Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАРБИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 766-767

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова, С. В. Дмитриев (история)

ХАРБИ́Н, го­род в Сев.-Вост. Ки­тае, адм. центр пров. Хэй­лунц­зян. Нас. 9614 тыс. чел. (2015). Со­сто­ит из 6 цен­траль­ных (соб­ст­вен­но го­род; 48,3% нас.) и 3 от­далён­ных рай­онов, 2 при­го­род­ных го­род­ских и 7 сель­ских уез­дов. Рас­по­ло­жен в юго-вост. час­ти рав­ни­ны Сун­нэнь­пинъ­юан (часть Мань­чжур­ской рав­ни­ны), на р. Сун­га­ри. Круп­ный узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных (вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с Пе­ки­ном, Да­ля­нем и Шан­ха­ем) до­рог. Реч­ной порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Тай­пин (1979; в 37 км к юго-за­па­ду от Х.; 14 млн. пас­са­жи­ров в 2015). Мет­ро­по­ли­тен (2013). Ка­нат­ная до­ро­га над р. Сун­га­ри.

В 1115 пер­вый пра­ви­тель им­пе­рии Цзинь Вань­янь Агу­да в 30 км к юго- вос­то­ку от совр. Х. ос­но­вал г. Ху­эй­нин (Шанц­зин), ко­то­рый до 1153 был сто­ли­цей (с 1173 од­ной из сто­лиц), за­тем раз­ру­шен мон­го­ла­ми Чин­гис­ха­на. Осе­нью 1897 рай­он Х. был вы­бран рос. инж. А. И. Шид­лов­ским для раз­ме­ще­ния го­ро­да, при­зван­но­го стать цен­тром управ­ле­ния Ки­тай­ско-Вос­точ­ной же­лез­ной до­ро­ги и рус. влия­ния в Мань­чжу­рии. Строи­тель­ст­во на­ча­лось вес­ной 1898. К 1917 на­се­ле­ние Х. пре­вы­си­ло 100 тыс. чел. (ок. 40 тыс. чел. со­став­ля­ли рус­ские, кит. об­щи­на за­ни­ма­ла 2-е ме­сто). По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 Х. – один из цен­тров рус. за­ру­бе­жья, ту­да при­бы­ло бо­лее 100 тыс. эмиг­ран­тов (пе­ре­ход КВЖД в сов.-кит. соб­ст­вен­ность в 1924 вы­звал отъ­езд час­ти эмиг­ран­тов). В 1926 Х. по­лу­чил ста­тус «осо­бо­го го­ро­да», поль­зо­вал­ся зна­чит. ав­то­но­ми­ей до 1931–32, ко­гда Мань­чжу­рия пе­ре­шла под власть Япо­нии. По­сле то­го как в 1935 СССР про­дал свою до­лю в КВЖД Япо­нии, ок. 100 тыс. рус­ских вер­ну­лись из Х. в СССР. 19–20.8.1945 взят сов. вой­ска­ми, в апр. 1946 управ­ле­ние пе­ре­да­но пред­ста­ви­те­лям Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая. Рус. об­щи­на Х. прак­ти­че­ски ис­чез­ла, од­ни бы­ли аре­сто­ва­ны и вы­ве­зе­ны в СССР, дру­гие вер­ну­лись доб­ро­воль­но (их так­же ждал арест или ссыл­ка), мно­гие уе­ха­ли в др. стра­ны. К 1964 в Х. ос­та­лось 450 рус­ских, к 1988 – ок. 30. В хо­де «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76 б. ч. сле­дов рос. при­сут­ст­вия в Х. бы­ла раз­ру­ше­на (Ни­коль­ский со­бор и др.). Х. стал од­ним из важ­ней­ших цен­тров тя­жё­лой пром-сти, хо­тя и по­стра­дал от ухуд­ше­ния сов.-кит. от­но­ше­ний (мно­гие на­ча­тые со­вме­ст­но про­ек­ты бы­ли за­мо­ро­же­ны, ряд клю­че­вых за­во­дов пе­ре­не­сён в юго-вост. про­вин­ции).

В цен­тре Х. со­хра­ни­лась за­строй­ка 1-й тре­ти 20 в., в т. ч. си­на­го­га (1909, ны­не кон­церт­ный зал), пра­во­слав­ные ц. По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в нео­ви­зан­тий­ском сти­ле (1930, арх. Ю. П. Жда­нов) и Со­фий­ский со­бор в рус­ском сти­ле (за­вер­шён в 1932; ны­не му­зей), хра­мы – буд­дий­ский Цзи­лэ­сы (1921–24) и кон­фу­ци­ан­ский Вэнь­мяо (1926–29). Сре­ди др. со­ору­же­ний – зда­ния Му­зея де­рев. скульп­ту­ры (2013) и Куль­тур­но­го цен­тра (2015, оба – ар­хит. бю­ро MAD); сте­ла в па­мять о борь­бе с на­вод­не­ния­ми (1958).

Важ­ный на­уч.-об­ра­зо­ват. центр. Св. 130 НИИ, в т. ч. ве­те­ри­нар­ный (1948; пер­вый в стра­не про­филь­ный НИИ), свар­ки (1956), тех­нич. ме­ха­ни­ки и др. Ве­ду­щие ву­зы: Тех­но­ло­гич. ин-т (1920), Мед. ун-т (1926), Хэй­лунц­зян­ский ун-т (1941), Сев.-вост. с.-х. ун-т (1948), Ун-т нау­ки и тех­но­ло­гии (1950), Пе­да­го­гич. (1951), Инж. (1953) ун-ты, Хэй­лунц­зян­ский ун-т кит. ме­ди­ци­ны (1954) и др. Б-ка пров. Хэй­лунц­зян (1962; кол­лек­ция фо­то­гра­фий и кар­тин по ис­то­рии КВЖД). Му­зеи: пров. Хэй­лунц­зян (крае­ведч.; 1954), на­уч.-тех­ни­чес­кий пров. Хэй­лунц­зян (2003) и др. Те­ат­ры: Боль­шой опер­ный (1959; с 2015 в зда­нии Куль­тур­но­го цен­тра); дра­мы (1957). Хэй­лунц­зян­ская ак­ро­ба­тич. труп­па (на льду). Сим­фо­нич. ор­кестр (1908; ста­рей­ший в стра­не). Еже­год­ный ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь льда и сне­га (с 1963; во­зоб­нов­лён с 1985). Зоо­парк (2004). Пар­ки: «Ост­ров Солн­ца» (с по­ляр­ным океа­на­риу­мом «Polarland», т. н. Рус. де­рев­ней и др.), дет­ский (с дет­ской же­лез­ной до­ро­гой, 1956). Са­фа­ри-парк амур­ских тиг­ров (1986, от­крыт для по­се­ще­ний в 1996; св. 500 тиг­ров).

Круп­ный центр зим­них ви­дов спор­та. Конь­ко­беж­ная аре­на (1995; 4,5 тыс. мест). В 1996 со­стоя­лись III зим­ние Ази­ат­ские иг­ры. К про­ве­де­нию 24-й зим­ней Уни­вер­сиа­ды (2009) в ме­ж­ду­нар. вы­ста­воч­ном и спор­тив­ном цен­тре со­ору­жён мно­го­функ­цио­наль­ный ста­ди­он (2004; 50 тыс. мест).

Мно­го­от­рас­ле­вой пром. центр. В кон. 1950 – нач. 1960-х гг. с по­мо­щью СССР по­строе­ны за­во­ды по про­из-ву мо­то­ров, па­ро­вых кот­лов, тур­бин и др. Сре­ди совр. ве­ду­щих пром. пред­при­ятий – за­во­ды ком­па­ний «Harbin Aircraft Industry (Group) Co.» (про­из-во вер­то­лё­тов, пас­са­жир­ских и во­ен. са­мо­лё­тов, ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей, ма­лых гру­зо­ви­ков и др.), «Harbin Electric Company» (обо­ру­до­ва­ние для элек­тро­стан­ций, один из круп­ней­ших в ми­ре про­из­во­ди­те­лей па­ро­вых тур­бин), «FAW Harbin Light Vehicle Co.» (гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли и пи­ка­пы), «BlueStar Harbin Petrochemical Corp.» [фе­нол и аце­тон (все­го 120 тыс. т в год), фта­ле­вый (30 тыс. т) и ма­леи­но­вый (20 тыс. т) ан­гид­ри­ды] и «Harbin Xinda Macro­mo­lecule Material Co.» (из­де­лия из пла­ст­масс, гл. обр. для ав­то­мо­би­ле­строе­ния), так­же вы­пуск лёг­ких спла­вов, элек­трон­ной тех­ни­ки, фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов, стро­ит. ма­те­риа­лов, тка­ней, швей­ных и три­ко­таж­ных из­де­лий. Важ­ную роль иг­ра­ет пи­ще­вку­со­вая пром-сть – за­го­тов­ка и пе­ре­ра­бот­ка зер­на, со­евых бо­бов (пред­при­ятие ком­па­нии «Heilongjiang Jiusan Oil & Fat Co.»), про­из-во та­бач­ных из­де­лий («Heilongjiang Tobacco In­dustry Co.»).

Функ­цио­ни­ру­ют Хар­бин­ская зо­на раз­ви­тия но­вых и вы­со­ких тех­но­ло­гий (1988; ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти точ­ной ме­ха­ни­ки и оп­ти­ки, био­ло­гии, ме­ди­ци­ны, элек­тро­ни­ки и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий), Хар­бин­ская эко­но­ми­ко-тех­но­ло­гич. зо­на раз­ви­тия (1991; обе – нац. уров­ня), Хар­бин­ская зо­на эко­но­мич. раз­ви­тия «Сун­бэй», Хар­бин­ская ав­то­мо­биль­ная пром. зо­на «Пин­фан» и др.

Лит.: Ме­ли­хов Г. В. Бе­лый Хар­бин: се­ре­ди­на 20-х. М., 2003.

Вернуться к началу