ТАНЗИМА́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАНЗИМА́Т (тур. tanzimat, от араб. «упорядочение»), принятое в литературе название реформ в Османской империи и периода их проведения (1839–76). Впервые освещены франц. учёным Э. Энгельгардтом, труд которого лёг в основу всей последующей историографии и периодизации Танзимата.
Углубление кризиса Османской империи в кон. 18 в. (экономич. и политич. упадок, поражения в войнах, сепаратизм окраин, непрерывные восстания) заставило правящие круги задуматься о переменах, которые, сохранив основы существовавшего строя, могли бы предотвратить назревающий распад. Попытки султана Махмуда II по упорядочению гос. управления, форм земельной собственности, системы образования не остановили развития кризиса, наиболее ярким проявлением которого были в 1820–30-х гг. освободит. движения балканских народов, приведшие к независимости Греции и автономии Сербии, сепаратистские устремления Египта, волнения в Курдистане. В сер. 1839 егип. армия разгромила османскую, а европ. державы предъявили Махмуду II и Мухаммеду Али требование передать решение конфликта в их руки, что фактически означало установление междунар. опеки над Портой. В этих условиях 3.11.1839 рескриптом (хатт-и шериф) султана Абдул-Меджида (1839–61) был провозглашён Т. с программой намеченных преобразований (подготовлена мин. ин. дел Решид-пашой). Рескрипт гарантировал всем подданным независимо от вероисповедания неприкосновенность жизни, чести и имущества, устранение произвола, справедливые налоги, уничтожение откупной системы (ильтизам), сокращение воен. службы до 4–5 лет, проведение финансовых, воен., адм. и судебных реформ. Во исполнение его были изданы законы: об отмене ильтизама и создании коммерч. суда (1840), о снижении срока воен. службы до 5 лет (1843), о создании светских школ (1846), о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде (в 1847), коммерч. кодекс по франц. образцу (1850), закон о создании при наместниках-вали совещат. органов (меджлисов) из представителей местной знати и религ. авторитетов, независимо от вероисповедания (1852). Все эти нормативные акты исполнялись (особенно в том, что касается неприкосновенности жизни, чести и имущества и равноправия представителей всех конфессиональных общин) крайне неудовлетворительно и при большом сопротивлении консервативной части элиты или оставались б. ч. на бумаге, или открыто обходились (так, в 1852 фактически восстановлены откупа). Во время Крымской войны 1853–56 при обсуждении условий мирного договора под давлением Великобритании и Франции подготовлен, а затем обнародован (18.2.1856) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн). Повторяя осн. положения хатт-и шерифа, он ввёл возможность использования «опыта и капиталов Европы» в экономич. развитии, т. е. предоставление дополнит. возможностей зарубежному предпринимательству (в частности, иностр. подданные получили право владеть недвижимостью на территории империи на равных правах с османцами). Ссылка на хатт-и хумаюн вошла в текст Парижского мирного договора, т. о. он приобрёл характер междунар. обязательства и содействовал укреплению позиций зап. корпораций и, как следствие, установлению европ. державами косвенного контроля над османскими владениями.
Законодательство Т. улучшило гос. управление и нормализовало судебно-адм. практику [закон о вилайетах (1864), уголовный и земельный кодекс (1858), гражд. кодекс (1869–76), во многом представлявшие собой переработку и систематизацию шариатской юриспруденции], создало благоприятные условия для предпринимательской деятельности, складывания нац. буржуазии, развития светского образования [Органический закон о нар. образовании (1869)], зарождения лит-ры и публицистики нового типа, совр. науки. Из служилой интеллигенции, сформированной Т., вышли просветители и идеологи об-ва «Новые османы». К нач. 1870-х гг. Т. практически исчерпал себя, а при Абдул-Хамиде II (1876–1909) его итоги в значит. мере были пересмотрены.