Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАГА́ШИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Ш. Идрисов
Музей Растопуловской средней школы им. А. Джанибекова Празднование 200-летия Сеитовки. 1988.

КАРАГА́ШИ (ногайцы-карагаши, самоназвание карагаш-ногайлар, от карагаш – чёрное дерево; тат. карагачи, устар. кундровские татары), этническая группа астраханских ногайцев. Числ. 6–7 тыс. чел. (2010, оценка; по переписи 2010 — 16 чел., остальные причислили себя к ногайцам и татарам). Компактно проживают в Красноярском р-не, с. Лапас Харабалинского р-на, с. Растопуловка Приволжского р-на Астраханской обл. и пригородных посёлках Астрахани – Кири-Кили, Свободный, Янго-Аул и микрорайоне имени Бабаевского. Сохраняют карагашский диалект ногайского яз. (см. Астраханских ногайцев-карагашей язык), говорят также на литературном ногайском, казах., тат. и рус. яз. Сунниты ханафитского мазхаба.

Костюм карагашской невесты. Астраханский государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник. АГОИАМЗ

Про­ис­хо­ж­де­ние К. свя­за­но с Ма­лой Но­гай­ской Ор­дой (Ка­зы­ев улус), ко­то­рая в сер. 16 в. от­де­ли­лась от др. но­гайцев Вол­ги и Ура­ла и пе­ре­се­ли­лась на Сев. Кав­каз. По пре­да­ни­ям, К. ко­че­ва­ли то­гда в рай­оне совр. г. Пя­ти­горск. В 1720–40-х гг. вме­сте с др. ногай­ца­ми Ма­лой Но­гай­ской Ор­ды бы­ли под­чи­не­ны кал­мы­ка­ми и до кон. 18 в. ко­че­ва­ли в пре­де­лах Кал­мыц­ко­го хан­ст­ва. В 1771 по­сле ли­к­ви­да­ции Кал­мыц­ко­го хан­ст­ва бы­ли оставле­ны в Крас­но­яр­ском у. Ас­т­ра­хан­ской губ., в офиц. до­ку­мен­тах упо­ми­на­ют­ся как кундров­ские та­та­ры. В 1788 бы­ли об­ра­зо­ва­ны два се­ле­ния К. – Сеи­тов­ка и Хо­же­та­ев­ка, во 2-й пол. 19 в. – др. по­се­ле­ния на ле­во­бе­ре­жье Вол­ги, в нач. 20 в. – в ок­ре­ст­но­стях Астраха­ни. Де­ли­лись на ро­ды, объе­ди­няв­шие­ся в 4 пле­ме­ни (куб): най­ман, ас, ман­гыт и от­де­лив­шие­ся от най­ма­нов то­бет­пес. Ка­ж­дый род управ­лял­ся со­ве­том ста­рей­шин (маслагат), имел свои ме­четь и ме­сто на клад­би­ще, там­гу и бое­вой клич. Отд. ро­ды в со­ста­ве К. об­ра­зо­вы­ва­ли ко­че­вав­шие вме­сте с К. ман­гыш­лак­ские турк­ме­ны (тур­кпен) и ка­зан­ские та­та­ры (кал­пак), в кон. 18 – нач. 19 вв. слу­жив­шие в Рос. ар­мии, за­тем по­се­лив­шие­ся в ка­зах­ской Бу­ке­ев­ской Ор­де и во 2-й пол. 19 в. при­пи­сан­ные к об­ще­ст­ву К. Не­ко­то­рые груп­пы К., тес­но свя­зан­ные с ка­за­ха­ми Бу­ке­евской Ор­ды, ис­пы­та­ли влия­ние ка­зах. яз. и куль­ту­ры; во 2-й четв. – сер. 19 в. пе­ре­се­ли­лись к селу Хан­ская Став­ка [ны­не селение Ур­да (Хан-Ордасы) Запад­но-Ка­зах­стан­ской обл., Ка­зах­стан]. С 1926 в пе­ре­пи­сях К. от­но­си­лись к та­та­рам, в шко­лах пре­по­да­ва­ние ве­лось на тат. яз., с 1964 – на рус­ском. С кон. 1980-х гг. у К. идёт про­цесс воз­ро­ж­де­ния са­мо­соз­на­ния и но­гай­ской куль­ту­ры, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся тес­ные контак­ты с но­гай­ца­ми Сев. Кав­ка­за. В 1990-х гг. в шко­лах вве­де­но пре­по­да­ва­ние но­гай­ского язы­ка и ли­те­ра­ту­ры. В 1990 в Ас­т­ра­ха­ни соз­да­но Об-во но­гай­ской куль­ту­ры Астрахан­ской обл. «Бир­лик», в 2003 – Мо­ло­дёж­ный центр но­гай­ской куль­ту­ры «Эди­ге». Про­водят­ся ежегод­ные меж­ре­гио­наль­ные Джа­ни­бе­ков­ские чте­ния, Дни но­гай­ской культуры, соз­да­ют­ся пе­сен­ные и тан­це­валь­ные кол­лек­ти­вы. Раз­ра­бот­ка га­зо­во­го ме­сто­рож­де­ния в рай­оне компакт­но­го про­жи­ва­ния К. при­ве­ла к не­об­хо­ди­мо­сти их пе­ре­се­ле­ния из са­ни­тар­но-защитной зо­ны и, как след­ст­вие, к ус­ко­ре­нию ас­си­ми­ля­ции.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. С кон. 19 в. раз­ви­ва­ет­ся ово­ще­вод­ст­во, с нач. 20 в. – рыболовст­во. С кол­лек­ти­ви­за­ци­ей кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. К. на­силь­ст­вен­но пе­ре­во­дят на осед­лость, ры­бо­лов­ст­во ста­но­вит­ся осн. за­ня­ти­ем. Со­хра­ня­ет­ся иск-во из­го­тов­ле­ния тю­фя­ков (мнде­ров) в шёл­ко­вых чех­лах с ап­пли­ка­ци­ей (кар­га тел). До 1970-х гг. де­ла­ли вой­лоч­ные ков­ры-кии­зы (кий­ез). Калм. влия­ние про­сле­жи­ва­ет­ся в ти­пе раз­бор­ной юр­ты (ка­раш ий). Характер­ны жен­ские го­лов­ной убор мез­бек и боб­ро­вая шап­ка. Де­вуш­ки до 1930-х гг. но­си­ли серь­гу в пра­вой ноз­д­ре (ал­ка). Бы­ли распро­стра­не­ны эле­мен­ты тат. оде­ж­ды (напр., жен­ская рас­пис­ная обувь или муж­ские тю­бе­тей­ки), узб. ха­ла­ты и тка­ни для жен­ской оде­ж­ды. Со­хра­ня­ют­ся блю­да но­гай­ской кух­ни и осо­бен­но­сти сва­деб­но­го об­ря­да. Эпич. и бы­то­вые пес­ни (джыр, озын но­гай джыр) ис­пол­ня­ют­ся муж­чи­на­ми (без со­про­во­ж­де­ния). Из­вест­ные пев­цы: Кур­бан-Га­зи из Кер­мен­чи­ка, Мам­бет Кыр­ки­ле (кон. 19 – нач. 20 вв.), Аб­дул­ла Ша­му­ков (1911–91) из с. Ла­пас. В 20 в. бы­ли за­им­ст­во­ва­ны эле­мен­ты тат. пе­сен­но­го и танцеваль­но­го фольк­ло­ра. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – гар­мо­ни­ка (саз, преж­нее назв. ко­быз) и бу­бен (ка­бал); до кон. 1990-х гг. со­храня­лась тра­ди­ция иг­ры на дом­бре. Рас­про­стра­не­но по­чи­та­ние су­фий­ско­го ау­лья (мес­та по­гре­бе­ния) Се­ит Ба­ба Хо­же­тай­лы на клад­би­ще у с. Ма­лый Арал Крас­но­яр­ско­го р-на. Из К. вы­шли вид­ные дея­те­ли про­све­ти­тель­ст­ва: А. И. Уме­ров (Гу­ма­ри) (1867–1933) – ре­лиг. дея­тель, про­по­вед­ник идей джа­ди­диз­ма в Ас­т­ра­хан­ском крае; А.-Х. Ш. Джа­ни­бе­ков (1879–1955), занимав­ший­ся сбо­ром фольк­ло­ра и эт­но­гра­фи­ей но­гай­цев, уча­ст­во­вав­ший в со­зда­нии совр. но­гай­ской пись­мен­но­сти.

Лит.: Не­боль­син П. И. Очер­ки Волж­ско­го Ни­зо­вья. 5. Кун­д­ров­ские та­та­ры // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел. 1852. Ч. 38. Кн. 6; Пят­ниц­кий В. Ка­ра­га­чи (по ма­те­риа­лам по­езд­ки в 1927 г.) // Зем­ле­ве­де­ние. Гео­гра­фи­че­ский жур­нал им. Д. Н. Ану­чи­на. 1930. Т. 32. Вып. 3–4; Вик­то­рин В. М. К эт­ни­че­ской ис­то­рии ка­ра­га­шей // По­волж­ский край. Са­ра­тов, 1983. Вып. 8; Арс­ла­нов Л. Ш. Язык ка­ра­га­шей-но­гай­цев Ас­т­ра­хан­ской об­лас­ти. На­бе­реж­ные Чел­ны, 1992; Ид­ри­сов Э. Ш. К эт­но­куль­тур­но­му раз­ви­тию но­гай­цев-ка­ра­га­шей // Тра­ди­ции жи­вая нить (сбор­ник ма­те­риа­лов по эт­но­гра­фии Ас­т­ра­хан­ско­го края). Ас­т­ра­хань, 2005. Вып. 11.

  • КАРАГА́ШИ этническая группа ногайцев в Астраханской обл. (2009)
Вернуться к началу