ТАТА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАТА́РЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. Численность 5,3 млн. чел. (2010, перепись). Выделяются три осн. этнотерриториальные группы: волго-уральские Т., астраханские Т. и татары сибирские. Волго-уральские Т. составляют осн. население Татарстана (св. 2 млн. чел.); образуют также компактные группы: чепецкие (каринские) Т. на севере Удмуртии (98,8 тыс. чел.) и востоке Кировской обл. (36,5 тыс. чел.); касимовские Т. в Рязанской обл. (4,9 тыс. чел.); мишари в Нижегородской обл. (44,1 тыс. чел.), Мордовии (43,4 тыс. чел.), Пензенской (86,4 тыс. чел.) и Ульяновской (149,9 тыс. чел.) областях, в Марий Эл (38,4 тыс. чел.), Чувашии (34,2 тыс. чел.), Саратовской (52,9 тыс. чел.), Самарской (126,1 тыс. чел.) областях; приуральские Т. на юге Пермского края (115,5 тыс. чел.), западе и севере Башкортостана (св. 1 млн. чел.), в Оренбургской (151,5 тыс. чел.), Челябинской (180,9 тыс. чел.), Курганской (св. 17 тыс. чел.), Свердловской (143,8 тыс. чел.) областях; среди них выделяется также этноконфессиональная группа кряшен. Астраханские Т. в Астраханской обл. (60,5 тыс. чел.) и на юго-востоке Волгоградской обл. (24,6 тыс. чел., в осн. в Ленинском и Светлоярском районах) делятся на подгруппы алабугатских, юртовских Т. и карагашей; близки к ногайцам. Сибирские Т. живут в Тюменской обл. (240 тыс. чел.), в т. ч. 108,9 тыс. чел. в Ханты-Мансийском автономном окр., в Омской (41,9 тыс. чел.), Новосибирской (24,2 тыс. чел.), Томской (св. 17 тыс. чел.), Кемеровской (40,2 тыс. чел.) областях, в Красноярском крае (34,8 тыс. чел.). Живут также в Москве (149 тыс. чел.) и Моск. обл. (56,2 тыс. чел.), С.-Петербурге (30,9 тыс. чел.), за пределами РФ – в Казахстане (204,2 тыс. чел. – 2009, перепись), Узбекистане (св. 200 тыс. чел. – 2013, оценка), на Украине (73,3 тыс. чел. – 2001, перепись), в Азербайджане (25,9 тыс. чел. – 2009, перепись), Туркмении (36,4 тыс. чел. – 1995, перепись), Киргизии (31,5 тыс. чел. – 2009, перепись), Таджикистане (6,5 тыс. чел. – 2010, перепись). Говорят на татарском языке, сибирские Т. – на сибирско-татарском языке, астраханские – на алабугатских татар языке и астраханских ногайцев-карагашей языке; распространён рус. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.
Термин «Т.» появился у тюрк. и монг. народов в 6–8 вв. Т. сформировались в процессе консолидации тюрк. населения Вост. Европы (Булгарии Волжско-Камской, кочевников юж.-рус. степей), Приуралья и Юж. Сибири с выходцами из Центр. Азии периода монголо-татарского нашествия, в осн. кипчаками; ими были ассимилированы и многочисл. группы нетюркского населения. В ср.-век. кит., арабо-перс. и рус. традиции «Т.» назывались население и войско Золотой Орды, в ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, – военно-служилое сословие, в осн. кипчако-ногайского происхождения. В пределах этих государств сложились совр. этнотерриториальные группы Т.: в Волго-Уральском регионе – казанских Т. (см. в статьях Казанское ханство, Татарстан), касимовских Т. и мишарей (см. Касимовское царство), в Нижнем Поволжье – астраханских Т. (см. Астраханское ханство), в Зап. Сибири – сибирских Т. (см. Сибирское ханство); как особый народ сформировались крымские татары. Среди казанских Т. выделяются этнографич. группы чепецких Т. (близки к бесермянам) и Т. Приуралья и Зауралья: пермские Т., тептяри, ичкинские Т. (Шадринский у. Пермской губ. и Челябинский у. Оренбургской губ.) и др.; в кон. 18 в. были приписаны к мещеряцким и башк. кантонам и назывались башкирами и мишарями. В 16–18 вв. эти группы консолидировались в единый этнос волго-уральских Т. В качестве самоназвания употреблялись термины «Т.», «мусульманин», «тюрок». В Рос. империи Т. назывались также др. тюркоязычные народы России: енисейские, минусинские, или абаканские, Т. (совр. хакасы), черневые Т. (тубалары), чулымские Т. (чулымцы), кузнецкие Т. (шорцы), балкарские Т. (балкарцы) и др.
Традиц. культура волго-уральских Т. типична для народов Поволжья и Приуралья (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). Осн. занятия – пашенное земледелие; в Юж. Приуралье большое значение имело скотоводство (лошади и мелкий рогатый скот). Было распространено отходничество, развиты произ-во сукна (тула) и войлока (изготовление кошм – киез, валяных сапог – киез шпек, пима), плетение кружев, золотное шитьё, браное ткачество, ювелирное дело (чеканка, скань). Жилище (ой) в лесной зоне срубное (бура), в Окско-Сурском междуречье и юж. степных районах – саманное или турлучное, у касимовских Т. – часто кирпичное или с кирпичным нижним этажом или подклетом. К избе примыкают сени с высоким крыльцом и иногда чистая изба. Внутр. планировка избы – сев.-рус., в окско-сурском междуречье – зап.-рус., в степной полосе, у молькеевских кряшен, местами у мишарей – вост.-южнорус. типа. Печь (мич) ставится отступая от стены сруба, обычно имеет меньшие размеры и более низкий шесток, чем у русских; сбоку от устья вмазывается котёл с отд. топкой и тягой в трубу. Вдоль передней части избы устраивали нары.
Костюм включает штаны (ыштан) с широким шагом и туникообразную рубаху (кюлмяк; у мужчин обычно белая с вышивкой – ак-кюлмяк, никогда не подпоясывалась; у женщин – обычно из крашеной или пестрядинной ткани). Женская рубаха первоначально длинная (тоташ толыплы кюлмяк), с 19 в. – с широкой оборкой по подолу (таккан итекле кюлмяк), отрезная, с широким воланом по талии (эске итекле кюлмяк), со скошенными плечами и проймами, приталенным лифом (буй, кыса) и присборенной юбкой (штек) или на кокетке. Сверху надевали богато украшенный нагрудник, чересплечную перевязь с зашитым изречением из Корана, вышитый передник. Верхняя распашная одежда (жилен, чикмен, камзол, бешмет, казакин, ермек, каптал, архалык и др.) левозапашная двубортная. Мужской головной убор – полусферич. шапочка (тюбетей), поверх которой надевали меховую (бюрек) либо войлочную шапку или чалму; в 19 в. в гор. среде распространилась шапочка типа фески (кяляпюш). Девушки носили шапочку (такъя, колвак, кябец) или мешкообразный колпак (калфак). Женский убор включал волосник, покрывало (тастар) и поверх него – полотенчатый убор, монетную шапку, матерчатую шапку и др. Характерны высокий цилиндрич. свадебный головной убор карагашек (саукеле) (см. илл. к ст. Карагаши); монетные головные украшения у кряшенок и некоторых групп мишарей и др.
Устное творчество
Особенности муз. стилистики отд. видов (жанров, форм) фольклора различны у разных этноконфессиональных групп Т. Основа традиц. музыки – монодия, преим. сольная; в совр. практике песни часто исполняются под гармонику. Характерна ангемитонная пентатоника. Наиболее распространённые песенные формы: озын-кюй (протяжные лирич. и лиро-эпич. песни), кыска-кюй (скорые песни с чётким ритмом, в т. ч. такмак – плясовые и игровые песни вроде частушек). Лиро-эпич. 2-строчные баиты бытуют в письм. и устной традиции с мелодией и без мелодии. Традиц. муз. инструменты: думбра (струнный щипковый), гусле/госля (шлемовидные гусли), кубыз (варган), курай (открытая флейта), сорнай (духовой язычковый); широко распространена гармоника.