БРОНЕНО́СЕЦ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРОНЕНО́СЕЦ, надводный корабль с усиленной броневой защитой корпуса, вооружённый крупнокалиберной артиллерией и предназначенный для ведения морского боя и нанесения арт. ударов по береговым объектам. В 1854 во Франции построены броненосные плавучие батареи (водоизмещение 1,4 тыс. т, вооружение – 16 орудий 165-мм и два 116-мм; скорость 3–4 узла, или ок. 6–7 км/ч), использовавшиеся для обстрела рос. морских укреплений в ходе Крымской войны 1853–56, которые явились прообразом Б. В 1858–60 во Франции под рук. С. Ш. Дюпюи де Лома построен первый мореходный Б. «Глуар» (водоизмещение 5,6 тыс. т, 30 орудий 162-мм, бронирование до 120 мм, скорость 13,2 узла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Великобритании – первый брит. Б. «Уорриор» (водоизмещение св. 9 тыс. т, вооружение – 48 орудий 200-мм, бронирование до 114 мм, скорость 14,3 узла, или св. 26 км/ч), имевшие парусное вооружение. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эриксона был построен Б. «Монитор» (водоизмещение 1,25 тыс. т, скорость 7 узлов, или 13 км/ч, бронирование до 203 мм, вооружён 2 размещёнными во вращающейся башне 280-мм орудиями). Впервые в рос. ВМФ частичное бронирование корпуса осуществлено на броненосной канонерской лодке «Опыт» в 1861, первым отеч. Б. стала построенная в 1863 в Великобритании броненосная плавучая батарея «Первенец» (в 1862–64 по её чертежам в России построена броненосная плавучая батарея «Не тронь меня»). В 1873–76 на Чёрном м. по проекту А. А. Попова построены круглые Б. «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». В 1877 на Балтике вошёл в состав флота построенный под рук. Попова первый рос. мореходный Б. «Пётр Великий».
До 1880-х гг. отсутствовала чёткая классификация броненосных кораблей, их называли Б., броненосными фрегатами, броненосными корветами, броненосными плавучими батареями и др. По расположению артиллерии различались Б. казематные, брустверные и башенные.
В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. стали подразделяться на 2 осн. класса: эскадренные Б. и Б. береговой обороны. Эскадренные Б. (водоизмещение до 17 тыс. т, скорость до 18 узлов, или 33,3 км/ч; вооружение – до 4 орудий 305-мм, до 12 – 152-мм и значит. число орудий до 76-мм; бронирование до 450 мм) действовали в составе эскадры как гл. ударная сила флота. Б. береговой обороны (водоизмещение ок. 8 тыс. т; скорость до 16 узлов, или 29,6 км/ч; вооружение – до 4 орудий 254-мм и др.; бронирование до 255 мм) предназначались для действий в прибрежных районах моря и борьбы с береговой артиллерией.
Первый бой между Б. состоялся в ходе Гражданской войны в США 1861–1865, в нём участвовали Б. северян «Монитор» и Б. южан «Мерримак». Первое сражение броненосного флота произошло в ходе австро-прусской войны 1866 при о. Лисса между австр. и итал. флотами (итал. флагман потоплен таранным ударом). Наиболее известные сражения броненосных флотов – бой в Жёлтом море в 1904 и Цусимское сражение 1905 во время русско-японской войны 1904–05. Эта война вскрыла недостатки Б. как класса кораблей: небольшие скорость и дальность плавания, недостаточная живучесть и остойчивость, разнотипность арт. вооружения, малое число орудий гл. калибра.
Согласно распространённой в кон. 19 – нач. 20 вв. концепции амер. контр-адм. А. Т. Мэхэна, брит. вице-адм. Ф. Х. Коломба и др., броненосный флот рассматривался как гл. средство борьбы за господство на море. Сторонники «молодой школы» (франц. адм. Г. Об и др.) большее значение придавали действиям на морских коммуникациях крейсеров и миноносцев.
В основу тактики броненосного флота легли разработки эволюций (манёвров и перестроений) паровых судов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вийомеза, рос. адм. Г. И. Бутакова и др. В 1860–80-е гг. мн. морские теоретики считали, что из-за превосходства брони над артиллерией осн. способом действий Б. является таран, для его использования наиболее выгодным считался строй клином. Постепенно развитие артиллерии привело к тому, что огневому бою Б. стали придавать большее значение, а наиболее выгодным строем считать кильватерную колонну.
Улучшение характеристик Б. привело к возникновению дредноутов (линейных кораблей), которые заменили Б. как гл. силу ВМФ (в 1907 в рос. флоте Б. отнесены к классу линейных кораблей). Строительство Б. практически прекратилось, но они ещё использовались во время 1-й мировой войны. Б. береговой обороны оставались на вооружении ряда стран до сер. 20 в. (напр., построенные в 1929–33 финлянд. Б. «Ильмаринен» и «Вянемяйнен»).