Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАТА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 698-699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАТА́РЫ (са­мо­на­зва­ния – та­тар, та­тар­лар), тюр­коя­зыч­ный на­род, вто­рой по чис­лен­но­сти на­род Рос­сии. Чис­лен­ность 5,3 млн. чел. (2010, пе­ре­пись). Вы­де­ляют­ся три осн. эт­но­тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы: вол­го-ураль­ские Т., ас­т­ра­хан­ские Т. и та­та­ры си­бир­ские. Вол­го-ураль­ские Т. со­став­ля­ют осн. на­се­ле­ние Та­тар­ста­на (св. 2 млн. чел.); об­ра­зу­ют так­же ком­пакт­ные груп­пы: че­пец­кие (ка­рин­ские) Т. на се­ве­ре Уд­мур­тии (98,8 тыс. чел.) и вос­то­ке Ки­ров­ской обл. (36,5 тыс. чел.); ка­си­мов­ские Т. в Ря­зан­ской обл. (4,9 тыс. чел.); ми­ша­ри в Ни­же­го­род­ской обл. (44,1 тыс. чел.), Мор­до­вии (43,4 тыс. чел.), Пен­зен­ской (86,4 тыс. чел.) и Уль­я­нов­ской (149,9 тыс. чел.) об­ла­стях, в Ма­рий Эл (38,4 тыс. чел.), Чу­ва­шии (34,2 тыс. чел.), Са­ра­тов­ской (52,9 тыс. чел.), Са­мар­ской (126,1 тыс. чел.) об­ла­стях; при­ураль­ские Т. на юге Перм­ско­го края (115,5 тыс. чел.), за­па­де и се­ве­ре Баш­кор­то­ста­на (св. 1 млн. чел.), в Орен­бург­ской (151,5 тыс. чел.), Че­ля­бин­ской (180,9 тыс. чел.), Кур­ган­ской (св. 17 тыс. чел.), Сверд­лов­ской (143,8 тыс. чел.) об­лас­тях; сре­ди них вы­де­ля­ет­ся так­же эт­но­кон­фес­сио­наль­ная груп­па кря­шен. Ас­т­ра­хан­ские Т. в Ас­т­ра­хан­ской обл. (60,5 тыс. чел.) и на юго-вос­то­ке Вол­го­град­ской обл. (24,6 тыс. чел., в осн. в Ле­нин­ском и Свет­ло­яр­ском рай­онах) де­лят­ся на под­груп­пы ала­бу­гат­ских, юр­тов­ских Т. и ка­ра­га­шей; близ­ки к но­гай­цам. Си­бир­ские Т. жи­вут в Тю­мен­ской обл. (240 тыс. чел.), в т. ч. 108,9 тыс. чел. в Хан­ты-Ман­сий­ском ав­то­ном­ном окр., в Ом­ской (41,9 тыс. чел.), Но­во­си­бир­ской (24,2 тыс. чел.), Том­ской (св. 17 тыс. чел.), Ке­ме­ров­ской (40,2 тыс. чел.) об­лас­тях, в Крас­но­яр­ском крае (34,8 тыс. чел.). Жи­вут так­же в Мо­ск­ве (149 тыс. чел.) и Моск. обл. (56,2 тыс. чел.), С.-Пе­тер­бур­ге (30,9 тыс. чел.), за пре­де­ла­ми РФ – в Ка­зах­ста­не (204,2 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Уз­бе­ки­ста­не (св. 200 тыс. чел. – 2013, оцен­ка), на Ук­раи­не (73,3 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), в Азер­бай­джа­не (25,9 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Турк­ме­нии (36,4 тыс. чел. – 1995, пе­ре­пись), Кир­ги­зии (31,5 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), Тад­жи­ки­ста­не (6,5 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись). Го­во­рят на та­тар­ском язы­ке, си­бир­ские Т. – на си­бир­ско-та­тар­ском язы­ке, ас­т­ра­хан­ские – на ала­бу­гат­ских та­тар язы­ке и ас­т­ра­хан­ских но­гай­цев-ка­ра­га­шей язы­ке; рас­про­стра­нён рус. яз. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Тер­мин «Т.» поя­вил­ся у тюрк. и монг. на­ро­дов в 6–8 вв. Т. сфор­ми­ро­ва­лись в про­цес­се кон­со­ли­да­ции тюрк. на­се­ле­ния Вост. Ев­ро­пы (Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, ко­чев­ни­ков юж.-рус. сте­пей), При­ура­лья и Юж. Си­би­ри с вы­ход­ца­ми из Центр. Азии пе­рио­да мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, в осн. кип­ча­ка­ми; ими бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны и мно­гочисл. груп­пы не­тюрк­ско­го на­се­ле­ния. В ср.-век. кит., ара­бо-перс. и рус. тра­ди­ции «Т.» на­зы­ва­лись на­се­ле­ние и вой­ско Зо­ло­той Ор­ды, в хан­ст­вах, об­ра­зо­вав­ших­ся по­сле рас­па­да Зо­ло­той Ор­ды, – во­ен­но-слу­жи­лое со­сло­вие, в осн. кип­ча­ко-но­гай­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. В пре­де­лах этих го­су­дарств сло­жи­лись совр. эт­но­тер­ри­то­ри­аль­ные груп­пы Т.: в Вол­го-Ураль­ском ре­гио­не – ка­зан­ских Т. (см. в стать­ях Ка­зан­ское хан­ст­во, Та­тар­стан), ка­си­мов­ских Т. и ми­ша­рей (см. Ка­си­мов­ское цар­ст­во), в Ниж­нем По­вол­жье – ас­т­ра­хан­ских Т. (см. Ас­т­ра­хан­ское хан­ст­во), в Зап. Си­би­ри – си­бир­ских Т. (см. Си­бир­ское хан­ст­во); как осо­бый на­род сфор­ми­ро­ва­лись крым­ские та­та­ры. Сре­ди ка­зан­ских Т. вы­де­ля­ют­ся эт­но­гра­фич. груп­пы че­пец­ких Т. (близ­ки к бе­сер­мя­нам) и Т. При­ура­лья и За­ура­лья: перм­ские Т., теп­тя­ри, ич­кин­ские Т. (Шад­рин­ский у. Перм­ской губ. и Че­ля­бин­ский у. Орен­бург­ской губ.) и др.; в кон. 18 в. бы­ли при­пи­са­ны к ме­ще­ряц­ким и башк. кан­то­нам и на­зы­ва­лись баш­ки­ра­ми и ми­ша­ря­ми. В 16–18 вв. эти груп­пы кон­со­ли­ди­ро­ва­лись в еди­ный эт­нос вол­го-ураль­ских Т. В ка­че­ст­ве са­мо­на­зва­ния упот­реб­ля­лись тер­ми­ны «Т.», «му­суль­ма­нин», «тю­рок». В Рос. им­пе­рии Т. на­зы­ва­лись так­же др. тюр­коя­зыч­ные на­ро­ды Рос­сии: ени­сей­ские, ми­ну­син­ские, или аба­кан­ские, Т. (совр. ха­ка­сы), чер­не­вые Т. (ту­ба­ла­ры), чу­лым­ские Т. (чу­лым­цы), куз­нец­кие Т. (шор­цы), бал­кар­ские Т. (бал­кар­цы) и др.

Тра­диц. куль­ту­ра вол­го-ураль­ских Т. ти­пич­на для на­ро­дов По­вол­жья и При­ура­лья (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие; в Юж. При­ура­лье боль­шое зна­че­ние име­ло ско­то­вод­ст­во (ло­ша­ди и мел­кий ро­га­тый скот). Бы­ло рас­про­стра­не­но от­ход­ни­чест­во, раз­ви­ты произ-во сук­на (ту­ла) и вой­ло­ка (из­го­тов­ле­ние кошм – ки­ез, ва­ля­ных са­пог – ки­ез шпек, пи­ма), пле­те­ние кру­жев, зо­лот­ное ши­тьё, бра­ное тка­чест­во, юве­лир­ное де­ло (че­кан­ка, скань). Жи­ли­ще (ой) в лес­ной зо­не сруб­ное (бу­ра), в Ок­ско-Сур­ском ме­ж­ду­ре­чье и юж. степ­ных рай­онах – са­ман­ное или тур­луч­ное, у ка­си­мов­ских Т. – час­то кир­пич­ное или с кир­пич­ным ниж­ним эта­жом или под­кле­том. К из­бе при­мы­ка­ют се­ни с вы­со­ким крыль­цом и ино­гда чис­тая из­ба. Внутр. пла­ни­ров­ка из­бы – сев.-рус., в ок­ско-сур­ском меж­ду­ре­чье – зап.-рус., в степ­ной по­лосе, у моль­ке­ев­ских кря­шен, мес­та­ми у ми­ша­рей – вост.-юж­но­рус. ти­па. Печь (мич) ста­вит­ся от­сту­пая от сте­ны сру­ба, обыч­но име­ет мень­шие раз­ме­ры и бо­лее низ­кий шес­ток, чем у рус­ских; сбо­ку от устья вма­зы­ва­ет­ся ко­тёл с отд. топ­кой и тя­гой в тру­бу. Вдоль пе­ред­ней час­ти из­бы уст­раи­ва­ли на­ры.

1 – Костюм лямбирской мишарки: рубаха (кюлмяк) с широкими оборками, камзол (бустрык) с короткими рукавами, головной убор, состоящий из волосника (в виде чепца с накосником), тастара и мягкой мон... Рис. Е. Н. Федорченко

Кос­тюм вклю­ча­ет шта­ны (ыш­тан) с ши­ро­ким ша­гом и ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху (кюл­мяк; у муж­чин обыч­но бе­лая с вы­шив­кой – ак-кюл­мяк, ни­ког­да не под­поя­сы­ва­лась; у жен­щин – обыч­но из кра­ше­ной или пе­стря­дин­ной тка­ни). Жен­ская ру­ба­ха пер­во­на­чаль­но длин­ная (то­таш то­лып­лы кюл­мяк), с 19 в. – с широ­кой обор­кой по по­до­лу (так­кан итек­ле кюл­мяк), от­рез­ная, с ши­ро­ким во­ла­ном по та­лии (эс­ке итек­ле кюл­мяк), со ско­шен­ны­ми пле­ча­ми и прой­ма­ми, при­та­лен­ным ли­фом (буй, кы­са) и при­сбо­рен­ной юб­кой (штек) или на ко­кет­ке. Свер­ху на­де­ва­ли бо­га­то ук­ра­шен­ный на­груд­ник, че­рес­плеч­ную пе­ре­вязь с за­ши­тым из­ре­че­ни­ем из Ко­ра­на, вы­ши­тый пе­ред­ник. Верх­няя рас­паш­ная оде­ж­да (жи­лен, чик­мен, кам­зол, беш­мет, ка­за­кин, ер­мек, кап­тал, ар­ха­лык и др.) ле­во­за­паш­ная дву­борт­ная. Муж­ской го­лов­ной убор – по­лу­сфе­рич. ша­поч­ка (тю­бе­тей), по­верх ко­то­рой на­де­ва­ли ме­хо­вую (бю­рек) ли­бо вой­лоч­ную шап­ку или чал­му; в 19 в. в гор. сре­де рас­про­стра­ни­лась ша­поч­ка ти­па фес­ки (кя­ля­пюш). Де­вуш­ки но­си­ли ша­поч­ку (такъя, кол­вак, кя­бец) или меш­ко­об­раз­ный кол­пак (кал­фак). Жен­ский убор вклю­чал во­лос­ник, по­кры­ва­ло (тас­тар) и по­верх не­го – по­ло­тен­ча­тый убор, мо­нет­ную шап­ку, ма­тер­ча­тую шап­ку и др. Ха­рак­тер­ны вы­со­кий ци­лин­д­рич. сва­деб­ный го­лов­ной убор ка­ра­га­шек (сау­ке­ле) (см. илл. к ст. Ка­ра­га­ши); мо­нет­ные го­лов­ные ук­ра­ше­ния у кря­ше­нок и не­ко­то­рых групп ми­ша­рей и др.

Устное творчество

Осо­бен­но­сти муз. сти­ли­сти­ки отд. ви­дов (жан­ров, форм) фольк­ло­ра раз­лич­ны у раз­ных эт­но­конфес­сио­наль­ных групп Т. Ос­но­ва тра­диц. му­зы­ки – монодия­, пре­им. соль­ная; в совр. прак­ти­ке пес­ни час­то ис­пол­ня­ют­ся под гар­мо­ни­ку. Ха­рак­тер­на ан­ге­ми­тон­ная пентатоника­. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные пе­сен­ные фор­мы: озын-кюй (про­тяж­ные ли­рич. и ли­ро-эпич. пес­ни), кыс­ка-кюй (ско­рые пес­ни с чёт­ким рит­мом, в т. ч. так­мак – пля­со­вые и иг­ро­вые пес­ни вро­де час­ту­шек). Ли­ро-эпич. 2-строч­ные баи­ты бы­ту­ют в письм. и уст­ной тра­ди­ции с ме­ло­ди­ей и без ме­ло­дии. Тра­диц. муз. ин­стру­мен­ты: думб­ра (струн­ный щип­ко­вый), гус­ле/гос­ля (шле­мо­вид­ные гус­ли), ку­быз (вар­ган), ку­рай (от­кры­тая флей­та), сор­най (ду­хо­вой языч­ко­вый); ши­ро­ко рас­про­стра­не­на гар­мо­ни­ка.

Лит.: Ис­ха­ко­ва-Вам­ба Р. А. На­род­ные пес­ни ка­зан­ских та­тар кресть­ян­ской и го­род­ской тра­ди­ции. Ка­зань, 1976; она же. Та­тар­ское на­род­ное му­зы­каль­ное твор­чест­во: (Тра­ди­ци­он­ный фольк­лор). Ка­зань, 1997; Ниг­мед­зя­нов М. Н. На­род­ные пес­ни волж­ских та­тар. М., 1982; Ас­т­ра­хан­ские та­та­ры. Ка­зань, 1992; Та­та­ры. М., 2001.

Вернуться к началу