Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«НО́ВЫЕ ОСМА́НЫ»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 243-244

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Сотниченко

«НО́ВЫЕ ОСМА́НЫ» (тур. Genç Osmanlı­lar), уча­ст­ни­ки ре­фор­ма­тор­ско­го кон­сти­ту­цио­на­ли­ст­ско­го дви­же­ния в Ос­ман­ской им­пе­рии во 2-й пол. 19 в. Воз­ник­ло в хо­де ре­форм тан­зи­ма­та. В 1865 в Стам­бу­ле бы­ло ос­но­ва­но тай­ное Об-во «но­вых ос­ма­нов», ко­то­рое на­счи­ты­ва­ло ок. 250 чле­нов, в осн. пред­ста­ви­те­лей тур. ин­тел­ли­ген­ции и чи­нов­ни­че­ст­ва. Чле­на­ми об-ва бы­ли вид­ные гос. и об­ществ. дея­те­ли, мно­гие из ко­то­рых так­же про­сла­ви­лись в ка­че­ст­ве жур­на­ли­стов, дра­ма­тур­гов и пи­са­те­лей: Ибрахим Ши­на­си, На­мык Ке­маль, Зия-па­ша, Ав­ни-па­ша, Али Суа­ви, Мид­хат-па­ша, егип. принц Мус­та­фа Фа­зыл-па­ша и др. По­ли­тич. кон­цеп­ция «Н. о.» (т. н. ос­ма­низм, или от­то­ма­низм) сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве взгля­дов франц. фи­ло­со­фов Про­све­ще­ния (Ш. Л. Мон­тес­кьё, Ж. Ж. Рус­со), ряд про­из­ве­де­ний ко­то­рых был пе­ре­ведён на тур. яз. На­мы­ком Ке­ма­лем и Зия-па­шой. «Н. о.» про­воз­гла­ша­ли не­об­хо­ди­мость ре­фор­ми­ро­ва­ния Ос­ман­ской им­пе­рии по ев­роп. стан­дар­там: вве­де­ние кон­сти­туц. прав­ле­ния, со­зыв пар­ла­мен­та, ус­та­нов­ле­ние ли­бе­раль­ных сво­бод. Они вы­сту­па­ли про­тив ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­ки За­па­да, за не­за­ви­си­мое раз­витие Ос­ман­ской им­пе­рии; про­па­ган­ди­ро­ва­ли идею «слия­ния» разл. на­ро­дов им­пе­рии («де­тей од­ной ро­ди­ны») не­за­ви­си­мо от на­цио­наль­но­сти, язы­ка и ве­ро­ис­по­ве­да­ния в еди­ную на­цию «ос­ма­нов». В этой свя­зи «Н. о.» яв­ля­лись про­тив­ни­ка­ми нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ний не­ту­рец­ких на­ро­дов. В мае 1866 «Н. о.» ор­га­ни­зо­ва­ли за­го­вор про­тив сул­та­на Аб­дул-Ази­за (1861–76). По­сле его рас­кры­тия часть «Н. о.» бы­ла аре­сто­ва­на, часть эмиг­ри­ро­ва­ла в Ев­ро­пу, где в 1867–1870 из­да­ва­ла га­зе­ты и бро­шю­ры на тур. яз., под­поль­но рас­про­стра­няв­шие­ся в Ос­ман­ской им­пе­рии. Боль­шую роль в про­па­ган­де идей «Н. о.» сыг­ра­ли газ. «Muh­bir» («Кор­рес­пон­дент»; Лон­дон, 1867–1868) и «Hürriyet» («Сво­бо­да»; Лон­дон, за­тем Же­не­ва, 1868–70). В нач. 1870-х гг. в ре­зуль­та­те ам­ни­стии «Н. о.» по­лу­чи­ли воз­мож­ность вер­нуть­ся на ро­ди­ну, где при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в борь­бе за раз­ра­бот­ку и при­ня­тие кон­сти­ту­ции. В 1870–73 На­мык Ке­маль из­да­вал газ. «İbret» («На­зи­да­ние»), кри­ти­ко­вав­шую пра­ви­тель­ст­во и рас­про­стра­няв­шую идеи сво­бо­ды. Борь­ба за при­ня­тие кон­сти­ту­ции уси­ли­лась в ус­ло­ви­ях обо­ст­ре­ния эко­но­мич. и по­ли­тич. кри­зи­са в стра­не. В 1873–75 в ря­де рай­онов Ана­то­лии вслед­ст­вие за­су­хи на­чал­ся го­лод и па­дёж ско­та, что, в свою оче­редь, при­ве­ло к вол­не­ни­ям сель­ско­го на­се­ле­ния и рос­ту нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ний на­ро­дов Ос­ман­ской им­пе­рии. Стре­мясь пре­дот­вра­тить мас­со­вые вы­сту­п­ле­ния, груп­па во­ен. и гражд. са­нов­ни­ков во гла­ве со сто­рон­ни­ком «Н. о.» Су­лей­ман-па­шой 30.5.1876 низ­ло­жи­ла сул­та­на Аб­дул-Ази­за и до­би­лась от но­во­го сул­та­на Му­ра­да V (30.5.1876 – 31.8.1876) рас­по­ря­же­ния о под­го­тов­ке кон­сти­ту­ции. В 1876 ве­ли­кий ве­зир Мид­хат-па­ша раз­ра­бо­тал про­ект ос­нов­но­го за­ко­на, в ко­то­ром на­шли от­ра­же­ние боль­шин­ст­во кон­цеп­ту­аль­ных по­ло­же­ний ос­ма­низ­ма, и 23.12.1876 до­бил­ся его ут­вер­жде­ния (см. «Мид­ха­та кон­сти­ту­ция»). Од­на­ко по­сле на­ча­ла рус.-тур. вой­ны 1877–1878 (см. Рус­ско-ту­рец­кие вой­ны) сул­тан Аб­дул-Ха­мид II рас­пус­тил пар­ла­мент, при­ос­та­но­вил дей­ст­вие кон­сти­ту­ции и под­верг «Н. о.» ре­прес­си­ям. Мн. идеи и тре­бо­ва­ния «Н. о.» вос­при­ня­ли мла­до­тур­ки.

Ис­точн.: Namık Kemal. Osmanlı modern­leșme­sinin мeseleleri. Sirkeci; İst., 2005.

Лит.: Фа­дее­ва И. Л. Офи­ци­аль­ные док­три­ны в идео­ло­гии и по­ли­ти­ке Ос­ман­ской им­пе­рии: (Ос­ма­низм – пан­ис­ла­мизм) XIX – на­ча­ло XX в. М., 1985; Пет­ро­сян И. Е., Петро­сян Ю. А. Ос­ман­ская им­пе­рия: ре­фор­мы и ре­фор­ма­то­ры (ко­нец XVIII – на­ча­ло XX в.). М., 1993; Mardin Ş. The genesis of young Ottoman thought: a study in the modernization of Turkish political ideas. Syracuse, 2000.

Вернуться к началу