НОГА́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОГА́ЙЦЫ (самоназвание – ногъайлар), тюркоязычный народ в России. Численность 103,7 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в степной части Северного Кавказа (Ногайская степь) на севере Дагестана [караногайцы – 40,4 тыс. чел.; в Ногайском районе и на юго-западе Тарумовского района, а также на Терско-Сулакской низменности (в Кизлярском и Бабаюртовском районах) и далее по побережью на юг до Махачкалы], востоке Ставропольского края (кумские Н. – 22 тыс. чел.; в осн. в Нефтекумском и Степновском районах), севере Карачаево-Черкесии (кубанские Н. – 15,7 тыс. чел., в осн. в Ногайском районе) и северо-востоке Чечни (3,4 тыс. чел., в осн. в Шелковском районе), а также в Астраханской области (карагаши – 7,6 тыс. чел.). Живут также в Турции, Казахстане, Средней Азии и др. Большинство говорит на ногайском языке, распространены также рус., кумыкский (гл. обр. среди аксай-сулакских Н.) и карачаево-балкарский (гл. обр. среди жителей Карачаево-Черкесии) языки. К Н. близки степные группы крымских татар, алабугатские и юртовские татары. Н. – мусульмане-сунниты.
Сформировались на основе остатков древнетюркских (хазаро-булгарских, азских, печенежских), а также куманских, кипчакских и монгольских племён, составивших население Ногайской Орды. Племя ногай известно в Дешт-и-Кипчаке с 12 в. Первые сведения о появлении Н. в сев.-кавказских степях в рус. источниках относятся к кон. 15 в., в сер. 16 в. на этой территории образовалась Малая Ногайская Орда, или Казыев улус. В 16–18 вв. малые ногаи кочевали в пределах Крымского ханства (отсюда группы, называемые ногаями или ногайцами, в составе степных крымских татар) и Северного Причерноморье, вплоть до низовьев Дуная на западе. В 1770–80-е гг. рос. правительство предложило Н. переселиться за Урал, их сопротивление переселению вызвало насильств. действия со стороны рос. войск (руководил операцией А. В. Суворов) и массовую эмиграцию Н. в Османскую империю, после чего степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа на долгие годы обезлюдели. На территории Н. были образованы Калаус-Саблинское (в верховьях реки Калаус, по верхней Куме и Подкумку), Калаус-Джамбойлуковское (в низовьях Калауса), Ачикулак-Джамбойлуковское (в Моздокской степи) и Караногайское (в Кизлярской степи) приставства. Н. продолжали сопротивление России и в 19 в., среди них получил распространение мюридизм. В результате эмиграции в Турцию после Кавказской войны 1817–64 остались Ачикулакское и Караногайское приставства, входившие в состав Ставропольской губернии и Терской области. В 1922 на 1-м съезде караногайского, ногайского и буркменского народа было решено присоединить Ачикулакский и Караногайский районы к Дагестанской АССР, в 1925–28 они входили в Кизлярский округ. В 1938 Кизлярский округ включён в состав Орджоникидзевского (с 1943 Ставропольский) края, в 1944 он был упразднён, а его районы переданы вновь образованной Грозненской обл. В 1957 её территория поделена между Ставропольским краем (Ачикулакский и Каясулинский районы, в 1965 объединённые в Нефтекумский район), Чечено-Ингушской АССР (Шелковской район) и Дагестаном (Караногайский, Тарумовский, Каргалинский, Кизлярский и Крайновский районы). С 1989 собираются Съезды ногайского народа, действует обществ. орг-ция «Бирлик».
Ногайское общество делилось (особенно среди кубанских Н.) на множество сословий: султаны, ханы, беки, мурзы, дворяне (уздени разных степеней), лично свободные (азат) и крепостные крестьяне (кул, джоллу-кул). Ногайские султаны из рода Гиреев пользовались почётом среди народов Сев. Кавказа. Н. – один из наименее урбанизированных народов России (28,6% гор. нас.). Традиц. культура типична для народов Сев. Кавказа с рядом черт, характерных для народов приуральских и казах. степей. Традиц. занятия – кочевое, ныне отгонное скотоводство (овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот, лошади; ногайская порода лошадей считалась одной из лучших степных пород) и земледелие (ячмень, просо, пшеница, местами – бахчевые и садовые культуры). Традиц. поселения – весенне-летние и летне-осенние (айлак, язлав) и зимние (юрт, аул) аулы вблизи засеянных полей, постепенно превращавшиеся в оседлые посёлки с саманными и турлучными постройками (уй) и полуземлянками (ерме-казы); существовали оседлые группы, расселявшиеся в городках и вокруг них. Ногайская юрта – большая разборная (терме) и малая неразборная (отав), в 19 в. использовавшаяся в осн. в свадебном обряде. Мужчины и женщины носили штаны (истан; мужские штаны отличались очень широким шагом за счёт широкой вставной полосы) и туникообразную рубаху (кьойлек), поверх неё – бешмет, мужчины – также безрукавку (къыспа), черкеску (ногайская черкеска шепкен по покрою и способу ношения приближалась к среднеазиатскому халату) и бурку (ямышы, ябынши), женщины – кафтан (къаптал, зыбын), прошитый узорной строчкой, с воротником-стойкой и откидными рукавами, часто со множеством серебряных украшений на груди; женщины повязывали рубаху длинным (до 2 м) тканым поясом (бильбау) концами назад. Головной убор у мужчин – папаха (в осн. невысокая, цилиндрич. формы), тюбетейка (топтай, нарядный вариант – арахсин); у женщин – чепец (силяуш) с серебряными украшениями на очелье (у терско-сулакских Н. с кон. 19 в. заменяется кумыкским чуткъу); поверх него – шапка (борк) с высоким меховым околышем и плоским стёганым дном (у молодых ногаек – красного цвета с нашитым крест-накрест галуном; с кон. 19 в. борк носили только замужние женщины среди караногайцев) и платок (тастар); до кон. 19 в. среди девушек была распространена тюбетейка (такъия). Традиц. пища в осн. мясо-молочная и мучная: мясо с лапшой (бесбармак), жареное мясо с луком (къувырдакъ), шашлык, колбаса (къазы, толтырма), пельмени (къазан боьрек), галушки (инъкал) и др.; напитки – кисломолочные (йоурт, кумыс, айран), «ногайский чай» (ногъай шай – отвар из трав с молоком, солью и маслом), буза, тёплый фруктовый напиток (сербет сув) и др.
У караногайцев существовали патрилинейные экзогамные родовые объединения, имевшие общую тамгу (куп); у терско-сулакских Н. экзогамия распространялась только на патрилатеральных родственников до 7-го колена (тукым). Браку предшествовала обязательная уплата калыма (калын). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу.
Устное творчество. Сохранились др.-тюрк. представления о верховном боге Тангри, боге грома Андир-Шопае, духах земли (ер иеси), воды (сув иеси), неба (кёк иеси), дома (уй иеси), злых духах (албасты, аздага, обырах) и др. До 20 в. бытовал 12-летний животный цикл. Фольклор включает сказки (эртигелер) – волшебные, о животных, бытовые; пословицы, поговорки, загадки; песни – героико-эпические (к древнейшему слою относятся «Амет, сын Айсыла», песни о богатырях «Шонла батыр», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Манаша» и др.), лирико-эпические (дастаны «Бозйигит», «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Тёлеген и Кыз-Йибек», «Ариз и Ханбер», «Шах-Исмаил», «Кунтуган и Колбике», «Тахир и Зухра» и др.), трудовые, обрядовые (календарные и семейные, в т. ч. песни свадебного обряда, женские похоронные плачи бозласу), лирические (любовные), «казацкие» (къазакъ йырлары) и др. Носители традиц. устной культуры – проф. певцы-сказители йырау, исполнители дастанов бахши, музыканты-инструменталисты домбраши (исполнители на 2-струнной щипковой домбре) и др. Среди др. муз. инструментов: струнный смычковый кыл-кобыз, продольная свистковая флейта сыбызгы, барабаны, трещотки, позднее – гармоника (кобыз), баян, гитара, мандолина. Самые ранние из известных нотных публикаций ногайских песен осуществлены в 1816–18 в Астрахани («Азиатский музыкальный журнал», издававшийся И. В. Добровольским). В сер. 20 в. возник лирико-бытовой муз. жанр – т. н. ногайский вальс.