«НО́ВЫЕ ОСМА́НЫ»
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НО́ВЫЕ ОСМА́НЫ» (тур. Genç Osmanlılar), участники реформаторского конституционалистского движения в Османской империи во 2-й пол. 19 в. Возникло в ходе реформ танзимата. В 1865 в Стамбуле было основано тайное Об-во «новых османов», которое насчитывало ок. 250 членов, в осн. представителей тур. интеллигенции и чиновничества. Членами об-ва были видные гос. и обществ. деятели, многие из которых также прославились в качестве журналистов, драматургов и писателей: Ибрахим Шинаси, Намык Кемаль, Зия-паша, Авни-паша, Али Суави, Мидхат-паша, егип. принц Мустафа Фазыл-паша и др. Политич. концепция «Н. о.» (т. н. османизм, или оттоманизм) сформировалась на основе взглядов франц. философов Просвещения (Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо), ряд произведений которых был переведён на тур. яз. Намыком Кемалем и Зия-пашой. «Н. о.» провозглашали необходимость реформирования Османской империи по европ. стандартам: введение конституц. правления, созыв парламента, установление либеральных свобод. Они выступали против колониальной политики Запада, за независимое развитие Османской империи; пропагандировали идею «слияния» разл. народов империи («детей одной родины») независимо от национальности, языка и вероисповедания в единую нацию «османов». В этой связи «Н. о.» являлись противниками нац.-освободит. движений нетурецких народов. В мае 1866 «Н. о.» организовали заговор против султана Абдул-Азиза (1861–76). После его раскрытия часть «Н. о.» была арестована, часть эмигрировала в Европу, где в 1867–1870 издавала газеты и брошюры на тур. яз., подпольно распространявшиеся в Османской империи. Большую роль в пропаганде идей «Н. о.» сыграли газ. «Muhbir» («Корреспондент»; Лондон, 1867–1868) и «Hürriyet» («Свобода»; Лондон, затем Женева, 1868–70). В нач. 1870-х гг. в результате амнистии «Н. о.» получили возможность вернуться на родину, где приняли активное участие в борьбе за разработку и принятие конституции. В 1870–73 Намык Кемаль издавал газ. «İbret» («Назидание»), критиковавшую правительство и распространявшую идеи свободы. Борьба за принятие конституции усилилась в условиях обострения экономич. и политич. кризиса в стране. В 1873–75 в ряде районов Анатолии вследствие засухи начался голод и падёж скота, что, в свою очередь, привело к волнениям сельского населения и росту нац.-освободит. движений народов Османской империи. Стремясь предотвратить массовые выступления, группа воен. и гражд. сановников во главе со сторонником «Н. о.» Сулейман-пашой 30.5.1876 низложила султана Абдул-Азиза и добилась от нового султана Мурада V (30.5.1876 – 31.8.1876) распоряжения о подготовке конституции. В 1876 великий везир Мидхат-паша разработал проект основного закона, в котором нашли отражение большинство концептуальных положений османизма, и 23.12.1876 добился его утверждения (см. «Мидхата конституция»). Однако после начала рус.-тур. войны 1877–1878 (см. Русско-турецкие войны) султан Абдул-Хамид II распустил парламент, приостановил действие конституции и подверг «Н. о.» репрессиям. Мн. идеи и требования «Н. о.» восприняли младотурки.