ТУРЕ́ЦКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРЕ́ЦКИЙ ЯЗЫ́К, язык турок. Один из самых распространённых тюркских языков. Офиц. язык Тур. Республики, т. н. Тур. Республики Сев. Кипра, один из офиц. языков Республики Кипр. Также широко распространён в диаспоре. Общее число говорящих, по разным оценкам сер. 2010-х гг., св. 80 млн. чел., в т. ч. в Турции св. 77 млн. чел. (2014, оценка), Тур. Республике Сев. Кипра св. 250 тыс. чел. (2014, оценка), Сирии до 800 тыс. чел. (2013, оценка), Болгарии св. 600 тыс. чел. (2014, оценка), Македонии 78 тыс. чел. (2010, оценка), Черногории ок. 25 тыс. чел. (2011, оценка), Румынии 32 тыс. чел. (2011, перепись), Германии св. 3 млн. чел. (2014, оценка), Нидерландах св. 350 тыс. чел. (2013, оценка), России 105,1 тыс. чел. (2010, перепись).
Т. я. вместе с азерб. яз. составляют огузо-сельджукскую подгруппу огузской (юго-зап.) группы тюрк. языков, к которой также относятся туркм. и гагаузский языки. Общность огузских языков исторически покоится на общности языка огузов, образовавших к 10 в. кочевое государство в Приаралье и низовьях Сырдарьи, а к кон. 11 в. под предводительством сельджуков овладевших Малой Азией. Позднее, в полиэтничной Османской империи (14–20 вв.), тюрк. яз. стал доминирующим и приобрёл статус офиц. языка, который принято называть «османский язык». Тогда же начал складываться его лит.-письм. вариант; он прошёл неск. этапов развития, характеризовавшихся усиливавшимся влиянием персоязычной лит. традиции, что приводило к значит. росту в письм. языке числа перс. и араб. лексич. заимствований и его отдалению от разг. языка. Некоторая демократизация османского яз. началась с сер. 19 в. (период Танзимата).
После образования Тур. Республики (1923) её власти стали проводить целенаправленную политику сближения лит. языка с общенародным и искоренения иноязычных заимствований. Нормы обновлённого лит. языка складывались на основе гор. говоров Стамбула и Анкары. Совр. лит. Т. я. – это высококодифицированный, полифункциональный, стилистически разветвлённый и сильно дифференцированный язык с высоким социальным статусом. Его развитие отслеживается обществ. организацией при правительстве Турции – Тур. лингвистич. об-вом (Türk Dil Kurumu).
Длительная история формирования тур. этноса и общенационального Т. я. обусловила наличие в этом языке многочисл. диалектов и говоров. Они чётко делятся на две диал. зоны – западную, или дунайско-турецкую (тракийскую), и вост.-анатолийскую (в которой иногда выделяют центр. и сев.-зап. группы диалектов). Хотя отд. диалекты и говоры хорошо описаны в тур. языкознании, изучение тур. диал. ситуации продолжается. Диал. различия наблюдаются прежде всего в области фонетики (напр., в проявлении закономерностей сингармонизма или ассимиляции согласных), а также в морфологии и лексике; более архаичны вост.-анатолийские диалекты.
В совр. Т. я. сохраняются общеогузские языковые признаки; в частности, в фонетике – последоват. палатальный и лабиальный сингармонизм, 8 кратких гласных фонем, озвончение начальных t-, k-; в морфологии – род. падеж существительных с окончанием -in, вин. падеж – с окончанием -i, активность глагольного имени с суффиксом -dik, перфекта с суффиксом -miš, футурума с суффиксом -acak. В системе склонения лит. Т. я. 6 падежей. В системе глагола функционирует большое количество деепричастных форм, играющих важную роль в построении полипредикативных структур. У глагола 5 наклонений, 12 времён индикатива, 4 косв. залога.
Благодаря проводимой языковой политике и деятельности Тур. лингвистич. об-ва лексика совр. лит. Т. я. значительно обновилась за счёт массовой замены прежних араб., перс. и индоевропейских заимствований тур. эквивалентами – прежде всего неологизмами, созданными с использованием исконных тюрк. корней на основе продуктивных и возрождённых непродуктивных словообразоват. моделей, или привлечёнными диалектизмами. Тем не менее укоренившиеся заимствования составляют св. 10% совр. лексики (2005, оценка).
Пришедшие в Малую Азию огузы-сельджуки принесли с собой арабское письмо, которое использовалось для Т. я. до 1928. С 1928 в Турции введён алфавит на лат. графич. основе, в разработке которого участвовал в т. ч. Мустафа Кемаль Ататюрк.