Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́МБЕРИ АРМИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВА́МБЕРИ (Vambery) Ар­мин (Гер­ман) [19.3.1832 (да­та ус­лов­на), Сен-Ге­ор­ген, близ Прес­бур­га (ны­не Бра­ти­сла­ва) – 15.9.1913, Бу­да­пешт], венг. пу­те­ше­ст­вен­ник, ис­сле­до­ва­тель Ср. Азии, фи­ло­лог, жур­на­лист. Из бед­ной евр. се­мьи. Учил­ся в евр. шко­ле в Ду­на­сер­да­хей (Венг­рия), за­тем – в ка­то­лич. кол­ле­ги­ях в Сен-Ге­ор­ге­не и Прес­бур­ге. В 1857 от­пра­вил­ся в Стам­бул, где при­об­рёл извест­ность под име­нем Ре­шид-эфен­ди, под ко­то­рым пуб­ли­ко­вал пер­вые ста­тьи в нем. прес­се. По воз­вра­ще­нии в Венг­рию (1861) В. из­бран чл.-корр. Пешт­ской ака­де­мии. В 1861 на­прав­лен ею в Ср. Азию для по­ис­ка пра­ро­ди­ны венг­ров. В 1863–64 под ви­дом стран­ст­вую­ще­го дер­ви­ша с ка­ра­ва­ном па­лом­ни­ков-хад­жи пу­те­ше­ст­во­вал по Ср. Азии, по­се­тил Хи­ву, Бу­ха­ру, Са­мар­канд, за­пи­сал пре­да­ния, сти­хи На­вои, Мах­тум­ку­ли и др. по­этов, изу­чал кни­го­хра­ни­ли­ща бу­хар­ских эми­ров, при­об­рёл перс. и тадж. ру­ко­пи­си. В 1865 опуб­ли­ко­вал кн. «Пу­те­ше­ст­вие по Сред­ней Азии», пе­ре­ве­дён­ную на мн. ев­роп. язы­ки (рус. пер. 1865). С 1865 проф. вост. язы­ков Пешт­ско­го ун-та, не­од­но­крат­но при­гла­шал­ся с лек­ция­ми в Анг­лию. Вла­дел мно­жест­вом язы­ков (до 30) – ев­ро­пей­ски­ми, древ­ни­ми и вос­точ­ны­ми. Ав­тор не­мец­ко-ту­рец­ко­го (1858) и ча­га­тай­ско­го (1860) сло­ва­рей, эти­мо­ло­гич. сло­ва­ря тюрк. язы­ков (1877), тру­дов по тюрк­ской и фин­но-угор­ской фи­ло­ло­гии, эт­но­гра­фии и эт­нич. ис­то­рии, книг и ста­тей по вост. во­про­су, пе­ре­вёл и ком­мен­ти­ро­вал по­эму «Шей­ба­ниа­да» (1885). Был сто­рон­ни­ком род­ства венг. яз. с тюрк. язы­ка­ми, го­ря­чо под­дер­жи­вал англ. ко­ло­ни­аль­ную по­ли­ти­ку на Вос­токе (его час­то об­ви­ня­ли в шпио­на­же в поль­зу анг­ли­чан), его идеи пред­вос­хи­ща­ли тео­рию пан­тюр­киз­ма.

Соч.: Skizzen aus Mittelasien. Lpz., 1868; Очер­ки Сред­ней Азии. М., 1868; Unga­risch-tür­kische Wortvergleichungen. Pest, 1870; Uigu­rische Sprachmonumente. Osnabrück, 1870; Ge­s­chichte Bochara’s oder Transoxaniens. Stuttg., 1872; Ис­то­рия Бо­ха­ры или Транс­ок­са­нии. СПб., 1873. Т. 1–2; Reise in Mittel­asien. 2. Aufl. Lpz., 1873; Der Islam im XIX Jahrhundert. Lpz., 1875; Die primitive Kultur des ẗurko-tata­ri­schen Volkes. Lpz., 1879; Ur­sprung der Ma­gyaren. Lpz., 1882; Пер­во­быт­ная куль­ту­ра тюр­ко-та­тар­ских на­ро­дов // Зап. За­пад­но­си­бир­ско­го от­де­ле­ния Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва. 1884. Кн. 6; Моя жизнь. М., 1914; Пу­те­ше­ст­вие по Сред­ней Азии. М., 2003.

Лит.: Ти­хо­нов Н. С. Вам­бе­ри. 14-е изд. М., 1974.

Вернуться к началу