КАРАГА́ШИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАГА́ШИ (ногайцы-карагаши, самоназвание карагаш-ногайлар, от карагаш – чёрное дерево; тат. карагачи, устар. кундровские татары), этническая группа астраханских ногайцев. Числ. 6–7 тыс. чел. (2010, оценка; по переписи 2010 — 16 чел., остальные причислили себя к ногайцам и татарам). Компактно проживают в Красноярском р-не, с. Лапас Харабалинского р-на, с. Растопуловка Приволжского р-на Астраханской обл. и пригородных посёлках Астрахани – Кири-Кили, Свободный, Янго-Аул и микрорайоне имени Бабаевского. Сохраняют карагашский диалект ногайского яз. (см. Астраханских ногайцев-карагашей язык), говорят также на литературном ногайском, казах., тат. и рус. яз. Сунниты ханафитского мазхаба.
Происхождение К. связано с Малой Ногайской Ордой (Казыев улус), которая в сер. 16 в. отделилась от др. ногайцев Волги и Урала и переселилась на Сев. Кавказ. По преданиям, К. кочевали тогда в районе совр. г. Пятигорск. В 1720–40-х гг. вместе с др. ногайцами Малой Ногайской Орды были подчинены калмыками и до кон. 18 в. кочевали в пределах Калмыцкого ханства. В 1771 после ликвидации Калмыцкого ханства были оставлены в Красноярском у. Астраханской губ., в офиц. документах упоминаются как кундровские татары. В 1788 были образованы два селения К. – Сеитовка и Хожетаевка, во 2-й пол. 19 в. – др. поселения на левобережье Волги, в нач. 20 в. – в окрестностях Астрахани. Делились на роды, объединявшиеся в 4 племени (куб): найман, ас, мангыт и отделившиеся от найманов тобетпес. Каждый род управлялся советом старейшин (маслагат), имел свои мечеть и место на кладбище, тамгу и боевой клич. Отд. роды в составе К. образовывали кочевавшие вместе с К. мангышлакские туркмены (туркпен) и казанские татары (калпак), в кон. 18 – нач. 19 вв. служившие в Рос. армии, затем поселившиеся в казахской Букеевской Орде и во 2-й пол. 19 в. приписанные к обществу К. Некоторые группы К., тесно связанные с казахами Букеевской Орды, испытали влияние казах. яз. и культуры; во 2-й четв. – сер. 19 в. переселились к селу Ханская Ставка [ныне селение Урда (Хан-Ордасы) Западно-Казахстанской обл., Казахстан]. С 1926 в переписях К. относились к татарам, в школах преподавание велось на тат. яз., с 1964 – на русском. С кон. 1980-х гг. у К. идёт процесс возрождения самосознания и ногайской культуры, устанавливаются тесные контакты с ногайцами Сев. Кавказа. В 1990-х гг. в школах введено преподавание ногайского языка и литературы. В 1990 в Астрахани создано Об-во ногайской культуры Астраханской обл. «Бирлик», в 2003 – Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге». Проводятся ежегодные межрегиональные Джанибековские чтения, Дни ногайской культуры, создаются песенные и танцевальные коллективы. Разработка газового месторождения в районе компактного проживания К. привела к необходимости их переселения из санитарно-защитной зоны и, как следствие, к ускорению ассимиляции.
Осн. традиц. занятие – полукочевое скотоводство. С кон. 19 в. развивается овощеводство, с нач. 20 в. – рыболовство. С коллективизацией кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. К. насильственно переводят на оседлость, рыболовство становится осн. занятием. Сохраняется иск-во изготовления тюфяков (мндеров) в шёлковых чехлах с аппликацией (карга тел). До 1970-х гг. делали войлочные ковры-киизы (кийез). Калм. влияние прослеживается в типе разборной юрты (караш ий). Характерны женские головной убор мезбек и бобровая шапка. Девушки до 1930-х гг. носили серьгу в правой ноздре (алка). Были распространены элементы тат. одежды (напр., женская расписная обувь или мужские тюбетейки), узб. халаты и ткани для женской одежды. Сохраняются блюда ногайской кухни и особенности свадебного обряда. Эпич. и бытовые песни (джыр, озын ногай джыр) исполняются мужчинами (без сопровождения). Известные певцы: Курбан-Гази из Керменчика, Мамбет Кыркиле (кон. 19 – нач. 20 вв.), Абдулла Шамуков (1911–91) из с. Лапас. В 20 в. были заимствованы элементы тат. песенного и танцевального фольклора. Муз. инструменты – гармоника (саз, прежнее назв. кобыз) и бубен (кабал); до кон. 1990-х гг. сохранялась традиция игры на домбре. Распространено почитание суфийского аулья (места погребения) Сеит Баба Хожетайлы на кладбище у с. Малый Арал Красноярского р-на. Из К. вышли видные деятели просветительства: А. И. Умеров (Гумари) (1867–1933) – религ. деятель, проповедник идей джадидизма в Астраханском крае; А.-Х. Ш. Джанибеков (1879–1955), занимавшийся сбором фольклора и этнографией ногайцев, участвовавший в создании совр. ногайской письменности.