КУ́ПОЛ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ПОЛ (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка), пространственная несущая конструкция верхней (преимущественно) части здания или сооружения, по форме близкая к полусфере либо др. поверхности вращения выпуклой наружу кривой вокруг вертикальной оси. От вертикальной нагрузки в К. возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого К. Применяется для перекрытия круглых, эллиптических или многоугольных в плане помещений без дополнит. промежуточных опор.
К. из камня и обожжённого кирпича появились в древности, первоначально – в виде т. н. ложных К., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора («гробница Атрея» в Микенах, ок. 1350–1250 до н. э.). Важное значение получил К. в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрич. сооружениях, К. усиливал его роль в архит. композиции, придавал ему простор и торжеств. величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религ. представлений (грандиозный кессонированный К. Пантеона в Риме). В визант. архитектуре широко применялись К. на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить К. над помещением с любой конфигурацией плана (Святой Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции К. в Европе и на Кавказе возводили гл. обр. в храмах крестово-купольной системы [напр., храм Джвари близ Мцхеты (Грузия), ц. Св. Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения)], а в феод. государствах Ср. Азии и Ближнего Востока К. применялись для перекрытия центрич. зданий.
С осознанием роли К. не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания К. относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно К.), обычно в виде криволинейного покрытия по дерев. стропилам (ранний пример – К. Святого Марка собора в Венеции, 9–11 вв.). К. с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом архит. или природного окружения, получили широкое распространение в исламском зодчестве (мечети: Купол скалы в Иерусалиме, кон. 7 в.; Биби-Ханым в Самарканде, 1399–1405, имеющая внешний и внутр. К., и др.) и в рус. ср.-век. архитектуре (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Великом Новгороде, сер. 11 в.; храмы владимиро-суздальской школы, 12 – 1-я пол. 13 вв.).
В эпоху Возрождения трактовка К. как градостроит. доминанты распространяется в архитектуре Зап. Европы – начиная с К. собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1417–71, арх. Ф. Брунеллески), где впервые двойная оболочка К. связана каменными рёбрами жёсткости и дерев. кольцами в единую конструкцию, и заканчивая К. Святого Петра собора в Риме (1506–1614, арх. Микеланджело). К. часто завершали культовые здания и в эпоху барокко и классицизма 17–18 вв. С кон. 18 в. К. стали использоваться в светских постройках.
Со 2-й пол. 19 в. вместо кирпичных и каменных К., недостатками которых являются большой собств. вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются К. с металлич. каркасом (впервые по проекту арх. О. Р. де Монферрана для К. Исаакиевского собора) и остеклением (купол Альберт-холла в Лондоне), К. из дерева и железобетона. В 20 в. с появлением тонкостенных сводов-оболочек, а также с развитием металлич. конструкций (новый купол здания Рейхстага в Берлине, 1994–99, Н. Фостер), монолитного и сборного железобетона резко увеличилось многообразие конструкций и форм К.: появились К. ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутр. поверхностью, а также «геодезические» Р. Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. С сер. 20 в. сооружаются новые типы К.: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой (летний павильон худож. галереи «Серпентайн» в Лондоне, 2006, арх. Р. Колхас) и др. См. также Глава.