Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́НЗЕН АЛЕКСЕ́Й ВИЛЬГЕ́ЛЬМОВИЧ

Авторы: А. С. Сиренко

ГА́НЗЕН АЛЕКСЕ́Й ВИЛЬГЕ́ЛЬМОВИЧ (Алексей Васильевич) [19(31).1.1876, Одесса – 19.10.1937, Дубровник, Королевство Югославия, ныне Хорватия], художник-маринист, коллекционер, надворный советник (1913). Из дворян. Внук И. К. Айвазовского. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (1900).

Увлёкся рисованием в мастерской деда, влияние которого впоследствии ощущалось в его творчестве. Посещал художественную школу в Одессе. Участвовал в выставках Товарищества южно-русских художников (1898–1904). Вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1900–1901).

В 1901 г. уехал в Западную Европу. В 1902 г. получил дипломы берлинской и дрезденской Академий художеств. Учился в Берлине у К. Зальцмана, в Дрездене у П. Мейергейма, в Мюнхене у Э. Брехта, изучал технику масляной живописи и гравюры. Под их влиянием сформировал индивидуальный стиль маринистической живописи, где соединились традиции европейской школы (французской и немецкой) и мастерство Айвазовского. Одна из самых ранних известных его работ этого периода, «Замок Железной маски при закате. Марсель», в 1903 г. была приобретена Императорской Академией художеств (впоследствии передана Ярославскому художественному музею). В том же году участвовал в Большой берлинской выставке с работой «Depeschenboot» («Почтовый корабль»). Совершил путешествие по Италии, Голландии, Швеции.

В 1904 г. поселился в Париже, где занимался живописью у Э. Робер-Флёри и Ж. Лефевра. В 1904–1905 гг. исполнил картины на тему русско-японской войны 1904–1905 гг. («Гибель броненосца "Петропавловск"», «Ночная атака и отражение миноносцев», «Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"» и др.). Всё большее внимание уделял флоту. В 1907 г. выставил произведение «Чёрное море» в Салоне на Елисейских полях и получил награду «Mention honorable» («Диплом с отличием»), также выставлялся в Ганновере и Бордо. Состоял в Русском обществе художников в Париже. В 1908 г. с большим успехом прошла первая персональная выставка Ганзена в Париже, на ней правительство Французской республики приобрело его картину «После бури» (второе название – «Штиль после бури»), которая впоследствии была подарена правительством Франции Испании.

Весной 1909 г. художник был приглашён в путешествие на крейсере «Адмирал Макаров», сопровождавшем императорскую яхту «Штандарт» во время встреч императора Николая II с главами государств Германии, Франции и Великобритании. Один из 60 этюдов, привезённых из путешествия («Яхта "Штандарт" на Ревельском рейде»), был подарен художником императору.

Вернувшись в Россию в 1910 г., жил периодами в имении Роман-Эли в Крыму, в Одессе, реже – в Санкт-Петербурге. В 1910 г. открыл художественный музей в Одессе по аналогии с галереей, созданной Айвазовским в Феодосии. Ему удалось собрать коллекцию, насчитывающую около 400 произведений русских и европейских художников, среди них были полотна И. К. Айвазовского, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха, И. И. Бродского, офорты Рембрандта. Художник вёл обширную благотворительную деятельность, был почётным членом Одесского (1900) и Петроградского (1911) городских, Шлиссельбургского уездного (1910) попечительств детских приютов.

Участвовал в выставках Общества русских акварелистов (Санкт-Петербург, 1907–1909, 1912, 1915–1917), «Товарищества художников» (Москва, 1912; Петроград, 1916; был членом товарищества), «Война» (Петроград, 1915), на которой представил полотно «Бой "Святой Евгении" с "Гебеном"», выполненное по заказу правительства. В 1913 г. выставка произведений художника с большим успехом прошла в Харбине.

В 1914–1915 гг. основным заказчиком картин Ганзена стало Морское министерство, в 1915 г. он официально назначен художником Главного морского штаба России. В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. создал цикл батальных произведений, пользовавшихся большим успехом, их репродукции печатали в журналах «Солнце России», «Нива», «Летопись войны», «Огонёк». В 1916 г. в Петрограде опубликован альбом из 25 его акварелей «Российский императорский флот», где с краткими пояснениями даны типы русских судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей; доход от издания был направлен в пользу воинов и их семей, пострадавших в 1-ю мировую войну. В 1917 г. Ганзена вместе с И. Я. Билибиным и З. Е. Серебряковой выдвинули на присуждение звания академика, но голосование, запланированное на октябрь, не состоялось из-за начавшейся Октябрьской революции 1917 г.

В 1920 г. эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, поселился в Дубровнике, где создавал тонкие лирические пейзажи Адриатического моря. В основе его произведений лежат многочисленные этюды, выполненные на пленэре, точные зарисовки броненосцев и крейсеров, знание строения воды в движении, унаследованное от Айвазовского. В каждой работе автор старался передать трепетный образ природы, наполненный лирикой. Его манере присуща лёгкая кисть, полупрозрачная живопись с применением лессировок. Расставляя колористические акценты, художник воспроизводил различные состояния освещения, с помощью светотени добавляя звучности и контраста передаваемым образам. В творчестве художника сплелись воедино романтический взгляд на природу и техническая точность в отображении военных кораблей и архитектуры морских крепостей.

В годы эмиграции в содружестве с контр-адмиралом А. Д. Бубновым продолжил изучать флот и тщательно передавать особенности облика кораблей. Им проиллюстрирована «История военно-морского искусства» Бубнова (1930–1933). Совершил путешествие в Южную Америку (1925). Персональные выставки Ганзена прошли в Риме (1928) и Париже (1929). Последняя прижизненная выставка картин в Белграде в 1936 г. была посвящена флоту Далмации. Его работы приобретались для коллекций королей Румынии и Югославии, королевы Италии.

Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1912), Святого Станислава 2-й степени (1915) и др.

Похоронен на православном кладбище г. Дубровник.

Каталог выставки картин трех художников – внуков И. К. Айвазовского : М. П. Латри, А. В. Ганзена, К. К. Арцеулова / Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского. – Феодосия, 1970.
Колчина Т. Внуки Айвазовского : К. Арцеулов, А. Ганзен, М. Латри. Живопись. Графика / Национальная картинная галерея И. Айвазовского ; [авт.-сост. Татьяна Колчина].  Киев : Энергия плюс, 2003.  (Коллекции нашего собрания).
Касацкая И. Ф. Художник-маринист Алексей Ганзен : потомки И. К. Айвазовского : жизнь, воспоминания, род. – Брянск : Ладомир, 2005.

Вернуться к началу