БАЛКА́РЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛКА́РЦЫ (малкарлыла; самоназвание таулула – «горец»), тюркский народ в России (Кабардино-Балкария). Численность 112,9 тыс. чел., в т. ч. в Кабардино-Балкарии 108,6 тыс. чел. (2010, перепись). Живут также в Казахстане (1,8 тыс. чел., 2009, перепись) и Киргизии (1,3 тыс. чел., 2009, перепись). Выходцы из Балкарии проживают также в Турции, Сирии, Иордании, Египте, США, называя себя, как и часть старожилов Балкарии, карачаевцами. Общая численность ок. 125 тыс. чел. Говорят на карачаево-балкарском языке, распространён также рус. язык. Верующие – мусульмане-сунниты.
Имеют единое происхождение и культуру с карачаевцами. В их состав вошло кавказо-, ирано- и тюркоязычное (включая как архаич. булгаро-хазарский, так и печенежско-куманский пласты) население. Непосредственными предшественниками Б. и карачаевцев можно считать известные здесь в 10–14 вв. племена тюркоязычных аланов (аз-киши, хороучон, карача). В кон. 1-го – нач. 2-го тыс. в Балкарии распространяются христианство, ислам, отчасти – иудаизм; окончательно ислам утвердился в 17 в. У Б. существовали политические образования – «общества» (джамагат): Баксанское (река Баксан), Холамское и Безенгиевское (река Черек-Хуламский), Балкарское (река Черек-Балкарский), Чегемское (река Чегем). Было развито сословное деление, верхушку общества составляли князья (таубий, бий) и дворяне-уздени (уллу-уздени, сарайма-уздени и керти-уздени). Жизнь общества регламентировалась правовыми кодексами знати (къарачай джол-джорукъ, ёзден-тёреле, ёзденлик), морально-нравственными установлениями знати (къарча-намыс, бий-намыс) и народа (тау-адет, халкъ-намыс, или черкес-намыс).
В 1827 приняты в рос. подданство. В 1860–70-х гг. часть безземельных Б. поселена на равнине [сёла Гунделен (Кенделен), Хасаут и др.]. В 1918 в составе Горской АССР образован Карачаево-Балкарский округ, в 1921 в составе Горской АССР – Балкарский нац. округ. В дальнейшем адм. статус Балкарии неоднократно менялся (см. в ст. Кабардино-Балкария). В 1944 Б. депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, в 1957 б. ч. их вернулись на родину (см. в разделе Этнокультурные процессы и этническая политика в томе Россия).
Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Осн. занятия – отгонное скотоводство и террасное земледелие. Было развито произ-во сукна (особенно у баксанцев, чегемцев и хуламцев), войлока (в т. ч. кошм-киизов), бурок (особенно в сёлах Думала, Булунгу, Верхний Баксан), огнестрельного оружия, пороха и пуль (чегемцы), резьба по дереву. До 19 в. сохранялись наземные каменные жилища с плоской деревянно-земляной кровлей, опирающейся на столбы, открытым очагом и светодымовыми отверстиями в потолке, боевые башни (къала), склепы (кешене), погребения в каменных ящиках (шыякы); у баксанцев и чегемцев известны уникальные срубные дома с двускатной кровлей и пристенным очагом-камином (т. н. карачаевский дом), у баксанцев – «деревянные замки» знати (башы джабылган арбаз – несколько срубных построек с крытым двором и общей внешней стеной, пл. до 1000 м2). Общие для карачаевцев и Б. домусульманские праздники – Чоппа-Оюн (связанный с божеством грома Чоппа) и Голлу. Характерна короткая мужская накидка из войлока или шкуры с капюшоном (гебенек). Пища имеет особенности, отличные от кухни нетюркских народов Кавказа (напр., мясные супы-шорпа, колбасы сохта, джерме, кыйма бел-сохта); в семьях князей и дворян пекли огромных размеров (диаметр до 1 м) пирог с начинкой из 61 компонента (хоздархан-хычын, крым-хычын); из фасоли готовили поминальную пищу (ашыра-джырна и джырна); было известно неск. сортов пива (ара-сыра, къарча-сыра, алботай-сыра), халвы (хурбай-халуа, четен-халуа, ун-халуа, сапран-халуа).
Фольклор. Трудовые песни сопровождали домашние и полевые работы – сбивание масла («Долай»), ткачество, молотьбу («Эрирей») и др. Сохраняются героич. и историч. песни («Бийнёгер» – о любви охотника и дочери божества охоты Апсаты; «Карча», «Джантууган», «Бек-Болат», «Гапалау», «Ачемез» – о борьбе с набегами крымских ханов; «Чёпёлёу» и «Кайсынла» – о походах в др. страны; «Хасаука», «Хож» – о борьбе против царской колонизации). Эпос (нартский эпос), историч. и историко-героич. песни традиционно исполняются мужским хором и солистом с инструментальным сопровождением или без него. Сохранилась традиция исполнения прозаич. эпизодов нартского эпоса певцом-сказителем (жомакчи, жырчи, нарттайчы) с собств. аккомпанементом на струнном инструменте; некоторые нартские песни исполняются одноголосно с флейтой или трещоткой. Распространены любовные песни («Каншаубий», «Актамак», «Кемисхан», «Айджаяк» и др.). Традиц. инструменты – смычковый кобуз (джая-кобуз, или кыл-кобуз), щипковый саз, 12-струнная арфа кынгыр-кобуз, флейты (сыбызгы, нунну), язычковый шоппар-кобуз, волынка гыбыт-кобуз, трещотка харс (чоппа-харсы), бубен дюнгюрчек, барабан даурбаз – в осн. вытеснены гармоникой и аккордеоном, заимствованными у русских. Танцы: абезек (абезех; включает 3 части – собственно абезех, тюз-тепсеу и истеме); обрядовые – чоппага-барыумек (хороводный), капатейна, тепена, кымсагъа-барыумек (сочетают элементы парного и хороводного); сольный мужской исламей; сопровождаются инструментальной музыкой.