КРЫ́МСКИЕ ТАТА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫ́МСКИЕ ТАТА́РЫ (самоназвание – кърым татарлар; в рус. источниках 16–17 вв. – крымцы, 18–19 вв. – татары), народ на юге России (в основном в Республике Крым). Численность в Крыму 232,3 тыс. чел. (2014, перепись), в Краснодарском крае 1,4 тыс. чел. (2010, перепись). В Крыму компактно проживают в Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском и Джанкойском районах. Живут также в Узбекистане (239 тыс. чел. – в основном в Ферганской и Ташкентской областях), Турции (100 тыс. чел.), Румынии (22 тыс. чел.), Таджикистане (9,4 тыс. чел.), Болгарии (5,8 тыс. чел.), Киргизии (3,6 тыс. чел.), Украине и др. Говорят на крымско-татарском языке. В основном мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба.
Южное побережье Крыма было в основном тюркизировано выходцами из Малой Азии во время сельджукских завоеваний 11–12 вв. Формирование собственно К. т. началось с появления в Крыму монголо-татар в 1220-х гг. Субэтнич. группы К. т.: степные (ногайцы, кърым ногъайлар) и горно-прибрежные, иногда разделяемые на горно-предгорных и южнобережных К. т., или татов (тат, татлар). Степные К. т. – монголоиды, близкие по происхождению и культуре сев.-кавказским и ставропольским ногайцам, в состав которых вошли потомки более раннего тюркоязычного населения (половцев). Горно-прибрежные К. т. относятся к балкано-кавказской расе, включили отд. этнич. элементы из оседлых жителей горно-прибрежной части полуострова: греков, крымских готов, генуэзцев и венецианцев, выходцев из Малой Азии, с Сев. Кавказа (т. н. черкесов), из Грузии, слав. земель, Молдавии и др.; в их языке прослеживается сильное тур. влияние. В эпоху Крымского ханства К. т. численно преобладали в Крыму. После присоединения Крымского ханства к России в 1783, а также после Крымской войны 1853–56 в 1860–62, в 1874–75, начале 1890-х гг. и в 1902–03 происходила массовая эмиграция К. т. в Османскую империю. Опустевшие земли заселялись крымскими греками и армянами, русскими, украинцами, белорусами, болгарами, немцами и др. По переписи 1897, в Таврической губ. насчитывалось 186,2 тыс. К. т. Крымско-татарское культурное возрождение кон. 19 – нач. 20 вв. связано с именем Исмаил-бея Гаспринского. В 1917–20 действовала Нац. партия К. т. (Милли фирка), в кон. 1917 в Бахчисарае собрался нац. съезд (курултай), провозгласивший Крымскую демократич. республику. По переписи 1926, в Крыму проживало 179,1 тыс. К. т. (25,3% населения Крыма). К. т. составляли большинство в Судакском, Бахчисарайском, Ялтинском, Севастопольском районах. Крупнейшие крымско-татарские центры – Бахчисарай, Карасубазар (ныне Белогорск) и Старый Крым. Крымско-татарский язык до 1929 был одним из гос. языков Крымской АССР (1921–45), значит. число К. т. входило в руководство автономии. В 1930 Балаклавский, Бахчисарайский, Ялтинский, Алуштинский, Судакский районы объявлены татарскими.
В 1944 все К. т. (до 190 тыс. чел.) были насильственно вывезены из Крыма, в осн. в Среднюю Азию. Значит. часть их погибла в первые годы ссылки. В 1956 с К. т. сняты ограничения по спецпоселению. Со 2-й пол. 1950-х гг. развивается крымско-татарское нац. движение, ставившее целью возвращение К. т. в Крым. В 1967 Указом Президиума ВС СССР с К. т. снимались «огульные обвинения» в сотрудничестве с фашистскими оккупантами. При этом до кон. 1980-х гг. действовали ограничения на прописку в Крыму и т. п. Возникли районы заселения К. т. вблизи Крыма – в Херсонской обл. Украины, в Краснодарском и Ставропольском краях России. С кон. 1980-х гг. началась массовая иммиграция К. т. в Крым, сначала в степные, а затем и в предгорные и прибрежные районы. Со 2-й пол. 1980-х гг. в Узбекистане активизируется Нац. движение К. т. В 1989 формируется более радикальная Организация крымско-татарского нац. движения (ОКНД). В июне 1991 по инициативе ОКНД в Симферополе собрался курултай К. т., избравший меджлис и принявший Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа. В Российской Федерации Совет крымских татар при Главе Республики Крым был создан указом главы Республики Крым 29.3.2018. Помимо ОКНД, в Крыму действуют другие общества и фонды К. т. Имеются крымско-татарская пресса, радио- и телеканалы.
Основное традиц. занятие степных К. т. – кочевое скотоводство, горно-прибрежных – орошаемое земледелие и отгонное скотоводство. На Юж. берегу Крыма развивались виноградарство, садоводство и табаководство, в Вост. Крыму местами – шелководство, на зап. побережье – рыболовство, в степи и в горах – охота, в горах – бортничество. Важную роль играл соляной промысел. С 19 в. земледелие распространяется и у степных К. т. Были развиты (особенно в 16–18 вв.): узорное ткачество, вышивка шёлком и золотными нитями, производство войлока и сукна, обработка кожи, резьба по дереву, оружейное и ювелирное дело. Многие ремесленные изделия изготавливались на экспорт.
У степных К. т. стойбища состояли из юрт, расположенных по родовому принципу. Различались юрты – большие разборные (терме) и малые неразборные (отав; диаметр до 4 м), перевозившиеся в арбе. У полуоседлых К. т. были распространены полуземлянки, у оседлых степных К. т. – дома из сырцового кирпича (калыб) или турлука с соломенной, земляной или черепичной крышей; стропила образовывали вдоль дома навес, опиравшийся на столбы. У горно-прибрежных К. т. строились одно- или двухэтажные каменные, часто белёные дома; этажи соединялись внутренней, позднее – наружной лестницей; по периметру шли верхняя (софа) и нижняя галереи, опирающиеся на столбы с резными капителями (каптель). По одну сторону сеней (аят) помещалась комната (аш-хана) с чувалом или очагом в особой пристройке, по другую – небольшая неотапливаемая гостиная или спальня (соба). На пологих сев. склонах постройки стояли свободно, окружённые дворами и садами, имели черепичную крышу (керемет); на западе сев. склонов в долинах рек Кача и Бельбек (Бахчисарайский р-н), возможно под влиянием готов, были распространены дома срубной конструкции (чатма су) из толстых досок или горбыля. У горных К. т. дома с плоскими крышами тесно примыкали друг к другу террасами. В городах второй этаж выступал над нижним, опираясь на столбы. Карнизы и потолки расписывались цветочным орнаментом, окна имели узорные рамы из гипса, вставки из цветного стекла. С 14 в. формируется крымская культовая и гражданская архитектура: мечети, медресе, бани, фонтаны, караван-сараи, мавзолеи (дюрбе).
Характерные элементы костюма степных К. т. – бешмет (каптан), чекмень (чепкен), девичья конусовидная шапка с меховой опушкой, сапожки из меха и др. С 16 в. из Турции в горно-прибрежной зоне распространяется т. н. левантийский («османский») тип костюма: туникообразная рубаха (кольмек, кулек), широкие штаны (у мужчин – штан, у женщин – шальвар, туман); у женщин – приталенное платье (шамаладжа-антери) и кафтан (фередже), со 2-й пол. 19 в. иногда набрасывавшийся на голову; у мужчин – расшитый золотом жилет, халат (знатные люди поверх носили халаты без рукавов или с очень короткими рукавами-буфами), кушак, чалма (сарик). В 1-й пол. 19 в. мужской халат заменяется курткой (мийтан, елек, камзол); у молодых – с коротким рукавом, у мужчин среднего возраста – до локтя, у стариков – до запястья. Вместо чалмы стали носить феску или каракулевую шапку (калпак, бьорк) с суконной круглой красной вставкой в центре дна (тупелик, тепели). У женщин распространяется распашное платье (антер): у молодых – длиной до колен, у женщин среднего возраста – до середины икры, у старух – до щиколоток; с облегающим лифом, глубоким вырезом и широкой юбкой с приподнятыми жёсткими боками (джабу) и коленчатым запахом налево, расшитыми нагрудником (кокслюк) и нарукавниками (кьапак); антер носили с передником и курткой или безрукавкой. Плечевая одежда шилась чаще из плотного полосатого шёлка (в расцветке обязательно присутствовал красный цвет), сукна и бархата с золотным шитьём. Девушки заплетали волосы в мелкие косички, скреплённые серебряным амулетом (сач хасиде), женщины подстригали у висков пряди (зюлюф). Выходя на улицу, лицо закрывали сеткой из конского волоса (чадра).
Пища степных К. т. – кислое молоко (айран, катык), сыры (солёный – пенир, слоистый – кашкавал), каша из пшеницы (шорба), пшена (сек), пшеничной муки (талкан), бараний бульон с катыком (серпа), вяленая баранина (какач), слабоалкогольный напиток из проса (буза). Хлеб (экмек) выпекали в золе очага; пекли сдобные пшеничные лепёшки (катлама), пирожки (бурек). Кухня горно-прибрежных К. т. (овощи, фрукты, зелень) формировалась под влиянием земледельческих народов; готовили шашлыки (шиш-кебаб), голубцы в виноградных листьях (долмасы), мясные супы (шорба), плов (пилав), восточные сладости.
До 20 в. сохранялись, особенно у степных К. т., родовая экзогамия, родовые тамги, большая семья, аталычество, колыбельный сговор, обычаи избегания. Многожёнство и калым были мало распространены. Браки между степными и горно-прибрежными К. т. были редки. Система терминов родства смешанного типа: бифуркативно-линейные черты сочетаются с линейными; сохраняется скользящий счёт поколений, характерный для большинства алтайских систем. В то же время генерационный скос типа «омаха» утрачен. Сиблинги делятся по относительному возрасту и по полу; распространены парные термины родства для родителей и дедов. Сохранялись доисламские верования и обряды, у кочевников – поклонение духам и демонам. В быту предпочтение отдавалось не мусульм. летоисчислению, а календарю 12-летнего «животного» цикла. На Ноуруз (Навруз) варили яйца, готовили суп из курицы, слоёный мясной пирог (кобете), халву, сладкое печенье, проводили обряд первой борозды, девушки гадали, дети надевали маски, с цветами и ветками в руках пели под окнами, взамен получали сладости. Некоторые праздники сопровождались чертами христианского ритуала (например, в районе Ялты на Ноуруз выпекали лепёшки с изображением креста), посещением христианских монастырей, поминанием умерших в православных церквах.
Устное творчество. Песням степных К. т. (йыр) свойственны диатоника, мелодич. простота и краткость, строгая манера исполнения; песням горных и южнобережных К. т. (тюркю) – развитая, богато орнаментированная мелодика, ритмич. сложность и разнообразие. Распространены бытовые лирич. песни (макъам); в ходе песенных состязаний между юношами и девушками во время гуляний, на свадьбах, толоках импровизировались короткие песни вроде частушек (чынъ у степных татар, мане у горных). Обрядовый фольклор включает зимние поздравительные, свадебные песни, причитания, круговые песни-танцы (хоран). Эпические жанры: дестаны («Чора-батыр», «Эдиге», «Кёр-огълу»), бейты («Ногъай бейити»). Среди историч. песен особую группу составляют т. н. переселенческие, или эмигрантские, песни (муаджир тюркю, кочь авасы). Создатели и исполнители эпич., историч. и лирич. песен – кедаи (у степных К. т.), ашики (у горных). Инструментальная музыка включает наигрыши – свадебные (такъсим, пешраф), торжественные маршевые (долу), танцевальные медленные (агъыр ава) и быстрые (къайтарма), виртуозные сольные пьесы. В традиц. практике существовали ансамбли чисто инструментальные (давулджылар; в составе: 2 зурны, барабан давул, бубен даре) и сопровождавшие пение (кеманеджилер, или чал; в составе: 1–2 смычковых инструмента, бубен даре, цимбалы сантыр, и др.).