также в ансамбле с дафом; сопровождает лирич. песни, поминальные (на нём непременно играют в день похорон), религ. песнопения, общетаджикские песни, танцы и др. Среди др. традиц. муз. инструментов: смычковый гиджак; 6-струнный щипковый сетор (разновидность танбура) – преим. сольный, с ярким звуком и разнообразным репертуаром (кроме обрядового); пастушеская продольная флейта най. Ныне широко распространён аккордеон. Женские танцы плавные, с большим количеством вращений, грациозными движениями рук и головы.