БОШНЯКИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОШНЯКИ́ (боснийцы, боснийские мусульмане; самоназвания – bosnjaci, muslimane), южнославянский народ, крупнейшая этническая группа Боснии и Герцеговины. Составляют большинство в Тузланском, Зеницко-Добойском, Среднебосанском, Сараевском кантонах. Численность 1,8 млн. чел. (2013 год, перепись). Живут также на западе Сербии (Златиборский и Рашский округа; 145,8 тыс. чел. – 2011, перепись; на юго-западе и северо-западе Косово и Метохии – Призренский и Печский округа, до 60 тыс. чел.), востоке Черногории [муниципалитеты Рожае (Рожай) и Плав; 54,4 тыс. чел., 3-я по численности этническая группа – 2011, перепись], в Хорватии (39 тыс. чел.; 3-я по численности этническая группа – 2011, перепись), Македонии (17 тыс. чел. – 2002, перепись), а также в Австрии (50 тыс. чел. – 2015, перепись), Германии (30 тыс. чел. – 2011), Турции (30 тыс. чел.), США (98,8 тыс. чел. – 2000, перепись). Общая численность ок. 3 миллионов человек. Говорят на диалектах штокавского наречия сербохорватского языка с екавской литературной нормой, именуемой «боснийский (босанский) язык». Существовали особые виды письменности – боснийская кириллица (босанчица) и арабица, ныне исчезнувшие. Верующие – мусульмане-сунниты, есть христиане и иудеи.
Этническая основа Б. – славянское население Боснии и Герцеговины, принявшее ислам во время османского завоевания (1463–82) и в последующий период. В их состав влились также иноэтнические мусульманские группы: турки, арабы, курды, выходцы с Кавказа и южно-славянских земель. Название «Б.» официально принято в 1993, до этого их именовали неопределившимися мусульманами, неопределившимися югославами, Мусульманами (в смысле этнической принадлежности, в отличие от религиозной, писали с прописной буквы). Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Европы, испытала сильное влияние народов Передней Азии: в архитектуре городов (выступающие верхние этажи домов, крытые галереи, глухие каменные ограды, ремесленные кварталы, базары-чаршии, турецкие бани) и сёл (деление на кварталы-махалы, мечеть с кладбищем в центре), планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины, закрытые дворики) и их интерьере (низкая мебель, ковры, нарядная посуда, места для омовений в спальнях), одежде (фески, широкие пояса у мужчин, шаровары-димие, жилеты-антерия; обычай закрывать лицо у женщин соблюдался в основном в городах, но официально был отменён только в 1950), кухне (пловы, блюда из баранины, сладкие каши с сиропом, восточные сладости, кофе), семейной жизни (такие обычаи, как многожёнство, браки между родственниками, были распространены только среди знати). Сохраняются некоторые христианские обычаи (зажигание бадняка на Рождество, скотоводческие обряды на Преображение и др.). Были развиты кузнечное, оружейное, шорное, гончарное, ювелирное ремёсла, ковроткачество, золотое шитьё, плетение кружев.
Устное творчество. Среди фольклорных жанров – сказки и притчи (в т. ч. цикл о Ходже Насреддине). Песни, танцы (в т. ч. круговой танец коло), инструментальная музыка сельской традиции имеют славянскую основу (систему жанров и др.). В сёлах популярны героические юнацкие песни, в отдалённых местностях встречались мастера сольного эпического пения (южно-славянская традиция пения в сопровождении гуслы). Распространено многоголосие (локально встречается архаическое 2-голосие с секундовой основой, в северо-западной Боснии – «девичьи песни» со скрещивающимися голосами). В горных районах едва ли не каждое село имеет свой стиль пения, разнообразием звукоизвлечения отличается пение пастухов (в т. ч. «ойканье»); характерны аэрофоны. В городской традиции сказалось влияние, опосредованно связанное с мусульманской культурой (музицируют главным образом в доме, пение исключительно одноголосное, в ходу струнные инструменты и др.). Среди инструментов: флейты (в т. ч. парные – «двойнице»), трубы, язычковые (рожок, волынка, зурна), однострунный смычковый (гусла), щипковые (тамбура, саз, шаргия), мембранофоны (в т. ч. барабан «бубань»), идиофоны.