ЗНАТО́ЧЕСТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗНАТО́ЧЕСТВО, направление и метод в искусствознании. З., как неотъемлемая составляющая коллекционирования произведений иск-ва, существовало с эпохи Возрождения (М. Микиэль, Дж. Вазари); широко распространилось в 17–18 вв., по мере развития частного собирательства и худож. рынка (напр., Ф. Бальдинуччи в Италии, Р. де Пиль во Франции, Дж. Ричардсон в Англии). Индивидуальный вкус, страстная любовь к иск-ву и отказ от академич. догматики в пользу непосредственного изучения произведений позволили знатокам, которые не были проф. историками иск-ва, существенно расширить границы этого предмета. С этих позиций барон К. Ф. Румор (Германия) изучал Высокое Возрождение в Италии, Т. Торе (Франция) открыл Я. Вермера, бр. Гонкур обратили внимание на немодную тогда франц. школу 18 в. (А. Ватто, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар), Э. Фромантен изучал Рембрандта и голл. живопись 17 в. В духе З. изучали итал. живопись Дж. Кроу (Англия) и Дж. Б. Кавальказелле (Италия), а также А. Вентури и Л. Вентури.
Как науч. направление З. сложилось во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., в период формирования нац. музеев во Франции, Германии, Великобритании и др. европ. странах, бурного развития худож. рынка. На данном этапе наиболее остро стояла проблема атрибуций произведений иск-ва: определения авторства, времени и места создания, отделения работ мастера от стилистически близких работ его предшественников, современников и последователей. Один из первых проф. знатоков, итал. живописец Дж. Морелли (публиковавшийся под псевд. Иван Лермольефф), медик по образованию, разрабатывал метод атрибуций, основанный на анализе незначит. деталей (форма ногтя, мочка уха и т. д.), в которых, по его мнению, инстинктивно обнаруживает себя индивидуальность художника. Знатоки следующего поколения в большинстве своём критически относились к методу Морелли, считая его слишком упрощённым и механистическим. По словам М. Фридлендера, от того, «чем автор выдаёт себя», знатоки обратились к тому, «в чём он себя проявляет», т. е. от разбора отд. деталей они перешли к анализу целостного впечатления от картины. Не пренебрегая документальными свидетельствами и возможностями технич. экспертизы, знатоки всегда отдавали предпочтение «суждению глаза» – субъективной визуальной оценке, полагая, что человеческий глаз остаётся наиболее совершенным инструментом для изучения иск-ва. З. – единственное направление, которое рассматривало вопрос о худож. качестве как науч. проблему, подчёркивая роль интуитивного и бессознательного в восприятии иск-ва. Крупнейшие знатоки были либо директорами музеев, активно формировавшими коллекции (в Берлине – В. Боде и М. Фридлендер, в Лондоне – Дж. Поуп-Хеннесси), либо частными собирателями и экспертами худож. рынка (Б. Беренсон в США и Италии, Р. Лонги в Италии); Ж. Вильденштейн (США) был потомственным торговцем картинами. Усилиями знатоков был определён корпус работ многих уже известных художников, открыты новые имена. З. заложило основы музейной деятельности, систематич. изучения памятников иск-ва, ввело в науч. оборот целые пласты худож. наследия, неизвестные ранее, тем самым создав фундамент для дальнейшего изучения иск-ва представителями др. школ и направлений. В отеч. искусствознании элементы З. присутствовали в деятельности В. Н. Лазарева, В. Ф. Левинсона-Лессинга и некоторых др. учёных.