ХАРБИ́Н
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАРБИ́Н, город в Сев.-Вост. Китае, адм. центр пров. Хэйлунцзян. Нас. 9614 тыс. чел. (2015). Состоит из 6 центральных (собственно город; 48,3% нас.) и 3 отдалённых районов, 2 пригородных городских и 7 сельских уездов. Расположен в юго-вост. части равнины Суннэньпинъюан (часть Маньчжурской равнины), на р. Сунгари. Крупный узел автомобильных и железных (высокоскоростное ж.-д. сообщение с Пекином, Далянем и Шанхаем) дорог. Речной порт. Междунар. аэропорт Тайпин (1979; в 37 км к юго-западу от Х.; 14 млн. пассажиров в 2015). Метрополитен (2013). Канатная дорога над р. Сунгари.
В 1115 первый правитель империи Цзинь Ваньянь Агуда в 30 км к юго- востоку от совр. Х. основал г. Хуэйнин (Шанцзин), который до 1153 был столицей (с 1173 одной из столиц), затем разрушен монголами Чингисхана. Осенью 1897 район Х. был выбран рос. инж. А. И. Шидловским для размещения города, призванного стать центром управления Китайско-Восточной железной дороги и рус. влияния в Маньчжурии. Строительство началось весной 1898. К 1917 население Х. превысило 100 тыс. чел. (ок. 40 тыс. чел. составляли русские, кит. община занимала 2-е место). После Октябрьской революции 1917 Х. – один из центров рус. зарубежья, туда прибыло более 100 тыс. эмигрантов (переход КВЖД в сов.-кит. собственность в 1924 вызвал отъезд части эмигрантов). В 1926 Х. получил статус «особого города», пользовался значит. автономией до 1931–32, когда Маньчжурия перешла под власть Японии. После того как в 1935 СССР продал свою долю в КВЖД Японии, ок. 100 тыс. русских вернулись из Х. в СССР. 19–20.8.1945 взят сов. войсками, в апр. 1946 управление передано представителям Коммунистической партии Китая. Рус. община Х. практически исчезла, одни были арестованы и вывезены в СССР, другие вернулись добровольно (их также ждал арест или ссылка), многие уехали в др. страны. К 1964 в Х. осталось 450 русских, к 1988 – ок. 30. В ходе «культурной революции» 1966–76 б. ч. следов рос. присутствия в Х. была разрушена (Никольский собор и др.). Х. стал одним из важнейших центров тяжёлой пром-сти, хотя и пострадал от ухудшения сов.-кит. отношений (многие начатые совместно проекты были заморожены, ряд ключевых заводов перенесён в юго-вост. провинции).
В центре Х. сохранилась застройка 1-й трети 20 в., в т. ч. синагога (1909, ныне концертный зал), православные ц. Покрова Пресвятой Богородицы в неовизантийском стиле (1930, арх. Ю. П. Жданов) и Софийский собор в русском стиле (завершён в 1932; ныне музей), храмы – буддийский Цзилэсы (1921–24) и конфуцианский Вэньмяо (1926–29). Среди др. сооружений – здания Музея дерев. скульптуры (2013) и Культурного центра (2015, оба – архит. бюро MAD); стела в память о борьбе с наводнениями (1958).
Важный науч.-образоват. центр. Св. 130 НИИ, в т. ч. ветеринарный (1948; первый в стране профильный НИИ), сварки (1956), технич. механики и др. Ведущие вузы: Технологич. ин-т (1920), Мед. ун-т (1926), Хэйлунцзянский ун-т (1941), Сев.-вост. с.-х. ун-т (1948), Ун-т науки и технологии (1950), Педагогич. (1951), Инж. (1953) ун-ты, Хэйлунцзянский ун-т кит. медицины (1954) и др. Б-ка пров. Хэйлунцзян (1962; коллекция фотографий и картин по истории КВЖД). Музеи: пров. Хэйлунцзян (краеведч.; 1954), науч.-технический пров. Хэйлунцзян (2003) и др. Театры: Большой оперный (1959; с 2015 в здании Культурного центра); драмы (1957). Хэйлунцзянская акробатич. труппа (на льду). Симфонич. оркестр (1908; старейший в стране). Ежегодный междунар. фестиваль льда и снега (с 1963; возобновлён с 1985). Зоопарк (2004). Парки: «Остров Солнца» (с полярным океанариумом «Polarland», т. н. Рус. деревней и др.), детский (с детской железной дорогой, 1956). Сафари-парк амурских тигров (1986, открыт для посещений в 1996; св. 500 тигров).
Крупный центр зимних видов спорта. Конькобежная арена (1995; 4,5 тыс. мест). В 1996 состоялись III зимние Азиатские игры. К проведению 24-й зимней Универсиады (2009) в междунар. выставочном и спортивном центре сооружён многофункциональный стадион (2004; 50 тыс. мест).
Многоотраслевой пром. центр. В кон. 1950 – нач. 1960-х гг. с помощью СССР построены заводы по произ-ву моторов, паровых котлов, турбин и др. Среди совр. ведущих пром. предприятий – заводы компаний «Harbin Aircraft Industry (Group) Co.» (произ-во вертолётов, пассажирских и воен. самолётов, автомобильных двигателей, малых грузовиков и др.), «Harbin Electric Company» (оборудование для электростанций, один из крупнейших в мире производителей паровых турбин), «FAW Harbin Light Vehicle Co.» (грузовые автомобили и пикапы), «BlueStar Harbin Petrochemical Corp.» [фенол и ацетон (всего 120 тыс. т в год), фталевый (30 тыс. т) и малеиновый (20 тыс. т) ангидриды] и «Harbin Xinda Macromolecule Material Co.» (изделия из пластмасс, гл. обр. для автомобилестроения), также выпуск лёгких сплавов, электронной техники, фармацевтич. препаратов, строит. материалов, тканей, швейных и трикотажных изделий. Важную роль играет пищевкусовая пром-сть – заготовка и переработка зерна, соевых бобов (предприятие компании «Heilongjiang Jiusan Oil & Fat Co.»), произ-во табачных изделий («Heilongjiang Tobacco Industry Co.»).
Функционируют Харбинская зона развития новых и высоких технологий (1988; исследования в области точной механики и оптики, биологии, медицины, электроники и информац. технологий), Харбинская экономико-технологич. зона развития (1991; обе – нац. уровня), Харбинская зона экономич. развития «Сунбэй», Харбинская автомобильная пром. зона «Пинфан» и др.