САЛО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САЛО́Н (франц. salon; итал. salone, от salа – зал), 1) в 15–18 вв. парадное помещение во дворце, предназначенное для приёмов, собраний, концертов и т. п.
2) Лит.-худож. кружок, собирающийся в частном доме, во Франции с 17 в. (С. маркизы де Рамбуйе), в России в 19 – нач. 20 вв. (С. княгини З. А. Волконской в Москве и др.);
3) Периодич. публичные выставки совр. иск-ва, с 1667 устраивавшиеся в Париже по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры во дворце Пале-Рояль, с 1692 – в Лувре (в Большой галерее, в 1725–1848 – в т. н. Квадратном салоне; отсюда их назв.). На выставках С. демонстрировалось до 1 тыс. картин и скульптур; с 1673 академия выпускала в продажу каталоги этих выставок. С., будучи наиболее значительной офиц. выставкой во Франции вплоть до сер. 19 в., представляли прежде всего произведения членов академии; работы же др. мастеров, не занимавших видного места в иерархии худож. жизни, часто экспонировались в помещениях, примыкавших к С., либо на пл. Дофина («С. молодых») и т. д. С. способствовали зарождению во Франции художественной критики (напр., Д. Дидро регулярно писал о С. в 1759–81). С 1798–99 отбором произведений для С. ведало офиц. жюри, поддерживавшее академич. иск-во (см. Салонное искусство). После 1848 выставки С. устраивались во дворце Гран-Пале на Елисейских Полях. Появление в С. работ представителей романтизма, позднее реализма и импрессионизма вызывало острую борьбу худож. направлений (напр., в 1819, 1824, 1827, 1831, 1850). Отказ жюри С. принять работу часто свидетельствовал о степени её новизны и худож. значимости; с сер. 19 в. формой протеста против худож. политики парижской Академии изящных искусств становится устройство независимых выставок («Реализм» Г. Курбе, 1855; «Салон отверженных», 1863; выставки импрессионистов, с 1874). С 1881 организация С. переходит в ведение Об-ва франц. художников («Весенние салоны», с 1903 также «Осенние салоны» в Париже). С кон. 19 в. возникают худож. выставки нового типа, также носящие назв. «С.», – «Салон независимых» (1884) в Париже, «Московский салон» (1910–21) и др.