ЭВЕНКИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭВЕНКИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К (устар. – тунгусский язык), язык эвенков. Его историч. ареал – от левобережья Енисея до о. Сахалин, от юж. Таймыра до севера Китая. Общее число в той или иной степени владеющих Э. я. ок. 4,8 тыс. чел. (2010, перепись).
Э. я. относится к сев. подгруппе тунг. группы тунгусо-маньчжурских языков, особенно близок к негидальскому языку, эвенскому языку и солонскому яз. Относительно близки к диалектам Э. я., распространённым в России, бытующие в КНР идиомы, на которых говорят орочоны, а также эвенки, именуемые в Китае «якутэ» ‘якуты’. К Э. я. также причисляют идиом хамниган, распространённый во Внутр. Монголии (КНР) и в некоторых аймаках Монголии.
Выделяется несколько десятков диалектов Э. я. По классификации Г. М. Василевич (Россия), основанной на фонетич. критерии, они делятся на 3 группы: южную («сэлэ»/«шэлэ» ‘железо, металл’, «сэсин» ‘стадо оленей’), северную («hэлэ», «hэhин»), восточную («сэлэ», «сэhин»).
В вокализме 11 фонем: «а», «э», «о», «у», «и» и их долгие корреляты, а также всегда долгая е̅. В консонантизме 18 фонем: «п», «т», «к»; «б», «д», «г»; «м», «н», «ӈ»; среднеязычные «н’», ̌ʒ, «ч», «й»; билабиальная «в»; «с» (в некоторых юж. диалектах – «ш»); «л», «р»; фарингальная глухая h. Позиционным вариантом фонемы «г» выступает γ : ̌ʒ уγ а – ‘лето’, и̅γ – ‘звук’. Увулярные во всех диалектах (или в большей их части) отсутствуют, что отличает Э. я. от родственных ему языков. Сингармонизм основан на противопоставлении гласных не по ряду, а по подъёму. Гласные и̅, у̅ нейтральны в отношении гармонии.
Э. я. строго агглютинативный язык; степень синтетизма в нём весьма высока, причём многие аффиксы являются составными.
Во всех диалектах имеются им., вин., «вин. неопределённый», тв., дательно-местный, направительный, отложительный, местный, продольный падежи. Отсутствие род. п. компенсируется наличием изафетной конструкции (см. Изафет). Отсутствие глагола со значением ‘иметь’ – наличием категории посессивности, в рамках которой функционирует форма отчуждаемой принадлежности. Показателем мн. ч. могут оформляться любые существительные; «общего числа», выражающего в контексте как единичность, так и множественность, в Э. я. нет.
Имена прилагательные относятся к именным частям речи, однако в некоторых вост. диалектах представлена немногочисл. группа качеств. глаголов (напр., со значениями ‘быть тяжёлым’, ‘быть тёплым’). Прилагательные согласуются с определяемым существительным в числе, а в некоторых диалектах и в падеже. Имеются местоимения с инклюзивным и эксклюзивным значениями (см. Инклюзив, Эксклюзив).
Глагольные основы могут иметь показатели переходности, залога, способа действия, вида, а также присоединяют аффиксы с лексич. значением [‘делать, изготовлять что-либо’, ‘па́хнуть чем-либо’, ‘есть что-либо’, ‘идти (делать то, что выражено семантикой глагольной основы)’, ‘хотеть’, ‘пытаться’]. Причастия и некоторые деепричастия оформляются посессивными личными или возвратными показателями. Собственно глагол имеет лично-предикативные аффиксы. Категория времени выражается как синтетически, так и аналитически (см. Аналитизм). В императиве различаются формы ближайшего и отдалённого буд. вр. Отрицание выражается только аналитически. Причастия могут выступать в качестве дополнения, а также в роли разного рода обстоятельств; оформляются падежными аффиксами. Некоторые деепричастия выражают условно-временно́ е, уступительное, целевое значения, чем объясняется отсутствие союзов с соответствующими значениями.
Отсутствие союзов коррелирует с отсутствием придаточных предложений, вместо которых активно используются причастные и деепричастные обороты.
Порядок слов относительно свободный, при этом определение всегда предшествует определяемому.
Э. я. обладает богатыми словообразовательными возможностями. Наличие оценочных аффиксов позволяет ему ярко и тонко выражать эмоции.
В лексике много заимствований, особенно в диалектах, находящихся в тесном контактном взаимодействии с бурят. и якут. языками.
Письменность для эвенков РФ с 1931 на лат. графич. основе, с 1936–37 на базе рус. алфавита. В 1930-х гг. в основу лит. Э. я. был положен непский диалект (юж. группа; Иркутская обл.; ныне утрачен), с 1952 происходит процесс его формирования (не завершившийся) на базе подкаменно-тунг. диалектов (юж. группа; Эвенкийский р-н Красноярского края), в частности полигусовского.
Э. я. используется гл. обр. представителями старшего поколения эвенков. В районах компактного проживания носителей Э. я. его преподают преим. в начальной школе. Он является предметом изучения в ряде вузов и нац. педагогич. училищ. На Э. я. издаются учебная лит-ра для школы, худож. лит-ра разных жанров (оригинальная и переводная), двуязычные словари. На нём публикуются материалы в некоторых печатных СМИ Эвенкийского р-на и Якутии.