Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРОНЕНО́СЕЦ

Французский броненосец «Редутабль». 1876.
Российский броненосец «Цесаревич». 1903.

БРОНЕНО́СЕЦ, над­вод­ный ко­рабль с уси­лен­ной бро­не­вой за­щи­той кор­пу­са, во­ору­жён­ный круп­но­ка­ли­бер­ной ар­тил­ле­ри­ей и пред­наз­на­чен­ный для ве­де­ния мор­ско­го боя и на­не­се­ния арт. уда­ров по бе­ре­го­вым объ­ек­там. В 1854 во Фран­ции по­строе­ны бро­не­нос­ные пла­ву­чие ба­та­реи (во­до­из­ме­ще­ние 1,4 тыс. т, во­ору­же­ние – 16 ору­дий 165-мм и два 116-мм; ско­рость 3–4 уз­ла, или ок. 6–7 км/ч), ис­поль­зо­вав­шие­ся для об­стре­ла рос. мор­ских ук­ре­п­ле­ний в хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56, ко­то­рые яви­лись про­об­ра­зом Б. В 1858–60 во Фран­ции под рук. С. Ш. Дю­пюи де Ло­ма по­стро­ен пер­вый мо­ре­ход­ный Б. «Глу­ар» (во­до­из­ме­ще­ние 5,6 тыс. т, 30 ору­дий 162-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 120 мм, ско­рость 13,2 уз­ла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Ве­ли­ко­бри­та­нии – пер­вый брит. Б. «Уор­ри­ор» (во­до­из­ме­ще­ние св. 9 тыс. т, вооружение – 48 ору­дий 200-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 114 мм, ско­рость 14,3 уз­ла, или св. 26 км/ч), имев­шие па­рус­ное во­ору­же­ние. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эрик­со­на был по­стро­ен Б. «Мо­ни­тор» (во­до­из­ме­ще­ние 1,25 тыс. т, ско­рость 7 уз­лов, или 13 км/ч, бро­ни­ро­ва­ние до 203 мм, во­ору­жён 2 раз­ме­щён­ны­ми во вра­щаю­щей­ся баш­не 280-мм ору­дия­ми). Впер­вые в рос. ВМФ ча­стич­ное бро­ни­ро­ва­ние кор­пу­са осу­щест­вле­но на бро­не­нос­ной ка­но­нер­ской лод­ке «Опыт» в 1861, пер­вым отеч. Б. ста­ла по­стро­ен­ная в 1863 в Ве­ли­ко­бри­та­нии бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Пер­ве­нец» (в 1862–64 по её чер­те­жам в Рос­сии по­строе­на бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Не тронь ме­ня»). В 1873–76 на Чёр­ном м. по про­ек­ту А. А. По­по­ва по­строе­ны круг­лые Б. «Нов­го­род» и «Ви­це-ад­ми­рал По­пов». В 1877 на Бал­ти­ке во­шёл в со­став фло­та по­стро­ен­ный под рук. По­по­ва пер­вый рос. мо­ре­ход­ный Б. «Пётр Ве­ли­кий».

До 1880-х гг. от­сут­ст­во­ва­ла чёт­кая клас­си­фи­ка­ция бро­не­нос­ных ко­раб­лей, их на­зы­ва­ли Б., бро­не­нос­ны­ми фре­га­та­ми, бро­не­нос­ны­ми кор­ве­та­ми, бро­не­нос­ны­ми пла­ву­чи­ми ба­та­рея­ми и др. По рас­по­ло­же­нию ар­тил­ле­рии раз­ли­ча­лись Б. ка­зе­мат­ные, бруст­вер­ные и ба­шен­ные.

В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. ста­ли под­раз­де­лять­ся на 2 осн. клас­са: эс­кад­рен­ные Б. и Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны. Эс­кад­рен­ные Б. (во­до­из­ме­ще­ние до 17 тыс. т, ско­рость до 18 уз­лов, или 33,3 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 305-мм, до 12 – 152-мм и зна­чит. чис­ло ору­дий до 76-мм; бро­ни­ро­ва­ние до 450 мм) дей­ство­ва­ли в со­ста­ве эс­кад­ры как гл. удар­ная си­ла фло­та. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны (во­до­из­ме­ще­ние ок. 8 тыс. т; ско­рость до 16 уз­лов, или 29,6 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 254-мм и др.; бро­ни­ро­ва­ние до 255 мм) пред­наз­на­ча­лись для дей­ст­вий в при­бреж­ных рай­онах мо­ря и борь­бы с бе­ре­го­вой ар­тил­ле­ри­ей.

Пер­вый бой ме­ж­ду Б. со­сто­ял­ся в хо­де Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–1865, в нём уча­ст­во­ва­ли Б. се­ве­рян «Мо­ни­тор» и Б. южан «Мер­ри­мак». Пер­вое сра­же­ние бро­не­нос­но­го фло­та про­изо­шло в хо­де ав­ст­ро-прус­ской вой­ны 1866 при о. Лис­са ме­ж­ду австр. и итал. фло­та­ми (итал. флаг­ман по­то­п­лен та­ран­ным уда­ром). Наи­бо­лее из­вест­ные сра­же­ния бро­не­нос­ных фло­тов – бой в Жёл­том мо­ре в 1904 и Цу­сим­ское сра­же­ние 1905 во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05. Эта вой­на вскры­ла не­до­стат­ки Б. как клас­са ко­раб­лей: не­боль­шие ско­рость и даль­ность пла­ва­ния, не­до­ста­точ­ная жи­ву­честь и остой­чи­вость, раз­но­тип­ность арт. во­ору­же­ния, ма­лое чис­ло ору­дий гл. ка­либ­ра.

Со­глас­но рас­про­стра­нён­ной в кон. 19 – нач. 20 вв. кон­цеп­ции амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэ­на, брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­лом­ба и др., бро­не­нос­ный флот рас­смат­ри­вал­ся как гл. сред­ст­во борь­бы за гос­под­ство на мо­ре. Сто­рон­ни­ки «мо­ло­дой шко­лы» (франц. адм. Г. Об и др.) боль­шее зна­че­ние при­да­ва­ли дей­ст­ви­ям на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях крей­се­ров и ми­но­нос­цев.

В ос­но­ву так­ти­ки бро­не­нос­но­го фло­та лег­ли раз­ра­бот­ки эво­лю­ций (ма­нёв­ров и пе­ре­строе­ний) па­ро­вых су­дов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вий­о­ме­за, рос. адм. Г. И. Бу­та­ко­ва и др. В 1860–80-е гг. мн. мор­ские тео­ре­ти­ки счи­та­ли, что из-за пре­вос­ход­ст­ва бро­ни над ар­тил­ле­ри­ей осн. спо­со­бом дей­ст­вий Б. яв­ля­ет­ся та­ран, для его ис­поль­зо­ва­ния наи­бо­лее вы­год­ным счи­тал­ся строй кли­ном. По­сте­пен­но раз­ви­тие ар­тил­ле­рии при­ве­ло к то­му, что ог­не­во­му бою Б. ста­ли при­да­вать боль­шее зна­че­ние, а наи­бо­лее вы­год­ным стро­ем счи­тать киль­ва­тер­ную ко­лон­ну.

Улуч­ше­ние ха­рак­те­ри­стик Б. при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию дред­но­утов (ли­ней­ных ко­раб­лей), ко­то­рые за­ме­ни­ли Б. как гл. си­лу ВМФ (в 1907 в рос. фло­те Б. от­не­се­ны к клас­су ли­ней­ных ко­раб­лей). Строи­тель­ст­во Б. прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лось, но они ещё ис­поль­зо­ва­лись во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны ос­та­ва­лись на воо­ру­же­нии ря­да стран до сер. 20 в. (напр., по­стро­ен­ные в 1929–33 финлянд. Б. «Иль­ма­ри­нен» и «Вя­не­мяй­нен»).

Лит.: Мои­се­ев С. П. Спи­сок ко­раб­лей рус­ско­го па­ро­во­го и бро­не­нос­но­го фло­та (с 1861 по 1917). М., 1948; До­цен­ко В. Д. Рос­сий­ский бро­не­нос­ный флот. 1863–1917. СПб., 1994; он же. Ис­то­рия во­ен­но-мор­ско­го ис­кус­ст­ва. М., 2005. Т. 1; Виль­сон Х. Р. Бро­не­нос­цы в бою: 1855–1895. М., 2003; Рус­ско-япон­ская вой­на. М.; СПб., 2003.

Вернуться к началу