МОРЕ́ЛЛИ ДЖОВАННИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРЕ́ЛЛИ (Morelli; псевдонимы: Николас Шеффер, Nicolaus Schäffer; Иван Лермольев, Ivan Lermolieff) Джованни (25.2.1816, Верона – 28.2.1891, Бергамо), итал. историк иск-ва. Изучал медицину в университетах Германии, получил звание доктора, однако никогда не практиковал. Обучаясь в Париже в 1838–1840, начал писательскую карьеру и познакомился со знатоком и антикваром О. Мюндлером, ставшим его первым наставником в сфере иск-ва. В 1840 вернулся в Италию, где сблизился с А. Мандзони и участниками Рисорджименто, в 1850-е гг. – с лит. и политич. кругами Милана и Турина; приобретал произведения иск-ва для англ. коллекционеров (Ч. Истлейка, Дж. Хадсона, Г. Лайарда). После объединения Италии М. был избран депутатом от Бергамо (1861–70), в 1873 стал сенатором, уделял большое внимание совершенствованию законодательства, касающегося вывоза произведений иск-ва за рубеж, худож. образования, охраны памятников и развития музеев. Последний период своей жизни посвятил популяризации метода науч. знаточества.
Фундам. труды М., посвящённые итал. живописи в крупнейших нем. и итал. музеях, содержат сотни новых атрибуций, б. ч. которых разделяется и совр. исследователями. Науч. принципы М. сложились под сильным влиянием естеств.-науч. методов (в частности, методов сравнит. анатомии). В основе его атрибуций лежал анализ способов написания второстепенных элементов изображения (фаланги пальцев, мочки ушей и т. д.) или малозначит. деталей пейзажа, в которых, по мнению М., художник непосредственнее выражал свою индивидуальность, работая бессознательно (впоследствии З. Фрейд утверждал, что метод М. сходен с психоанализом). Сочинения М. оказали сильное влияние не только на его учеников (Г. Фриццони и др.); его метод получил широкое распространение в Великобритании и среди представителей венской школы искусствознания (Ю. фон Шлоссер), а также нашёл отражение в работах Б. Беренсона. Своё собрание итал. иск-ва завещал Академии Каррара в Бергамо.