ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ КРИ́ТИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ КРИ́ТИКА, один из разделов искусствознания, разбор, оценка и истолкование худож. произведений и их анализ в контексте совр. культуры. Х. к. базируется на субъективном эстетич. восприятии автора и отражает динамику худож. вкусов общества. Элементы критич. подхода можно обнаружить в текстах об иск-ве с древности: у античных авторов (напр., у Плиния Старшего, Флавия Филострата Старшего), в ср.-век. экфрасисах, в сочинениях итал. гуманистов («Письмах» П. Аретино, «Жизнеописаниях» Дж. Вазари) и др. В 18 в., в эпоху Просвещения, складывается жанр критич. обзора выставок («Салоны» Д. Дидро во Франции), который влияет на формирование новых направлений в иск-ве. Обособление Х. к. продолжается в 19 в.: ею занимаются знаменитые писатели и публицисты (Т. Торе, бр. Гонкур, Ш. Бодлер, Т. Готье, Э. Золя во Франции; У. Хэзлитт и Дж. Рёскин в Англии; В. В. Стасов в России), которые выводят её на высокий лит. уровень. Влияние Х. к. на формирование худож. жизни и арт-рынка особенно заметно на примере течений кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. (Г. Аполлинер во Франции, Р. Фрай и Г. Рид в Великобритании, Ю. Мейер-Грефе в Германии, А. Н. Бенуа в России). Дополнит. импульс взаимодействию иск-ва и Х. к. с сер. 20 в. придаёт возросшее влияние СМИ. Становление худож. направлений этого времени связано с именами таких критиков, как К. Гринберг, Х. Розенберг, М. Фрид, Л. Липпард, Р. Краусс, А. Бонито-Олива, Б. Гройс.