Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САЛО́Н

САЛО́Н (франц. salon; итал. salone, от salа – зал), 1) в 15–18 вв. па­рад­ное по­ме­ще­ние во двор­це, пред­на­зна­чен­ное для приё­мов, со­б­ра­ний, кон­цер­тов и т. п.

2) Лит.-ху­дож. кру­жок, со­би­раю­щий­ся в ча­ст­ном до­ме, во Фран­ции с 17 в. (С. мар­ки­зы де Рам­буйе), в Рос­сии в 19 – нач. 20 вв. (С. кня­ги­ни З. А. Вол­кон­ской в Мо­ск­ве и др.);

Салон. «Король Карл X присуждает награды художникам на церемонии закрытия Салона 1824 года». Художник Ф. Ж. Эм. 1827. Лувр (Париж).

3) Пе­рио­дич. пуб­лич­ные вы­став­ки совр. иск-ва, с 1667 уст­раи­вав­шие­ся в Па­ри­же по ини­циа­ти­ве Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры во двор­це Па­ле-Ро­яль, с 1692 – в Лув­ре (в Боль­шой га­ле­рее, в 1725–1848 – в т. н. Квад­рат­ном са­ло­не; от­сю­да их назв.). На вы­став­ках С. де­мон­ст­ри­ро­ва­лось до 1 тыс. кар­тин и скульп­тур; с 1673 ака­де­мия вы­пус­ка­ла в про­да­жу ка­та­ло­ги этих вы­ста­вок. С., бу­ду­чи наи­бо­лее зна­чи­тель­ной офиц. вы­став­кой во Фран­ции вплоть до сер. 19 в., пред­став­ля­ли пре­ж­де все­го про­из­ве­де­ния чле­нов ака­де­мии; ра­бо­ты же др. мас­те­ров, не за­ни­мав­ших вид­но­го мес­та в ие­рар­хии ху­дож. жиз­ни, час­то экс­по­ни­ро­ва­лись в по­ме­ще­ни­ях, при­мы­кав­ших к С., ли­бо на пл. До­фи­на («С. мо­ло­дых») и т. д. С. спо­соб­ст­во­ва­ли за­ро­ж­де­нию во Фран­ции ху­до­же­ст­вен­ной кри­ти­ки (напр., Д. Дид­ро ре­гу­ляр­но пи­сал о С. в 1759–81). С 1798–99 от­бо­ром про­из­ве­де­ний для С. ве­да­ло офиц. жю­ри, под­дер­жи­вав­шее ака­де­мич. иск-во (см. Са­лон­ное ис­кус­ст­во). По­сле 1848 вы­став­ки С. уст­раи­ва­лись во двор­це Гран-Па­ле на Ели­сей­ских По­лях. По­яв­ле­ние в С. ра­бот пред­ста­ви­те­лей ро­ман­тиз­ма, позд­нее реа­лиз­ма и им­прес­сио­низ­ма вы­зы­ва­ло ост­рую борь­бу ху­дож. на­прав­ле­ний (напр., в 1819, 1824, 1827, 1831, 1850). От­каз жю­ри С. при­нять ра­бо­ту час­то сви­де­тель­ст­во­вал о сте­пе­ни её но­виз­ны и ху­дож. зна­чи­мо­сти; с сер. 19 в. фор­мой про­тес­та про­тив ху­дож. по­ли­ти­ки парижской Академии изящных искусств ста­но­вит­ся уст­рой­ст­во не­за­ви­си­мых вы­ста­вок («Реа­лизм» Г. Кур­бе, 1855; «Са­лон от­вер­жен­ных», 1863; вы­став­ки им­прес­сио­ни­стов, с 1874). С 1881 ор­га­ни­за­ция С. пе­ре­хо­дит в ве­де­ние Об-ва франц. ху­дож­ни­ков («Ве­сен­ние са­ло­ны», с 1903 так­же «Осен­ние са­ло­ны» в Па­ри­же). С кон. 19 в. воз­ника­ют ху­дож. вы­став­ки но­во­го ти­па, так­же но­ся­щие назв. «С.», – «Са­лон не­за­ви­си­мых» (1884) в Па­ри­же, «Мо­с­ков­ский са­лон» (1910–21) и др.

Лит.: Lemaire G.-G. Histoire du Salon de peinture. P., 2004; Lobstein D. Les Salons au XIXe siècle: Paris, capitale des arts. P., 2006.

Вернуться к началу