Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ КРИ́ТИКА

ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ КРИ́ТИКА, один из раз­де­лов ис­кус­ст­во­зна­ния, раз­бор, оцен­ка и ис­тол­ко­ва­ние ху­дож. про­из­ве­де­ний и их ана­лиз в кон­тек­сте совр. куль­ту­ры. Х. к. ба­зи­ру­ет­ся на субъ­ек­тив­ном эс­те­тич. вос­при­ятии ав­то­ра и от­ра­жа­ет ди­на­ми­ку ху­дож. вку­сов об­ще­ст­ва. Эле­мен­ты кри­тич. под­хо­да мож­но об­на­ру­жить в тек­стах об иск-ве с древ­но­сти: у ан­тич­ных ав­то­ров (напр., у Пли­ния Стар­шего, Фла­вия Фи­ло­ст­ра­та Стар­ше­го), в ср.-век. эк­фра­си­сах, в со­чи­не­ни­ях итал. гу­ма­ни­стов («Пись­мах» П. Аре­ти­но, «Жиз­не­опи­са­ни­ях» Дж. Ва­за­ри) и др. В 18 в., в эпо­ху Про­све­ще­ния, скла­ды­ва­ет­ся жанр кри­тич. об­зо­ра вы­ста­вок («Са­ло­ны» Д. Дид­ро во Фран­ции), ко­то­рый влия­ет на фор­ми­ро­ва­ние но­вых на­прав­ле­ний в иск-ве. Обо­соб­ле­ние Х. к. про­дол­жа­ет­ся в 19 в.: ею за­ни­ма­ют­ся зна­ме­ни­тые пи­са­те­ли и пуб­ли­ци­сты (Т. То­ре, бр. Гон­кур, Ш. Бод­лер, Т. Го­тье, Э. Зо­ля во Фран­ции; У. Хэз­литт и Дж. Рёс­кин в Анг­лии; В. В. Ста­сов в Рос­сии), ко­то­рые вы­во­дят её на вы­со­кий лит. уро­вень. Влия­ние Х. к. на фор­ми­ро­ва­ние ху­дож. жиз­ни и арт-рын­ка осо­бен­но за­мет­но на при­ме­ре те­че­ний кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. (Г. Апол­ли­нер во Фран­ции, Р. Фрай и Г. Рид в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ю. Мей­ер-Гре­фе в Гер­ма­нии, А. Н. Бе­нуа в Рос­сии). До­пол­нит. им­пульс взаи­мо­дей­ст­вию иск-ва и Х. к. с сер. 20 в. при­да­ёт воз­рос­шее влия­ние СМИ. Ста­нов­ле­ние ху­дож. на­прав­ле­ний это­го вре­ме­ни свя­за­но с име­на­ми та­ких кри­ти­ков, как К. Грин­берг, Х. Ро­зен­берг, М. Фрид, Л. Лип­пард, Р. Кра­усс, А. Бо­ни­то-Оли­ва, Б. Гройс.

Лит.: Venturi L. History of art criticism. N. Y., 1964; Ка­уф­ман Р. С. Очер­ки ис­то­рии рус­ской ху­до­же­ст­вен­ной кри­ти­ки XIX ве­ка. М., 1985; Тур­чин В. С. Из ис­то­рии за­пад­но­ев­ро­пей­ской ху­до­же­ст­вен­ной кри­ти­ки XVIII–XIX ве­ков. Фран­ция, Анг­лия, Гер­ма­ния. М., 1987; Groys B. Kunst-Kommentare. W., 1997.

Вернуться к началу