КОЛЛЕКЦИОНИ́РОВАНИЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЛЕКЦИОНИ́РОВАНИЕ (от лат. collectio – собирание), целенаправленное собирание предметов определённого типа, имеющих научную, историч., худож. и др. ценность. Известно с древнейших времён. В Древней Греции наряду с публичными коллекциями (преим. произведения скульптуры), создававшимися по решению граждан полиса, существовали и отд. частные коллекции. В Риме периода Империи К. стало масштабным явлением: греч. статуи и копии с них собирали мн. представители рим. знати (наиболее значит. собрание – имп. Адриана; см. в ст. Вилла Адриана).
В средние века культура К. в значит. мере была утеряна, его место заняло собирание и почитание реликвий, мощей и священных образов, которые хранились в сокровищницах монастырей (Сен-Дени близ Парижа и мн. др.), соборов, паломнических и приходских церквей, а также у частных лиц. К. как самостоят. феномен обособляется от традиц. форм религ. почитания святынь в Европе в кон. 14 в. В это время появляются первые собрания предметов, которые ценились за свою древность или эстетич. качества. Во Франции король Карл V и его братья герцоги Жан Беррийский, Филипп Храбрый Бургундский, Людовик I Анжуйский, а также Рене Анжуйский владели собраниями иллюминированных рукописей, гемм, скульптуры, произведений итал. живописи на досках и др., поручая их приобретение спец. агентам.
В эпоху Раннего Возрождения утверждается осн. принцип К.: приоритет индивидуального вкуса и предпочтений. Разнообразие вкусов ренессансных правителей проявилось и в направлениях их К.: Пьеро Медичи собирал геммы, монеты, медали, книги, его сын Лоренцо – живопись и скульптуру, в т. ч. античную, а также покровительствовал поэтам и гуманистам. Выдающимся коллекционером был Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, собиравший библиотеку редчайших рукописей и произведения иск-ва, которые он заказывал итал. художникам и мастерам из Нидерландов. В Ферраре Лионелло дʼЭсте коллекционировал античные геммы, монеты и медали, ковры, живопись и скульптуру. Свои коллекции имели мантуанские герцоги Гонзага, Сиджизмондо Малатеста в Римини, Висконти и Сфорца в Милане, представители Арагонской династии в Неаполе. Во дворцах ренессансных правителей появляется студиоло (кабинет) – небольшое приватное помещение для учёного досуга хозяина, которое позднее стало использоваться для экспонирования его собраний книг, драгоценностей и предметов искусства.
Высокое Возрождение ознаменовалось меценатской деятельностью пап Римских, покровительствовавших иск-ву: Пия II, Сикста IV, Юлия II, Льва X, Павла III и др. В это время археологич. раскопки, получившие более или менее систематич. характер после обнаружения статуи Лаокоона в Риме (1506), стимулировали собирание антиков. Самые знаменитые находки экспонировались во дворе Бельведера в Ватикане. Крупнейшими собраниями антиков владели семейства Медичи и Гонзага. В подражание итал. правителям франц. король Франциск I заказывал копии знаменитых античных статуй («Аполлон Бельведерский», «Спящая Ариадна» и др.) и собрал большую коллекцию живописи итал. Возрождения, которую экспонировал в замке Фонтенбло в помещении бань (не сохранились), стремясь воссоздать культурную атмосферу др.-рим. терм. Собранная Екатериной Медичи галерея портретов историч. лиц сформировала моду на такой тип собраний. В Юж. Нидерландах уже в 16 в. начинает формироваться структура худож. рынка; Антверпен становится его признанным междунар. центром, появляются агенты, торговцы, а также круглогодичная ярмарка произведений иск-ва. Основы исп. королевской коллекции заложил Филипп II Габсбург, собиравший итал. и нидерл. живопись (в частности, И. Босха).
При дворах правителей сев. Европы в сер. 16 в. появляются первые кунсткамеры (Фердинанда I в Вене, эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбра, герцога Альберта V в Мюнхене, герцогов Саксонских в Дрездене, герцогов Вюртембергских в Штутгарте, ландграфов Эссенских в Касселе, имп. Рудольфа II Габсбурга в Праге и др.) – собрания разнородных редкостей, в которые входили как произведения иск-ва (картины, геммы, ювелирные изделия, книги, фарфор, мелкая пластика, монеты, медали, ткани), так и природные диковинки: минералы (драгоценные и полудрагоценные камни), кораллы, раковины, образцы растений (корень мандрагоры, гербарии и т. п.) и животного мира (чучела и рога животных, яйца, шкуры), а также экзотич. объекты, привезённые из Азии. Со временем худож. и естественно-научная составляющие кунсткамер отделились друг от друга, превратившись в самостоят. виды коллекций.
В 17 в. кунсткамеры распространились среди представителей среднего класса. В моду входят восходящие к кунсткамерам «кабинеты» — небольшие помещения (или группа помещений) для демонстрации коллекций как естественно-научных, так и художественных, которые включали картины, рисунки, гравюры, географич. карты, книги, медали, антики, фарфор, воен. доспехи, науч. инструменты. Такие кабинеты были как в домах аристократов (Дж. Маурица, герцога Нассау-Зиген), так и в домах представителей третьего сословия и художников (Рембрандт, П. П. Рубенс).
Особое место занимали живописные кабинеты. В них была принята сплошная, в неск. ярусов, развеска, при этом произведения размещались симметрично, подбирались друг к другу по размерам и по сюжетам. Для кабинетов специально создавались произведения разл. жанров небольшого размера. Крупнейшим центром их производства был Антверпен, где зародился жанр картин, изображающих конкретные кабинеты с их коллекциями (12 картин Д. Тенирса Младшего с изображением коллекций герцога Леопольда Вильгельма Габсбурга в Брюсселе, после 1651), а также воображаемые коллекции.
В это время осн. предметом худож. К. становится живопись, в первую очередь итальянская. Коллекции монархов приобретают грандиозные масштабы. Франц. королева Мария Медичи, король Людовик XIV, кардиналы Ришелье и Мазарини, брит. монархи были активными собирателями итал. иск-ва. В Германии не меньшей популярностью пользовалась нидерл. и нем. живопись. Крупнейшим собранием была выросшая из дрезденской кунсткамеры коллекция Саксонской династии, лёгшая в основу Дрезденской картинной галереи. Король Пруссии Фридрих II Гогенцоллерн собрал в Берлине значит. коллекцию франц. живописи и декоративно-прикладного искусства.
Широчайшее распространение частного К. происходит в Сев. Нидерландах. Живописные произведения украшают интерьеры зажиточного бюргерского дома. Возникают особые жанры малоформатных живописных произведений, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, в массовом порядке создаваемых специально для домашнего интерьера.
В течение 18 в. складывается инфраструктура К.: наряду с частными агентами и торговцами картинами возникают публичные аукционы, появляются многочисл. знатоки и консультанты, формируются принципы экспонирования произведений, их инвентарных описаний и каталогизации. Париж становится общеевропейским центром К., здесь приобретают живопись целыми собраниями не только франц. коллекционеры, но и рос. имп. Екатерина II, прус. король Фридрих II Великий, швед. король Густав III. Возрастает роль посредников – торговцев, консультантов, агентов, которые и сами нередко являются собирателями (П. Кроза, Э. Ф. Жерсен и др.). Активными собирателями иск-ва становятся англ. аристократы, которые формировали свои коллекции во время продолжит. европ. путешествий, неизменно заканчивавшихся в Италии («гран-тур»), а впоследствии через своих соотечественников, проживавших в Италии и выполнявших роль агентов. Собрания преим. итал., франц. и голл. живописи хранились в загородных усадьбах, в которых создавались спец. интерьеры (Бленейм, Кенвуд-хаус, Холкем-холл и др.). Одним из важнейших было собрание семьи Сеймур-Конуэй (см. Уоллес собрание). Популярностью пользовались и галереи скульптуры с собраниями антиков (коллекция У. Веделя в поместье Ньюби-холл). Людвиг I Баварский, пользуясь советами скульптора Б. Торвальдсена, собрал значит. коллекцию произведений античного иск-ва (включая скульптуру фронтонов храма Афины Афайи на о. Эгина), которая хранится в Глиптотеке Мюнхена. Король польский и курфюрст саксонский Август III собрал уникальную коллекцию фарфора, которая экспонировалась во дворце Цвингер в Дрездене; герцог Альберт фон Саксен- Тешен – собрание графики в Вене (см. Альбертина).
Идеи Просвещения способствовали осознанию необходимости демонстрации коллекций. В течение 18 в. К. начинает институализироваться: открываются первые крупные музеи (одним из первых общедоступных собраний стал Ашмолеанский музей, основанный при Оксфордском ун-те в 1683). В 1734 открывается Капитолийский музей в Риме, в 1743 – коллекция Медичи в галерее Уффици, с 1750 – Франц. королевские коллекции в Люксембургском дворце, в 1759 – Британский музей, в 1770-х гг. – Музей Пио-Клементино в Ватикане, ок. 1781 – коллекция Габсбургов в венском Бельведере. Вскоре после начала Франц. революции 18 в. (в 1793) в качестве общедоступного музея открывается Лувр.
Этот процесс продолжился и в 19 в., который называют веком музеев. В 19 – 1-й пол. 20 вв. огромная роль в формировании коллекций музеев принадлежит их сотрудникам (В. Боде, М. Фридлендер и др.); музеи имели ведущее значение для создания традиций научного К. В то же время К. в Европе постепенно утрачивает свой аристократич. характер, им активно занимаются представители разл. социальных слоёв, что способствует дальнейшему развитию худож. рынка. Объектом К. становится совр. иск-во. В его собирательстве активная роль принадлежит галеристам и торговцам, которые участвуют в формировании спроса на определённые направления (см. А. Воллар, П. Дюран-Рюэль, Д. А. Канвейлер), а также самим художникам (Э. Дега, Г. Кайботт).
В кон. 19 – нач. 20 вв., благодаря экономич. подъёму в США, амер. покупатели составили существенную конкуренцию европ. собирателям. На рубеже 19–20 вв. в США, а затем и в Европе К. стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемым налогами, что стимулировало собирательскую деятельность. При содействии европейских (Р. Лонги, Дж. Морелли) или проживающих в Европе американских (Б. Беренсон) экспертов Э. У. Меллон, П. Морган, С. Кресс, И. Стюарт Гарднер, Г. К. Фрик (см. Фрик собрание), Дж. Виденер, А. Хаммер собрали масштабные коллекции европ. иск-ва 14–18 вв., большая часть которых впоследствии была передана в музеи США. Особой популярностью в США пользовалось франц. иск-во импрессионизма и постимпрессионизма. В Европе также продолжали формироваться крупные коллекции (Крёллер-Мюллер музей, Тиссена-Борнемисы собрание и др.). После 2-й мировой войны число частных коллекций в США резко возрастает, крупными собирателями совр. иск-ва выступают Н. Саймон, С. и П. Гуггенхейм, Н. А. Рокфеллер и др., старого – П. Гетти. Во 2-й пол. 20 в. как в Европе, так и в США ведущая роль в К. принадлежит т. н. корпоративным собраниям (принадлежат банкам, фирмам, издательствам и т. д.).
В процессе развития К. укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогат. историч. дисциплинами. К. способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоят. направления К.: научное, учебное, любительское. В 20 в. развиваются массовые виды К. – филателия, бонистика (денежные знаки), нумизматика, филумения (этикетки от спичечных коробков), филокартия (открытки), фалеристика (ордена, награды, значки) и т. п.
В России истоки К. восходят к 17 в. [собрания мемориальных реликвий, рукописных и старопечатных книг, гравюр («фряжские листы»), парсун и др.; среди собирателей – бояре А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово, кн. В. В. Голицын]. В нач. 18 в. собрания «курганных древностей» имели сибирский ген.-губернатор М. П. Гагарин, заводчик А. Н. Демидов. Значит. собрания принадлежали рус. императорам: коллекции Петра I и Екатерины II легли в основу старейших музеев России – Кунсткамеры и Эрмитажа в С.-Петербурге. Среди крупных частных коллекций 1-й пол. 18 в. – собрания Я. В. Брюса (минералы, точные приборы и инструменты, портреты, медали, книги и др.), кн. Д. М. Голицына, А. П. Волынского, гр. П. И. Мусина-Пушкина. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. получили распространение специализир. коллекции естественно-историч. памятников, произведений изобразит. иск-ва (кн. И. С. Барятинского, кн. А. А. Безбородко, гр. М. С. Воронцова, гр. Е. И. Разумовского, А. С. Строганова и С. Г. Строганова, гр. Н. П. Шереметева, гр. И. И. Шувалова, кн. Н. Б. Юсупова и др.), также др.-рус. рукописей и книг (гр. А. И. Мусина-Пушкина); многие из них размещались в усадьбах. Одним из важнейших источников формирования коллекций являлась антикварная торговля, зародившаяся в С.-Петербурге в 1760-е гг. и в Москве в 1780-е гг., также ярмарки (особенно Нижегородская).
В 19 в. интерес коллекционеров направлялся в значит. мере на собирание отеч. древностей (Н. П. Румянцев) и предметов иск-ва, археологии и этнографии (П. Ф. Карабанов, А. С. Уваров, А. Д. Чертков). Коллекционерами по-прежнему были мн. представители имп. фамилии, в т. ч. Александр III (основатель Русского музея), великие князья, но К. начали заниматься и мн. представители буржуазии и разночинной интеллигенции. Возникли первые собрания рус. живописи (Ф. И. Прянишникова, Н. Д. Быкова, П. П. Свиньина, А. Р. Томилова), графики (Ф. Ф. Вигеля и др.). Ряд частных коллекций 19 – нач. 20 вв. был положен в основу крупнейших худож. музеев России того времени – Третьяковской галереи в Москве (собрание П. М. Третьякова), Театрального музея в Москве (собрание А. А. Бахрушина); после 1917 – Театрального музея в С.-Петербурге (коллекции И. Ф. Горбунова, Л. И. Жевержеева и др.), Киевского музея зап. и вост. иск-ва (ныне Музей искусств им. Б. и В. Ханенко; собрание семьи Ханенко), Нового западного искусства музея в Москве (собрания С. И. Щукина, И. А. Морозова; музей расформирован в 1948) и др. Некоторые коллекции вошли в состав больших музеев – в т. ч. Д. П. Боткина, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, С. М. Третьякова и др. (европ. живопись), К. Т. Солдатёнкова, М. П. Боткина, С. С. Боткина, В. О. Гиршмана, А. А. Коровина и др. (рус. живопись), П. И. Щукина, А. П. Бахрушина, Н. Д. Бартрама и др. (этнография, рус. прикладное иск-во), П. Я. Дашкова (графика), А. В. Морозова (керамика), И. С. Остроухова (иконы, рус. живопись). На базе частных коллекций сформировался ряд крупных худож. музеев рос. провинции, существующих и поныне, – в Астрахани (собрание П. М. Догадина), Иркутске (собрание В. П. Сукачёва), Калуге (собрание Н. И. Васильева), Краснодаре (собрание Ф. А. Коваленко), Новочеркасске (собрание Н. Н. Дубовского), Пензе (собрание Н. Д. Селивёрстова), Серпухове (собрание А. В. Мараевой и Ю. В. Мерлина), Смоленске (собрание кн. М. К. Тенишевой), Феодосии (собрание И. К. Айвазовского) и др. Некоторые книжные собрания (напр., Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) стали основой крупнейших библиотек.
После Окт. революции 1917 целостность подавляющего числа частных собраний была нарушена; вещи из частных коллекций влились в фонды гос. музеев, архивов, библиотек. Однако традиция К. не прерывалась: издавались журналы («Среди коллекционеров», «Советский коллекционер» и др.), существовали общества коллекционеров. Среди коллекционеров 20 в. – И. С. Зильберштейн [рус. иск-во кон. 19 – нач. 20 вв.; был инициатором создания Музея личных коллекций (отдел ГМИИ)], П. Д. Корин (иконы), Г. Д. Костаки (рус. авангард, иконы), Ф. Е. Вишневский (рус. иск-во 1-й пол. 19 в.), Б. Н. Окунев (рус. иск-во 1-й пол. 20 в.), Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович, С. Т. Рихтер.