Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЛЕКЦИОНИ́РОВАНИЕ

Авторы: О. А. Назарова; Н. М. Полунина, А. И. Фролов (коллекционирование в России)

КОЛЛЕКЦИОНИ́РОВАНИЕ (от лат. col­lec­tio – собирание), це­ле­на­прав­лен­ное со­би­ра­ние пред­ме­тов оп­ре­де­лён­но­го ти­па, имею­щих на­уч­ную, ис­то­рич., ху­дож. и др. цен­ность. Из­вест­но с древ­ней­ших вре­мён. В Древ­ней Гре­ции на­ря­ду с пуб­лич­ны­ми кол­лек­ция­ми (пре­им. про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры), соз­да­вав­ши­ми­ся по ре­ше­нию гра­ж­дан по­ли­са, су­ще­ст­во­ва­ли и отд. ча­ст­ные кол­лек­ции. В Ри­ме пе­рио­да Им­пе­рии К. ста­ло мас­штаб­ным яв­ле­ни­ем: греч. ста­туи и ко­пии с них со­би­ра­ли мн. пред­ста­ви­те­ли рим. зна­ти (наи­бо­лее зна­чит. со­б­ра­ние – имп. Ад­риа­на; см. в ст. Вил­ла Ад­риа­на).

В сред­ние ве­ка куль­ту­ра К. в зна­чит. ме­ре бы­ла уте­ря­на, его ме­сто за­ня­ло со­би­ра­ние и по­чи­та­ние ре­ли­к­вий, мо­щей и свя­щен­ных об­ра­зов, ко­то­рые хра­ни­лись в со­кро­вищ­ни­цах мо­на­сты­рей (Сен-Де­ни близ Па­ри­жа и мн. др.), со­бо­ров, па­лом­ни­че­ских и при­ход­ских церк­вей, а так­же у ча­ст­ных лиц. К. как са­мо­сто­ят. фе­но­мен обо­соб­ля­ет­ся от тра­диц. форм ре­лиг. по­чи­та­ния свя­тынь в Ев­ро­пе в кон. 14 в. В это вре­мя по­яв­ля­ют­ся пер­вые со­б­ра­ния пред­ме­тов, ко­то­рые це­ни­лись за свою древ­ность или эс­те­тич. ка­че­ст­ва. Во Фран­ции ко­роль Карл V и его бра­тья гер­цо­ги Жан Бер­рий­ский, Фи­липп Храб­рый Бур­гунд­ский, Лю­до­вик I Ан­жуй­ский, а так­же Ре­не Ан­жуй­ский вла­де­ли со­б­ра­ния­ми ил­лю­ми­ни­рован­ных ру­ко­пи­сей, гемм, скульп­ту­ры, про­из­ве­де­ний итал. жи­во­пи­си на дос­ках и др., по­ру­чая их при­об­ре­те­ние спец. аген­там.

В эпо­ху Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния ут­вер­жда­ет­ся осн. прин­цип К.: при­ори­тет ин­ди­ви­ду­аль­но­го вку­са и пред­поч­те­ний. Раз­но­об­ра­зие вку­сов ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей про­яви­лось и в на­прав­ле­ни­ях их К.: Пье­ро Ме­ди­чи со­би­рал гем­мы, мо­не­ты, ме­да­ли, кни­ги, его сын Ло­рен­цо – жи­во­пись и скульп­ту­ру, в т. ч. ан­тич­ную, а так­же по­кро­ви­тель­ст­во­вал по­этам и гу­ма­ни­стам. Вы­даю­щим­ся кол­лек­цио­не­ром был Фе­де­ри­го да Мон­те­фельт­ро, гер­цог Ур­бин­ский, со­би­рав­ший биб­лио­те­ку ред­чай­ших ру­ко­пи­сей и про­из­ве­де­ния иск-ва, ко­то­рые он за­ка­зы­вал итал. ху­дож­ни­кам и мас­те­рам из Ни­дер­лан­дов. В Фер­ра­ре Лио­нел­ло дʼЭсте кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­тич­ные гем­мы, мо­не­ты и ме­да­ли, ков­ры, жи­во­пись и скульп­ту­ру. Свои кол­лек­ции име­ли ман­ту­ан­ские гер­цо­ги Гон­за­га, Сид­жиз­мон­до Ма­ла­те­ста в Ри­ми­ни, Вис­кон­ти и Сфор­ца в Ми­ла­не, пред­ста­ви­те­ли Ара­гон­ской ди­на­стии в Не­апо­ле. Во двор­цах ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей по­яв­ля­ет­ся сту­дио­ло (ка­би­нет) – не­боль­шое при­ват­ное по­ме­ще­ние для учёно­го до­су­га хо­зяи­на, ко­то­рое позд­нее ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для экс­по­ни­ро­ва­ния его со­б­ра­ний книг, дра­го­цен­но­стей и пред­ме­тов ис­кус­ст­ва.

Вы­со­кое Воз­ро­ж­де­ние оз­на­ме­но­ва­лось ме­це­нат­ской дея­тель­но­стью пап Рим­ских, по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ших иск-ву: Пия II, Сик­ста IV, Юлия II, Льва X, Пав­ла III и др. В это вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки, по­лу­чив­шие бо­лее или ме­нее сис­тема­тич. ха­рак­тер по­сле об­на­ру­же­ния ста­туи Лао­ко­она в Ри­ме (1506), сти­му­ли­ро­ва­ли со­би­ра­ние ан­ти­ков. Са­мые зна­ме­ни­тые на­ход­ки экс­по­ни­ро­ва­лись во дво­ре Бель­ве­де­ра в Ва­ти­ка­не. Круп­ней­ши­ми со­б­ра­ния­ми ан­ти­ков вла­де­ли се­мей­ст­ва Ме­ди­чи и Гон­за­га. В под­ра­жание итал. пра­ви­те­лям франц. ко­роль Фран­циск I за­ка­зы­вал ко­пии зна­ме­ни­тых ан­тич­ных ста­туй («Апол­лон Бель­ве­дер­ский», «Спя­щая Ари­ад­на» и др.) и со­брал боль­шую кол­лек­цию жи­во­пи­си итал. Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рую экс­по­ни­ро­вал в зам­ке Фон­тенб­ло в по­ме­ще­нии бань (не со­хра­ни­лись), стре­мясь вос­соз­дать куль­тур­ную ат­мо­сфе­ру др.-рим. терм. Со­б­ран­ная Ека­те­ри­ной Ме­ди­чи га­ле­рея порт­ре­тов ис­то­рич. лиц сфор­ми­ро­ва­ла мо­ду на та­кой тип со­б­ра­ний. В Юж. Ни­дер­лан­дах уже в 16 в. на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся струк­ту­ра ху­дож. рын­ка; Ант­вер­пен ста­но­вит­ся его при­знан­ным ме­ж­ду­нар. цен­тром, по­яв­ля­ют­ся аген­ты, тор­гов­цы, а так­же круг­ло­го­дич­ная яр­мар­ка про­из­ве­де­ний иск-ва. Ос­но­вы исп. ко­ро­лев­ской кол­лек­ции за­ло­жил Фи­липп II Габс­бург, со­би­рав­ший итал. и ни­дерл. жи­во­пись (в ча­ст­но­сти, И. Бос­ха).

При дво­рах пра­ви­те­лей сев. Ев­ро­пы в сер. 16 в. по­яв­ля­ют­ся пер­вые кун­ст­каме­ры (Фер­ди­нан­да I в Ве­не, эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да II в зам­ке Ам­бра, гер­цо­га Аль­бер­та V в Мюн­хе­не, гер­цо­гов Сак­сон­ских в Дрез­де­не, гер­цо­гов Вюр­тем­берг­ских в Штут­гар­те, ланд­гра­фов Эс­сен­ских в Кас­се­ле, имп. Ру­доль­фа II Габс­бур­га в Пра­ге и др.) – со­б­ра­ния раз­но­род­ных ред­ко­стей, в ко­то­рые вхо­ди­ли как про­из­ве­де­ния иск-ва (кар­ти­ны, гем­мы, юве­лир­ные из­де­лия, кни­ги, фар­фор, мел­кая пла­сти­ка, мо­не­ты, ме­да­ли, тка­ни), так и при­род­ные ди­ко­вин­ки: ми­не­ра­лы (дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни), ко­рал­лы, ра­ко­ви­ны, об­раз­цы рас­те­ний (ко­рень ман­д­ра­го­ры, гер­ба­рии и т. п.) и жи­вот­но­го ми­ра (чу­че­ла и ро­га жи­вот­ных, яй­ца, шку­ры), а так­же эк­зо­тич. объ­ек­ты, при­ве­зён­ные из Азии. Со вре­ме­нем ху­дож. и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ная со­став­ляю­щие кун­ст­ка­мер от­де­ли­лись друг от дру­га, пре­вра­тив­шись в са­мо­сто­ят. ви­ды кол­лек­ций.

В 17 в. кун­ст­ка­ме­ры рас­про­стра­ни­лись сре­ди пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са. В мо­ду вхо­дят вос­хо­дя­щие к кун­ст­ка­ме­рам «ка­би­не­ты» — не­боль­шие по­ме­ще­ния (или груп­па по­ме­ще­ний) для де­мон­ст­ра­ции кол­лек­ций как ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных, так и ху­до­же­ст­вен­ных, ко­то­рые вклю­ча­ли кар­ти­ны, ри­сун­ки, гра­вю­ры, гео­гра­фич. кар­ты, кни­ги, ме­да­ли, ан­ти­ки, фар­фор, во­ен. дос­пе­хи, на­уч. ин­ст­ру­мен­ты. Та­кие ка­би­не­ты бы­ли как в до­мах ари­сто­кра­тов (Дж. Мау­ри­ца, гер­цо­га Нас­сау-Зи­ген), так и в до­мах пред­ста­ви­те­лей третье­го со­сло­вия и ху­дож­ни­ков (Рем­брандт, П. П. Ру­бенс).

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ли жи­во­пис­ные ка­би­не­ты. В них бы­ла при­ня­та сплош­ная, в неск. яру­сов, раз­вес­ка, при этом про­из­ве­де­ния раз­ме­ща­лись сим­мет­рич­но, под­би­ра­лись друг к дру­гу по раз­ме­рам и по сю­же­там. Для ка­би­не­тов спе­ци­аль­но соз­да­ва­лись про­из­ве­де­ния разл. жан­ров не­боль­шо­го раз­ме­ра. Круп­ней­шим цен­тром их про­из­вод­ст­ва был Ан­твер­пен, где за­ро­дил­ся жанр кар­тин, изо­бра­жаю­щих кон­крет­ные ка­би­не­ты с их кол­лек­ция­ми (12 кар­тин Д. Те­нир­са Млад­ше­го с изо­бра­же­ни­ем кол­лек­ций гер­цо­га Ле­о­поль­да Виль­гель­ма Габс­бур­га в Брюс­се­ле, по­сле 1651), а так­же во­об­ра­жае­мые кол­лек­ции.

В это вре­мя осн. пред­ме­том ху­дож. К. ста­но­вит­ся жи­во­пись, в пер­вую оче­редь италь­ян­ская. Кол­лек­ции мо­нар­хов при­об­ре­та­ют гран­ди­оз­ные мас­шта­бы. Франц. ко­ро­ле­ва Ма­рия Ме­ди­чи, ко­роль Лю­до­вик XIV, кар­ди­на­лы Ри­ше­лье и Ма­за­ри­ни, брит. мо­нар­хи бы­ли ак­тив­ны­ми со­би­ра­те­ля­ми итал. иск-ва. В Гер­ма­нии не мень­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась ни­дерл. и нем. жи­во­пись. Круп­ней­шим со­б­ра­ни­ем бы­ла вы­рос­шая из дрез­ден­ской кун­ст­ка­ме­ры кол­лек­ция Сак­сон­ской ди­на­стии, лёг­шая в ос­но­ву Дрез­ден­ской кар­тин­ной га­ле­реи. Ко­роль Прус­сии Фрид­рих II Го­ген­цол­лерн со­б­рал в Бер­ли­не зна­чит. кол­лек­цию франц. жи­во­пи­си и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние ча­ст­но­го К. про­ис­хо­дит в Сев. Ни­дер­лан­дах. Жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния ук­ра­ша­ют ин­терь­е­ры за­жи­точ­но­го бюр­гер­ско­го до­ма. Воз­ни­ка­ют осо­бые жан­ры ма­ло­фор­мат­ных жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, пей­за­жей, на­тюр­мор­тов, жан­ро­вых сцен, в мас­со­вом по­ряд­ке соз­да­вае­мых спе­ци­аль­но для до­маш­не­го ин­терь­е­ра.

А. Ватто. «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Государственные музеи (Берлин).

В те­че­ние 18 в. скла­ды­ва­ет­ся ин­фра­струк­ту­ра К.: на­ря­ду с ча­ст­ны­ми аген­та­ми и тор­гов­ца­ми кар­ти­на­ми воз­ни­ка­ют пуб­лич­ные аук­цио­ны, по­яв­ля­ют­ся мно­го­числ. зна­то­ки и кон­суль­тан­ты, фор­ми­ру­ют­ся прин­ци­пы экс­по­ни­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний, их ин­вен­тар­ных опи­са­ний и ка­та­ло­ги­за­ции. Па­риж ста­но­вит­ся об­ще­ев­ро­пей­ским цен­тром К., здесь при­об­ре­та­ют жи­во­пись це­лы­ми со­б­ра­ния­ми не толь­ко франц. кол­лек­цио­не­ры, но и рос. имп. Ека­те­ри­на II, прус. ко­роль Фрид­рих II Ве­ли­кий, швед. ко­роль Гус­тав III. Воз­рас­та­ет роль по­сред­ни­ков – тор­гов­цев, кон­суль­тан­тов, аген­тов, ко­то­рые и са­ми не­ред­ко яв­ля­ют­ся со­би­ра­те­ля­ми (П. Кро­за, Э. Ф. Жер­сен и др.). Ак­тив­ны­ми со­би­ра­те­ля­ми иск-ва ста­но­вят­ся англ. ари­сто­кра­ты, ко­то­рые фор­ми­ро­ва­ли свои кол­лек­ции во вре­мя про­дол­жит. ев­роп. пу­те­ше­ст­вий, не­из­мен­но за­кан­чи­вав­ших­ся в Ита­лии («гран-тур»), а впо­след­ст­вии че­рез сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков, про­жи­вав­ших в Ита­лии и вы­пол­няв­ших роль аген­тов. Со­б­ра­ния пре­им. итал., франц. и голл. жи­во­пи­си хра­ни­лись в за­го­род­ных усадь­бах, в ко­то­рых соз­да­ва­лись спец. ин­терь­е­ры (Бле­нейм, Кен­вуд-ха­ус, Холк­ем-холл и др.). Од­ним из важ­ней­ших бы­ло со­б­ра­ние се­мьи Сей­мур-Кон­уэй (см. Уол­лес со­б­ра­ние). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись и га­ле­реи скульп­ту­ры с со­б­ра­ния­ми ан­ти­ков (кол­лек­ция У. Ве­де­ля в по­ме­стье Нью­би-холл). Люд­виг I Ба­вар­ский, поль­зу­ясь со­ве­та­ми скульп­то­ра Б. Тор­вальд­се­на, со­брал зна­чит. кол­лек­цию про­из­ве­де­ний ан­тич­но­го иск-ва (вклю­чая скульп­ту­ру фрон­то­нов хра­ма Афи­ны Афайи на о. Эги­на), ко­то­рая хра­нит­ся в Глип­то­те­ке Мюн­хе­на. Ко­роль поль­ский и кур­фюрст сак­сон­ский Ав­густ III со­брал уни­каль­ную кол­лек­цию фар­фо­ра, ко­то­рая экс­по­ни­ро­ва­лась во двор­це Цвин­гер в Дрез­де­не; гер­цог Аль­берт фон Сак­сен- Те­шен – со­б­ра­ние гра­фи­ки в Ве­не (см. Аль­бер­ти­на).

И. Цоффани. «Трибуна галереи Уффици». 1771–78. Королевское собрание. Букингемский дворец (Лондон).

Идеи Про­све­ще­ния спо­соб­ст­во­ва­ли осо­з­на­нию не­об­хо­ди­мо­сти де­мон­ст­ра­ции кол­лек­ций. В те­че­ние 18 в. К. на­чи­на­ет ин­сти­туа­ли­зи­ро­вать­ся: от­кры­ва­ют­ся пер­вые круп­ные му­зеи (од­ним из пер­вых об­ще­дос­туп­ных со­б­ра­ний стал Аш­мо­ле­ан­ский му­зей, ос­но­ван­ный при Окс­форд­ском ун-те в 1683). В 1734 от­кры­ва­ет­ся Ка­пи­то­лий­ский му­зей в Ри­ме, в 1743 – кол­лек­ция Ме­ди­чи в га­ле­рее Уф­фи­ци, с 1750 – Франц. ко­ро­лев­ские кол­лек­ции в Люк­сем­бург­ском двор­це, в 1759 – Бри­тан­ский му­зей, в 1770-х гг.  Му­зей Пио-Кле­мен­ти­но в Ва­ти­ка­не, ок. 1781 – кол­лек­ция Габс­бур­гов в вен­ском Бель­ве­де­ре. Вско­ре пос­ле на­ча­ла Франц. ре­во­лю­ции 18 в. (в 1793) в ка­че­ст­ве об­ще­дос­туп­но­го му­зея от­кры­ва­ет­ся Лувр.

Этот про­цесс про­дол­жил­ся и в 19 в., ко­то­рый на­зы­ва­ют ве­ком му­зе­ев. В 19 – 1-й пол. 20 вв. ог­ром­ная роль в фор­ми­ро­ва­нии кол­лек­ций му­зе­ев при­над­ле­жит их со­труд­ни­кам (В. Бо­де, М. Фрид­лен­дер и др.); му­зеи име­ли ве­ду­щее зна­че­ние для соз­да­ния тра­ди­ций на­уч­но­го К. В то же вре­мя К. в Ев­ро­пе по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет свой ари­сто­кра­тич. ха­рак­тер, им ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­те­ли разл. со­ци­аль­ных сло­ёв, что спо­соб­ст­ву­ет даль­ней­ше­му раз­ви­тию ху­дож. рын­ка. Объ­ек­том К. ста­но­вит­ся совр. иск-во. В его со­би­ра­тель­ст­ве ак­тив­ная роль при­над­ле­жит га­ле­ри­стам и тор­гов­цам, ко­то­рые уча­ст­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии спро­са на оп­ре­де­лён­ные на­прав­ле­ния (см. А. Вол­лар, П. Дю­ран-Рю­эль, Д. А. Кан­вей­лер), а так­же са­мим ху­дож­ни­кам (Э. Де­га, Г. Кай­ботт).

В кон. 19 – нач. 20 вв., бла­го­да­ря эко­но­мич. подъ­ё­му в США, амер. по­ку­па­те­ли со­ста­ви­ли су­ще­ст­вен­ную кон­ку­рен­цию ев­роп. со­би­ра­те­лям. На ру­бе­же 19–20 вв. в США, а за­тем и в Ев­ро­пе К. ста­ло вы­год­ным спо­со­бом вло­же­ния ка­пи­та­лов, не об­ла­гае­мым на­ло­га­ми, что сти­му­ли­ро­ва­ло со­би­ра­тель­скую дея­тель­ность. При со­дей­ст­вии ев­ро­пей­ских (Р. Лон­ги, Дж. Мо­рел­ли) или про­жи­ваю­щих в Ев­ро­пе аме­ри­кан­ских (Б. Бе­рен­сон) экс­пер­тов Э. У. Мел­лон, П. Мор­ган, С. Кресс, И. Стю­арт Гард­нер, Г. К. Фрик (см. Фрик со­б­ра­ние), Дж. Ви­де­нер, А. Хам­мер со­бра­ли мас­штаб­ные кол­лек­ции ев­роп. иск-ва 14–18 вв., боль­шая часть ко­то­рых впо­след­ст­вии бы­ла пе­ре­да­на в му­зеи США. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью в США поль­зо­ва­лось франц. иск-во им­прес­сио­низ­ма и пост­им­прес­сио­низ­ма. В Ев­ро­пе так­же про­дол­жа­ли фор­ми­ро­вать­ся круп­ные кол­лек­ции (Крёл­лер-Мюл­лер му­зей, Тис­се­на-Бор­не­ми­сы со­б­ра­ние и др.). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны чис­ло ча­ст­ных кол­лек­ций в США рез­ко воз­рас­та­ет, круп­ными со­би­ра­те­ля­ми совр. иск-ва вы­сту­пают Н. Сай­мон, С. и П. Гуг­ген­хейм, Н. А. Рок­фел­лер и др., ста­ро­го – П. Гет­ти. Во 2-й пол. 20 в. как в Ев­ро­пе, так и в США ве­ду­щая роль в К. при­над­ле­жит т. н. кор­по­ра­тив­ным со­б­ра­ни­ям (при­над­ле­жат бан­кам, фир­мам, из­да­тель­ст­вам и т. д.).

В про­цес­се раз­ви­тия К. ук­ре­п­ля­лись его свя­зи как с ес­те­ст­вен­ны­ми нау­ка­ми, так и вспо­мо­гат. ис­то­рич. дис­ци­п­ли­на­ми. К. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ну­миз­ма­ти­ки, ге­раль­ди­ки, сфра­ги­сти­ки, а так­же ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии и др. Офор­ми­лись са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ния К.: на­уч­ное, учеб­ное, лю­би­тель­ское. В 20 в. раз­ви­ва­ют­ся мас­со­вые ви­ды К.  фи­ла­те­лия, бо­ни­сти­ка (де­неж­ные зна­ки), ну­миз­ма­ти­ка, фи­лу­ме­ния (эти­кет­ки от спи­чеч­ных ко­роб­ков), фи­ло­кар­тия (от­крыт­ки), фа­ле­ри­сти­ка (ор­де­на, на­гра­ды, знач­ки) и т. п.

А. Н. Воронихин. «Вид картинной галереи в Строгановском дворце». Перо, акварель, гуашь. 1793. Эрмитаж (С.-Петербург).

В Рос­сии ис­то­ки К. вос­хо­дят к 17 в. [со­б­ра­ния ме­мо­ри­аль­ных ре­ли­к­вий, ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг, гра­вюр («фряж­ские лис­ты»), пар­сун и др.; сре­ди со­би­ра­те­лей – боя­ре А. С. Мат­ве­ев, Б. М. Хит­ро­во, кн. В. В. Го­ли­цын]. В нач. 18 в. со­б­ра­ния «кур­ган­ных древ­но­стей» име­ли си­бир­ский ген.-гу­бер­на­тор М. П. Га­га­рин, за­во­дчик А. Н. Де­ми­дов. Зна­чит. со­б­ра­ния при­над­ле­жа­ли рус. им­пе­ра­то­рам: кол­лек­ции Пет­ра I и Ека­те­ри­ны II лег­ли в ос­но­ву ста­рей­ших му­зе­ев Рос­сии – Кун­ст­ка­ме­ры и Эр­ми­та­жа в С.-Пе­тер­бур­ге. Сре­ди круп­ных ча­ст­ных кол­лек­ций 1-й пол. 18 в.  соб­ра­ния Я. В. Брю­са (ми­не­ра­лы, точ­ные при­бо­ры и ин­ст­ру­мен­ты, порт­ре­ты, ме­да­ли, кни­ги и др.), кн. Д. М. Го­ли­цы­на, А. П. Во­лын­ско­го, гр. П. И. Му­си­на-Пуш­ки­на. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние спе­циа­ли­зир. кол­лек­ции ес­те­ст­вен­но-ис­то­рич. па­мят­ни­ков, про­из­ве­де­ний изо­бра­зит. иск-ва (кн. И. С. Ба­ря­тин­ско­го, кн. А. А. Без­бо­род­ко, гр. М. С. Во­рон­цо­ва, гр. Е. И. Ра­зу­мов­ско­го, А. С. Стро­га­но­ва и С. Г. Стро­га­но­ва, гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва, гр. И. И. Шу­ва­ло­ва, кн. Н. Б. Юсу­по­ва и др.), так­же др.-рус. ру­ко­пи­сей и книг (гр. А. И. Му­си­на-Пуш­ки­на); мно­гие из них раз­ме­ща­лись в усадь­бах. Од­ним из важ­ней­ших ис­точ­ни­ков фор­ми­ро­ва­ния кол­лек­ций яв­ля­лась ан­тик­вар­ная тор­гов­ля, за­ро­див­шая­ся в С.-Пе­тер­бур­ге в 1760-е гг. и в Мо­ск­ве в 1780-е гг., так­же яр­мар­ки (осо­бен­но Ни­же­го­род­ская).

К. А. Ухтомский. «Зал греческой скульптуры в Эрмитаже». Акварель. 1853. Эрмитаж (С.-Петербург).

В 19 в. ин­те­рес кол­лек­цио­не­ров на­прав­лял­ся в зна­чит. ме­ре на со­би­ра­ние отеч. древ­но­стей (Н. П. Ру­мян­цев) и пред­ме­тов иск-ва, ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии (П. Ф. Ка­ра­ба­нов, А. С. Ува­ров, А. Д. Черт­ков). Кол­лек­цио­не­ра­ми по-преж­не­му бы­ли мн. пред­ста­ви­те­ли имп. фа­ми­лии, в т. ч. Алек­сандр III (ос­но­ва­тель Рус­ско­го му­зея), ве­ли­кие кня­зья, но К. на­ча­ли за­ни­мать­ся и мн. пред­ста­ви­те­ли бур­жуа­зии и раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции. Воз­ник­ли пер­вые со­б­ра­ния рус. жи­во­пи­си (Ф. И. Пря­ниш­ни­ко­ва, Н. Д. Бы­ко­ва, П. П. Свинь­ина, А. Р. То­ми­ло­ва), гра­фи­ки (Ф. Ф. Ви­ге­ля и др.). Ряд ча­ст­ных кол­лек­ций 19 – нач. 20 вв. был по­ло­жен в ос­но­ву круп­ней­ших ху­дож. му­зе­ев Рос­сии то­го вре­ме­ни – Треть­я­ков­ской га­ле­реи в Мо­ск­ве (соб­ра­ние П. М. Треть­я­ко­ва), Те­ат­раль­но­го му­зея в Мо­ск­ве (соб­ра­ние А. А. Бах­ру­ши­на); по­сле 1917 – Те­ат­раль­но­го му­зея в С.-Пе­тер­бур­ге (кол­лек­ции И. Ф. Гор­бу­но­ва, Л. И. Же­вер­жее­ва и др.), Ки­ев­ско­го му­зея зап. и вост. иск-ва (ны­не Му­зей ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко; соб­ра­ние се­мьи Ха­нен­ко), Но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва му­зея в Мо­ск­ве (со­б­ра­ния С. И. Щу­ки­на, И. А. Мо­ро­зо­ва; му­зей рас­фор­ми­ро­ван в 1948) и др. Не­ко­то­рые кол­лек­ции во­шли в со­став боль­ших му­зе­ев – в т. ч. Д. П. Бот­ки­на, П. П. Се­мёно­ва-Тян-Шан­ско­го, С. М. Треть­я­ко­ва и др. (ев­роп. жи­во­пись), К. Т. Сол­да­тён­ко­ва, М. П. Бот­ки­на, С. С. Бот­ки­на, В. О. Гирш­ма­на, А. А. Ко­ро­ви­на и др. (рус. жи­во­пись), П. И. Щу­ки­на, А. П. Бах­ру­ши­на, Н. Д. Бар­тра­ма и др. (эт­но­гра­фия, рус. при­клад­ное иск-во), П. Я. Даш­ко­ва (гра­фи­ка), А. В. Мо­ро­зо­ва (ке­ра­ми­ка), И. С. Ост­ро­ухо­ва (ико­ны, рус. жи­во­пись). На ба­зе ча­ст­ных кол­лек­ций сфор­ми­ро­вал­ся ряд круп­ных ху­дож. му­зе­ев рос. про­вин­ции, су­ще­ст­вую­щих и по­ны­не,  в Ас­т­ра­ха­ни (соб­ра­ние П. М. До­га­ди­на), Ир­кут­ске (соб­ра­ние В. П. Су­ка­чё­ва), Ка­лу­ге (соб­ра­ние Н. И. Ва­силь­е­ва), Крас­но­да­ре (соб­ра­ние Ф. А. Ко­ва­лен­ко), Но­во­чер­кас­ске (соб­ра­ние Н. Н. Ду­бов­ско­го), Пен­зе (соб­ра­ние Н. Д. Се­ли­вёр­сто­ва), Сер­пу­хо­ве (соб­ра­ние А. В. Ма­рае­вой и Ю. В. Мер­ли­на), Смо­лен­ске (соб­ра­ние кн. М. К. Те­ни­ше­вой), Фео­до­сии (соб­ра­ние И. К. Ай­ва­зов­ско­го) и др. Не­ко­то­рые книж­ные со­б­ра­ния (напр., Н. П. Ру­мян­це­ва, А. Д. Черт­ко­ва) ста­ли ос­но­вой круп­ней­ших биб­лио­тек.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 це­ло­ст­ность по­дав­ляю­ще­го чис­ла ча­ст­ных со­б­ра­ний бы­ла на­ру­ше­на; ве­щи из ча­ст­ных кол­лек­ций вли­лись в фон­ды гос. му­зе­ев, ар­хи­вов, биб­лио­тек. Од­на­ко тра­ди­ция К. не пре­ры­ва­лась: из­да­ва­лись жур­на­лы («Сре­ди кол­лек­цио­не­ров», «Со­вет­ский кол­лек­цио­нер» и др.), су­ще­ст­во­ва­ли об­щест­ва кол­лек­цио­не­ров. Сре­ди кол­лек­цио­не­ров 20 в.  И. С. Зиль­бер­штейн [рус. иск-во кон. 19 – нач. 20 вв.; был ини­циа­то­ром соз­да­ния Му­зея лич­ных кол­лек­ций (от­дел ГМИИ)], П. Д. Ко­рин (ико­ны), Г. Д. Кос­та­ки (рус. аван­гард, ико­ны), Ф. Е. Виш­нев­ский (рус. иск-во 1-й пол. 19 в.), Б. Н. Оку­нев (рус. иск-во 1-й пол. 20 в.), Г. П. Виш­нев­ская и М. Л. Рос­тро­по­вич, С. Т. Рих­тер.

Лит.: Кар­но­вич Е. П. За­ме­ча­тель­ные бо­гат­ст­ва ча­ст­ных лиц в Рос­сии. СПб., 1874; Про­грам­мы и на­став­ле­ния для на­блю­де­ний и со­би­ра­ния кол­лек­ций. СПб., 1908; Бах­ру­шин А. П. Из за­пис­ной книж­ки. Кто что со­би­ра­ет? М., 1916; Чая­нов А. Мо­с­ков­ские со­б­ра­ния кар­тин сто лет на­зад. М., 1917; Donath A. Psychologie des Kunstsammelns. B., 1920; Grappe G. Sa­voir collectioner. P., 1946; Briggs M. S. Men of taste from Pharaoh to Ruskin. L., 1947; Tay­lor F. H. The taste of angels: a history of collec­ting from Ramases to Napoleon. L., 1948; Ов­сян­ни­ко­ва С. А. Ча­ст­ное кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние в Рос­сии в по­ре­фор­мен­ную эпо­ху (1861–1917 гг.) // Очер­ки ис­то­рии му­зей­но­го де­ла в Рос­сии. М., 1960. Вып. 2; она же. Ча­ст­ное со­би­ра­тель­ст­во в Рос­сии в XVIII – пер­вой по­ло­ви­не XIX в. // Там же. М., 1961. Вып. 3; Great private collections / Ed. by D. Cooper. L., 1963; Cabanne P. Die Geschichte großer Sammier. Bern, 1963; Sachs Н. Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart. Lpz., 1971; Haskell F. Patrons and painters. New Haven, 1980; Haskell F., Penny N. Taste and the antique. New Haven, 1981; Alsop J. The rare art traditions. The history of art collecting… L., 1982; Бо­ха­нов А. Н. Кол­лек­цио­не­ры и ме­це­на­ты в Рос­сии. М., 1989. The cultures of collecting. L., 1994; По­лу­ни­на Н. М. Кто есть кто в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии ста­рой Рос­сии: но­вый био­гра­фи­чес­кий сло­варь. М., 2003; она же. Кол­лек­цио­не­ры Рос­сии XVII – нач. XX вв. М., 2005.

Вернуться к началу