Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОСТА́КИ ГЕОРГИЙ ДИОНИСОВИЧ

Авторы: А. Костаки
Г. Д. Костаки. Портрет работы А. Т. Зверева. 1956. Частное собрание.

КОСТА́КИ (Кос­та­кис) Ге­ор­гий Дио­ни­со­вич [20.6(3.7).1913, Мо­ск­ва – 9.3.1990, Афи­ны], рос. кол­лек­цио­нер. Ро­дил­ся в се­мье греч. им­ми­гран­тов. Спец. об­разо­ва­ния не по­лу­чил; с 1931 ра­бо­тал в по­соль­ст­вах Гре­ции и Ка­на­ды в Мо­скве (со­хра­нял гра­ж­дан­ст­во Гре­ции). В мо­ло­до­сти ув­ле­кал­ся со­би­ра­тель­ст­вом фар­фо­ра, рус. се­реб­ра, ме­бе­ли, кар­тин «малых гол­ланд­цев»; с 1940 на­чал кол­лек­цио­ни­ровать рус. ико­ны 15–17 вв. По­сле 1946 К. на­чал фор­ми­ро­вать кол­лек­цию ра­бот рос. аван­гар­ди­стов (Н. С. Гон­ча­ро­вой, В. В. Кан­дин­ско­го, Г. Г. Клу­ци­са, И. В. Клю­на, М. Ф. Ла­рио­но­ва, Л. М. Ли­сиц­ко­го, К. С. Ма­ле­ви­ча, М. В. Ма­тю­ши­на, Л. С. По­по­вой, К. Н. Редь­ко, А. М. Род­чен­ко, В. Е. Тат­ли­на, П. Н. Фи­ло­но­ва, И. Г. Чаш­ни­ка, М. З. Ша­га­ла, А. Г. Яв­лен­ско­го и др.); мн. ра­бо­ты спас от унич­то­же­ния. Был так­же ме­це­на­том ху­дож­ни­ков рос. ан­дер­гра­ун­да (В. Г. Вейс­бер­га, А. Т. Зве­ре­ва, И. И. Ка­ба­ко­ва, Д. М. Крас­но­пев­це­ва, Э. И. Не­из­вест­но­го, В. Н. Не­му­хи­на, О. Я. Ра­би­на, О. Н. Цел­ко­ва и мн. др.). Круп­ней­шее в ми­ре ча­ст­ное со­б­ра­ние ху­дож­ни­ков рос. аван­гар­да, при­над­ле­жав­шее К., ста­ло сво­его ро­да му­зе­ем, дос­туп­ность ко­то­ро­го име­ла ог­ром­ное куль­тур­ное зна­че­ние в го­ды, ко­гда ра­бо­ты прак­ти­че­ски всех на­зван­ных ху­дож­ни­ков не­воз­мож­но бы­ло уви­деть в му­зе­ях СССР. С коллекцией мог­ли зна­ко­мить­ся ис­то­ри­ки иск-ва, сту­ден­ты, лич­ные гос­ти хо­зяи­на (сре­ди них – И. Ф. Стра­вин­ский, М. З. Ша­гал, М. Ан­то­нио­ни, А. Ски­ра, А. Вай­да, Д. Рок­фел­лер); кар­ти­ны из со­б­ра­ния К. не­ред­ко экс­по­ни­ро­ва­лись на за­ру­беж­ных вы­став­ках.

К. не­од­но­крат­но пред­ла­гал (без­ре­зуль­тат­но) Мин-ву куль­ту­ры СССР на ос­но­ве сво­ей кол­лек­ции соз­дать Му­зе­й совр. иск-ва в Мо­ск­ве. Пе­ред отъ­ез­дом с семь­ёй на по­сто­ян­ное жи­тель­ст­во в Гре­цию (1978) К. по­да­рил ГТГ бóль­шую (ок. 80%) и луч­шую часть сво­ей кол­лек­ции; всё со­б­ра­ние икон бы­ло по­да­ре­но им Центр. му­зею др.-рус. куль­ту­ры и иск-ва им. Ан­д­рея Руб­лё­ва. В 1995–1996 со­стоя­лась вы­став­ка вы­ве­зен­ной час­ти кол­лек­ции К. с до­бав­ле­ни­ем 100 са­мых зна­чит. ра­бот из ГТГ. По­сле смер­ти К. ос­та­вав­шая­ся у се­мьи часть кол­лек­ции бы­ла при­об­ре­те­на пра­ви­тель­ст­вом Гре­ции и на­хо­дит­ся в Му­зее совр. иск-ва (Кол­лек­ция Кос­та­ки) в г. Са­ло­ни­ки.

Соч.: Мой Аван­гард. Вос­по­ми­на­ния кол­лек­цио­не­ра. М., 1993.

Лит.: Werke aus der Sammlung Costakis: ru­ssische Avantgarde, 1910–1930. (Kat.). Düs­sel­dorf, 1977; Russian Avant-garde art: the G. Cos­takis collection / Ed. A. Z. Rudenstine. L., 1981; Rowell M., Rudenstine A. Z. Art of the Avant-garde in Russia: selections from the G. Costakis collection. N. Y., 1981; Roberts P. G. Costakis: a Russian life in art. N. Y., 1994; Russian Avant-garde 1910–1930. The G. Cos­takis collection. Athens, 1995. Vol. 1–2.

Вернуться к началу