Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕСЕРМЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Попова

БЕСЕРМЯ́НЕ (самоназвание – бесерман), народ в России. Численность 2,2 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в основном на северо-западе Удмуртии (2,1 тыс. чел.  в основном в Глазовском, Ярском, Балезинском, Юкаменском и Красногорском районах; ок. 1 тыс. чел. живут в городах). Говорят на бесермянском наречии удмуртского языка. Распространены также русский и татарский языки. Верующие – в основном православные.

Б., ве­ро­ят­но, по­том­ки юж­но­удмуртской груп­пы, вхо­див­шей в со­став Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, ис­пы­тав­шей тюркское влия­ние и при­няв­шей ис­лам (название «Б.», воз­мож­но, вос­хо­дит к «бу­сур­ма­нин»  му­суль­ма­нин). С 13 в., осо­бен­но по­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го раз­гро­ма 1236, пе­ре­се­ля­ют­ся на се­вер. По до­ку­мен­там упо­ми­на­ют­ся в 16 в. в ни­зовь­ях, с нач. 17 в.  в среднем те­че­нии и бас­сей­не Чеп­цы, час­то под названием «чу­ваш», с сер. 17 в. за ни­ми окон­ча­тель­но за­кре­п­ля­ет­ся название «Б.». В 18 в. об­ра­ще­ны в пра­во­сла­вие. По пе­ре­пи­си 1926 на­счи­ты­ва­ли 10 тыс. чел., в даль­ней­шем до 2002 вклю­ча­лись в со­став уд­мур­тов. В 1990 соз­да­но Общество бе­сер­мян­ско­го на­ро­да, вы­сту­паю­щее за вос­ста­нов­ле­ние ис­то­рического име­ни, учё­та в пе­ре­пи­сях, до­бив­шее­ся вклю­че­ния Б. в спи­сок ко­рен­ных ма­ло­численных на­ро­дов Рос­сии. Общество из­да­ёт газету «Бе­сер­мян­ская прав­да».

Фото Е. В. Поповой Бесермяне на празднике Корбан (деревня Ворца Ярского района). 2004.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Северного По­вол­жья (см. статью На­ро­ды в томе Рос­сия), близ­ка к се­ве­ро­уд­мурт­ской. За­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, жи­вот­но­вод­ст­вом, борт­ни­че­ст­вом, охо­той и ры­бо­лов­ст­вом. От­хо­жий про­мы­сел был раз­вит сла­бо (плот­ни­че­ст­во, из­воз). Со­хра­ня­ют­ся чер­ты тра­диционной сель­ской за­строй­ки: пла­ни­ров­ка усадь­бы «по­ко­ем», двух­этаж­ные ам­ба­ры-кле­ти (ке­нос) с кры­той га­ле­ре­ей; сре­ди над­вор­ных по­стро­ек ра­нее бы­ли куль­то­вые со­ору­же­ния в ви­де не­вы­со­ко­го сру­ба (вей­кись­кан куа­ла, вей кись­кан ке­нос), пе­ред ко­то­рым по­жи­лые жен­щи­ны в пе­ри­од лет­не­го солн­це­стоя­ния со­вер­ша­ли об­ря­ды (ны­не их функ­ции вы­пол­ня­ют мес­та, на ко­то­рых они стоя­ли, и рас­ту­щие ря­дом де­ре­вья). В ин­терь­е­ре из­бы в та­тар­ско-бе­сер­мян­ских се­ле­ни­ях встре­ча­ют­ся эле­мен­ты, ха­рак­тер­ные для че­пец­ких та­тар (яр­кий тек­стиль на сте­нах). Тра­диц. жен­ская оде­ж­да поч­ти по­все­ме­ст­но бы­то­ва­ла в 1-й пол. 20 в., во 2-й пол. 20 в.  в ка­че­ст­ве ри­ту­аль­ной и празд­нич­ной. Про­сле­жи­ва­ют­ся па­рал­ле­ли с жен­ским кос­тю­мом южных (за­кам­ских) уд­мур­тов и чу­ва­шей: де­ви­чья ост­ро­ко­нечная ша­поч­ка (та­кья) с на­кос­ни­ком, жен­ский го­лов­ной убор (каш­пу), на­груд­ные (ки­рос кал), на­шей­ные (ла­га) и че­рес­плеч­ные (ка­ма­ли) ук­ра­ше­ния и др. До 1-й четв. 20 в. су­ще­ст­во­ва­ли не­раз­де­лён­ные се­мьи, об­щин­ная взаи­мо­по­мощь (ве­ме). Ме­ж­эт­нические бра­ки бы­ли ред­ки до 2-й пол. 20 в. Со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты тра­диционного пан­те­о­на, близ­ко­го к уд­мурт­ско­му, культ пред­ков, по­чи­тае­мые мес­та мо­ле­ний (свя­щен­ные ро­щи, род­ни­ки, де­ре­вья), ка­лен­дар­ные (свя­точ­ные об­хо­ды де­рев­ни ря­же­ны­ми – во­жо и др.), сва­деб­ный (сва­тов­ст­во, при­го­тов­ле­ние и ос­мотр при­да­но­го, пи­ры в до­ме же­ни­ха и не­вес­ты, ода­ри­ва­ние и тру­до­вые ис­пы­та­ния мо­ло­дых, по­сле­сва­деб­ные ви­зи­ты) и другие об­ря­ды, сва­деб­ные, по­хо­рон­но-по­ми­наль­ные и ре­крут­ские на­пе­вы-им­про­ви­за­ции (крезь). Тан­цы – оди­ноч­ные, ре­же – пар­ные под пе­ние или наи­гры­ши на гар­мо­ни­ке. В про­шлом бы­ла рас­про­стра­не­на во­лын­ка (быз). Вес­ной уст­раи­ва­ли празд­ник Плу­га (Ака­яш­ка), с 1990-х гг. воз­ро­ж­да­ет­ся лет­ний празд­ник Кор­бан (мо­ле­ние о до­ж­де), со­про­во­ж­даю­щий­ся жерт­во­при­но­ше­ния­ми жи­вот­ных и др. Мес­та­ми су­ще­ст­ву­ет обы­чай при­гла­шать мулл из татарских де­ре­вень на пер­вый вы­гон ско­та. Во вре­мя ка­лен­дар­ных и се­мей­ных об­ря­дов го­то­вят яч­не­вую ка­шу на мяс­ном буль­о­не, на Ро­ж­де­ст­во – пре­сные соч­ни (квар­нян).

Лит.: Те­п­ля­ши­на Т. И. Язык бе­сер­мян. М., 1970; О бе­сер­мя­нах. Ижевск, 1997; По­по­ва Е. В. Се­мей­ные обы­чаи и об­ря­ды бе­сер­мян (ко­нец XIX – 90-е го­ды XX вв.). Ижевск, 1998; она же. Ка­лен­дар­ные об­ря­ды бе­сер­мян. Ижевск, 2004.

Вернуться к началу